Отработка приемов сжатия текста при написании свободного диктанта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание изложения (ИК1) Наличие сжатия исходного текста ( 1-2 приема ИК2) Смысловая цельность (ИК3)
Advertisements

Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Сжатое изложение Часть 1 (С1). Приёмы сжатия 1.Исключение подробностей, деталей. Выделить главное с точки зрения основной мысли. Исключить детали. Объединить.
Подготовка к сочинению- рассуждению на тему : «Почему мы любим природу родного края»
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Информация главная второстепенная та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова) та, без которой не был бы понятен авторский замысел.
Как написать сжатое изложение. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (первое предложение записываем.
Стиль речи Разговорный- Научный-научные труды. исследовательская работа. Публицистический -агитационно- массовая работа. Художественный- словесно- художественное.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Транксрипт:

Отработка приемов сжатия текста при написании свободного диктанта

«С любовью к родной природе». В. Солоухин Любовь к родине – сложное чувство. Любовь к родине начинается с любви к родной природе: - «что можно любить в тундре…»; - «что можно любить в тундре…»; - «каждому мила своя сторона…»; - «каждому мила своя сторона…»; Чувство любви к родине не стихийно.

Вопросы к тексту Определите стилевую принадлежность текста, тип речи. Определите тему текста, что отражено в заглавии – тема или идея текста? В каком предложении заключена основная мысль? Какие аргументы использует автор для подтверждения основной идеи? Выразите свое отношение к поднятой проблеме после просмотра слайдов..

Тип речи – рассуждение. Тезис. Что значит сочетание слов «любовь к родине»? Аргументы. -»ничего не может быть милее скал…» -»ничего не может быть милее скал…» -»казалось бы, что любить в тундре?» -»казалось бы, что любить в тундре?» -»кому мила степь, кому – горы…» -»кому мила степь, кому – горы…» Вывод. «Чувство любви к родной природе не возникло само собой, но воспитано в нас».

- -Что для вас значит понятие «родина»? -Какая картина из представленных на слайдах ближе и понятнее вам? - В чем вы согласились бы с автором текста? - В чем вы согласились бы с автором текста?

Задача урока: Создать сжатый текст, используя знакомые приемы сокращения текста. Методические приемы: Методические приемы: вместе с учителем; вместе с учителем; вслед за учителем; вслед за учителем; самостоятельно. самостоятельно.

Справка. Содержательные приемы Содержательные приемы компрессии текста. компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной информации. Свертывание исходной информации за счет обобщения (частное в общее) Свертывание исходной информации за счет обобщения (частное в общее)

Приемы сжатия текста ОбъединениеУдалениеЗамена

Удаление (вместе с учителем) Тезис: С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине – то есть что именно и за что он любит – дано уже в зрелом возрасте. Чувство это действительно сложное. Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит. Тезис: С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине – то есть что именно и за что он любит – дано уже в зрелом возрасте. Чувство это действительно сложное. Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит. (72 слова) (72 слова) С детства человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине дано уже в зрелом возрасте. Чувство это действительно сложное. В нем все прошлое и все будущее народа. С детства человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине дано уже в зрелом возрасте. Чувство это действительно сложное. В нем все прошлое и все будущее народа. (40 слов) (40 слов)

Замена (вслед за учителем) Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (25 слов)

Замена Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (25 слов) Бесспорно, на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. Бесспорно, на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (17 слов) (17 слов)

Замена, объединение (самостоятельно). Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре?. Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты. Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре?. Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты. (47 слов) (47 слов)

Замена, объединение (ключ к проверке) Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре?. Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты. Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре?. Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты. (47 слов) (47 слов) Для горца ничего не может быть милее родного горного пейзажа. Казалось бы, что любить в тундре?. Скудная земля, поросшая лишайниками, однако ненец- оленевод не променяет ее ни на какие южные красоты. Для горца ничего не может быть милее родного горного пейзажа. Казалось бы, что любить в тундре?. Скудная земля, поросшая лишайниками, однако ненец- оленевод не променяет ее ни на какие южные красоты. (31 слово) (31 слово)

Следующий этап работы над овладением приемами сжатия текста - редактирование. Девиз работы. Совсем по – чеховски: Совсем по – чеховски: «Краткость – сестра таланта».