Для старшеклассников по написанию сочинения части «С» единого государственного экзамена по русскому языку Материал подготовила Морозова Н.Т, учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Advertisements

внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Открытый урок.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Транксрипт:

для старшеклассников по написанию сочинения части «С» единого государственного экзамена по русскому языку Материал подготовила Морозова Н.Т, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»

1.Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования. 2. Сформулировать позицию автора. 3. Объяснить, почему выпускник согласен или не согласен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее трёх аргументов)

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную важную, серьёзную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, национальную, международную, политическую, философскую.

Тезис – это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Различаются аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса (оппонент). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора (аргументы автора), использованные в тексте, а привести свои.

Пример из литературы Пример из литературы Пример из публицистики Пример из публицистики Пример из личной жизни

Тип речи: Тип речи: рассуждение; рассуждение с элементами повествования; Основные темы: отношение человека к природе; роль искусства в духовной жизни общества; проблемы нравственного выбора; смысл человеческой жизни, ответственность человека за судьбу мира. Основные темы: отношение человека к природе; роль искусства в духовной жизни общества; проблемы нравственного выбора; смысл человеческой жизни, ответственность человека за судьбу мира. Композиция текста: Композиция текста: рассказывается какой-либо случай (человек от нечего делать застрелил птицу), затем, используя этот рассказ в качестве иллюстрации, автор формулирует какую-либо нравственно-психологическую или социальную проблему, которая и является главной темой его высказывания.

Комментарий должен отражать направление авторской мысли: Комментарий должен отражать направление авторской мысли: 1. Какие понятия автор рассматривает; 2. Почему именно эти понятия рассматриваются в качестве исходных; 3. Какие аргументы автор приводит для доказательства своих мыслей (его суждения, предположения других людей, использует цитаты и афоризмы и т. д.; 4. Какие выразительные средства, используемые автором, особо остро (ярко) передают поставленную проблему, основную мысль.

? о нравственной цене нашего выбора О чем размышляет автор (…?…) в своём тексте, какие вопросы он ставит перед своими читателями? Ответ как будто бы очевиден! Автор размышляет о (например,….том, что такое честь). Но это, так сказать, только верхушка всечеловеческой и вечной проблемы! Ведь каждое наше слово, каждый поступок либо увеличивает количество добра, либо усиливает зло в мире. Мы, даже не думая об этом, создаём своими действиями определённые нравственные законы, по которым будут жить наши потомки. Вот об этой высокой ответственности человека, о нравственной цене нашего выбора как раз и говорит автор.

Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чём он пишет, волнует его душу, он не скрывает свои эмоции под маской надменной мудрости. И слово в тексте наполнено страстью (болью, радостью, разочарованием и др.), оно пылает огнём искреннего чувства. Не случайно в тексте встречаются (эпитеты «…..», метафоры «…..», слова экспрессивной лексики …..). Важность проблемы подчеркивают часто встречающиеся …… « » в этих словах, на мой взгляд, выражена главная мысль текста. Я полностью согласен с автором, что…….

1) Автор текста призывает жестоко наказать всех тех, кто варварски относится к окружающей природе. 2) Автор текста с горечью понимает, что относится к числу тех, кто легкомысленно и безответственно губит природу. 3) Короткие прерывистые фразы, восклицания, вопросы, назывные предложения – эти синтаксические средства отражают гневное чувство автора, обращенное против губителей природы. 4) Использование нескольких рядов однородных членов усиливает звучание авторской мысли, её пламенный пафос.

«Что делать?» позволяет выразить личностную позицию, показать свою горячую заинтересованность тем, что волнует автора текста. А ведь именно на решение тех или иных общественных задач и нацеливает читателя автор публицистического текста. Приём «Что делать?» позволяет выразить личностную позицию, показать свою горячую заинтересованность тем, что волнует автора текста. А ведь именно на решение тех или иных общественных задач и нацеливает читателя автор публицистического текста. Схема выполнения приёма такова: Схема выполнения приёма «Что делать?» такова: 1. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте. 2. Предложите свои способы решения этой проблемы

«Оппонент». Хорошую возможность для формулировки и аргументации личностной позиции даёт приём «Оппонент». В основной части сочинения можно использовать точку зрения воображаемого оппонента. Если какое-то (пусть даже самое негативное!) явление существует, значит, его существование чем-то оправдывается, кому-то выгодно. «Оппонент» Приём «Оппонент» выполняется по следующей схеме: 1. Напишите о том, что очень часто люди не понимают важности поднятой в тексте проблемы. 2. Раскройте логику ваших оппонентов. 3. Объясните, чем опасна их нравственная слепота.

«отклик» Приём «отклик» Схема приёма: 1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать…)…» «Когда я прочитала этот текст, то подумала о том, что…» «…что мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознал сою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает Жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет наша Земля – мертвой звездой или цветущим садом.

Автор текста В. Ганичев 2009 год

(1) На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чём думал он? 1) На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чём думал он? Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию

(6) До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию

(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России… Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию

(Умолчание) (7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России… (Умолчание) Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию

(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в рязряд чудаков и людей везучих… Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию

(15) Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. Задание. Выделите опорные слова, важную, на ваш взгляд, информацию (15) Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого. Задание: Какова роль пейзажа в данном предложении? Какие выразительные средства использует автор в предложении? Определите стиль и тип речи. Докажите.

Анализ текста Кто? Кто? Где? Где? Когда? Когда? Почему? Почему? Зачем? Зачем? Как? Как? Кто герой текста? О ком рассказывает автор? Где происходит действие? Когда «одинокий адмирал» сыскал себе славу? Зачем Ганичев рассказывает эту историю о забытом всеми «легендарном» флотоводце? Как, с помощью каких выразительных средств автор показывает основную мысль текста?

Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения – не менее 150 слов Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования) Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте (учитываются первые два аргумента)

Удачи!