Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся Королев Валерий Григорьевич, канд. пед наук, доцент, зав. Кафедрой управления развитием образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Advertisements

Роль родителей в жизни классного коллектива. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ (ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Апрель.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
«Перед проблемой воспитания детей должны отступать на задний план все наши остальные проблемы» Иоанн Златоуст.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Основные направления работы школы с семьей Составление социального паспорта школы Организация диагностической работы по изучению семей Дифференцированная.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Особенности взаимодействия с родителями воспитанников в условиях открытого образовательного пространства. МБДОУ «Детский сад ОВ 54», зам.зав по ВМР Мухина.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО» В РАЗВИТИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
МАОУ гимназия 32 Мео Елена Павловна г. Калининград 2013 г.
Транксрипт:

Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся Королев Валерий Григорьевич, канд. пед наук, доцент, зав. Кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО

2 Вопросы 1.Социальные функции современной семьи 2.Понятие, сущность, цели воспитания родителей 3.Технология работы с семьей

3 Литература: Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991 Добрович А. Общение: Наука и искусство. М., 1996 Леей В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 1993 Левина М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996 Харъкин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М., 1992 Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М, 1999 Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М 2001

4 Метод, письмо МО РФ от г /16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательном учреждении» Митрохин В. Динамика современности и модернизация семейных отношений //Вестник социальной работы. М., С Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями: Учебное пособие. - Псков, 2002 Завуч с.80. (Методы и формы работы с Родителями)

5 США - чемпион по разводам Россия -... по «безотцовщине» 14 млн. детей воспитываются в неполных семьях 94% - без отца

6 Динамика развития современной семьи Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество Семья обеспечивает преемственность традиций Воспитание гражданина, патриота, семьянина, законопослушного члена общества

7 Задание 1 1.Оцените воспитательное влияние семьи: 2.Снизилось 3.Осталось неизменным 4.Повысилось 5.Невозможно оценить достоверно 6.Не знаю

8 Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье: Невысокий экономический уровень Низкая культура общественной жизни Двойная нагрузка на женщину в семье Высокий процент разводов Бытующее мнение, муж помогает жене воспитывать Обострение конфликтов между поколениями Увеличение разрыва между семьей и школой

9 Социальные функции современной семьи

10 Воспитательные функции родителей Создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов

11 Воспитательные функции родителей Всесторонняя помощь в развитии ребенка, которая означает создание таких условий, когда его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне

12 Воспитательные функции родителей Современные родители, воспитывая ребенка, все чаще сталкиваются с необходимостью контролировать и корректировать стимулы его развития Целью воспитания родителей является создание для них таких перспектив, в которых они_нуждаются как воспитатели

13 Стратегии в работе с семьей Семья нуждается в поддержке Семья нуждается в обучении Семья нуждается в психосоциальной работе Семья нуждается в помощи Не трогать, не вмешиваться

14 Понятие, сущность, цели воспитания родителей Существует широкое и узкое понимание термина «воспитание родителей» В узком значении это формальное сообщение родителям знаний, необходимых для воспитания детей В широком же значении это: организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи

15 Воспитание родителей это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания Говоря о воспитании родителей, необходимо иметь в виду, что речь идет прежде всего о благополучии, здоровье и счастье всей семьи, о дальнейшем развитии взаимоотношений между членами семьи, основанных на их стремлении к общению между собой Новое сознание это углубление воспитательных функций и знаний о себе, своих детях(или ребенке), о муже(жене) и семье, о сотрудничестве с другими людьми, имеющими отношение к воспитанию детей, преподавателями, воспитателями, руководителями кружков и т.д., знаний о тех условиях, в которых живет семья и воспитываются дети

16 Воспитание родителей может быть направлено: на самих родителей на развитие и благополучие детей на семью на общественную деятельность

17 Четыре типа отношений родителей к воспитанию: 1) воспитание через уход за ребенком (воспитательный процесс сведен только к уходу за ребенком) 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей) 3) воспитание у детей привычек и навыков (подчеркивается необходимость привития ребенку определенных правил поведения) 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания)

18 С точки зрения социальной политики целью воспитания родителей является обеспечение благополучие как родителей, так и детей. Другими словами, целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который позволил бы каждой семье стать счастливой

19 Педагогическая компетенция родителей - является важной частью того семейного благополучия, которое становится целью социальной политики, а воспитание родителей - частью современной социальной политики Педагогическая компетенция родителей - это способность понять детей и создать возможности удовлетворить их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка уже в тех материальных условиях, в которых семья живет в данный момент

20 Технологии работы с семьей Диагностические технологии: Сбор биографических данных каждой семьи, их компьютерная обработка, анализ полученной информации Тест-опросник родительского отношения (ОРО), предложенный А. Я. Варга, В В. Столиным, выявляет родительское отношение у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними

21 Диагностические технологии: Методика измерения родительских установок и реакций включает в себя три наиболее известные методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варги переходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е.Шефера (PARJ)

22 Воспитательные технологии Адлеровская модель. Ее задачи: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности Основные понятия: «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты»

23 Воспитательные технологии Учебно-теоретическая модель Исходной идеей учебно-теоретической модели является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе Основная цель воспитания родителей: подготовить родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно поведение детей, в трех случаях: 1.делает ли человек что-то лишнее; 2.делает ли он чего-то слишком мало; 3.нетрудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния)

24 Воспитательные технологии Модель чувственной коммуникации. В данной модели внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения Задача воспитания родителей состоит в усвоении трех основных умений: 1) активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям 2)довести до сознания ребенка собственные слова (умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка) 3)использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника

25 Воспитательные технологии Модель, основанная на трансакциональном анализе Основной идеей данной модели является положение о том, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями Задача воспитания: научить оперировать понятиями трансакционального анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье Научить родителей действовать так, что-бы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка

26 Воспитательные технологии Модель групповых консультаций. Основополагающая идея данной модели заключается в том, что воспитание родителей должно быть сосредоточено на практических вещах и рассматривать прежде всего проблемные ситуации Цель воспитания: укрепить у родителей веру в свои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей Принципы воспитания: внимательно слушать своего ребенка избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; проявлять мысли и чувства без агрессивности

27 Просветительские технологии Технологии просветительского направления состоят из: 1) информационные лектории доклады собрания конференции 1) личностно-ориентированные психолого-педагогические консультации школа молодого родителя; семейный консилиум психолого-педагогический практикум диспуты и дискуссии деловые игры

28 Социально-реабилитационные технологии специально организованную деятельность по освоению процедур защиты от негативных влияний внешнего мира (проигрывание различных вариантов наиболее часто встречающихся в реальной жизни коммуникаций: с преподавателем, родителями, продавцом, врачом, милиционером, прохожим и т. п.)

29 Социально-реабилитационные технологии модификацию социального окружения подростка с девиантным поведением (ролевые игры, имитационное моделирование, анализ ситуаций) проведение мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семье проигрывание, анализ конфликтных ситуаций в семье Способы предупреждения конфликтных ситуаций в семье Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье Показ влияния супружеских отношений на поступки, поведение детей

30 Социально-реабилитационные технологии психотерапевтические технологии в работе с детьми и их родителями организация и проведение семейных праздников, мероприятий с участием детей, нуждающихся в социальной реабилитации

31 ? Откуда группы... признающие закон кулака, алкоголизм, наркоманию? Наркомания всех видов - это следствие Нищеты, но не материальной, а духовной

32 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.). Организация диагностической работы по изучению семей Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей

33 Диагностические технологии: Методика Рене Жиля (проективная методика). Предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и членов семьи, его восприятия внутрисемейных отношений Цель методики изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими Графические методы диагностики Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработан В. В. Сталиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко

34 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников) Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания

35 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и под­ростков Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета

36 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.) объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы)