Освоение культурного наследия Образование как вхождение в культуру I.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Advertisements

«Ребенок в мире музея» дополнительный материал к статье «Основы музейной педагогики в ДОУ» Автор: Фоминых Елена Викторовна, старший воспитатель МКДОУ 15.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Город на Неве. Основание Санкт-Петербурга Санкт-Петербург был основан в 1703 году царем Петром I.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Мировая художественная культура Основы преподавания курса в МОУ лицее 29 Г. Тамбова.
IV Международная научно- практическаяконференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения»
Толерантность Исторический опыт народов в понимании толерантности.
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Культурологический подход в образовании Выступление на расширенном заседании лаборатории культурно –ценностных ориентаций отдела общего начального образования.
Содержание дополнительного образования в школе Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование всю ту сферу образования, которая.
Анализ программы « Искусство.8-9 классы » авторов : Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Шаховец И. В., учитель МБОУ « Лицей 3» 2012 г.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Формы и методы практического применения школьного эксперимента по направлению «Духовность» ( «Создание системы развития аксиосферы личности на основе традиционных.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Выполнила: воспитатель Попова Т. В.. Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка и взрослого,
Система патриотического воспитания дошкольников Составитель: Воспитатель: Кузнецова Валентина Николаевна МДОУ «Детский сад 19 р. п. В. Синячиха общеразвивающего.
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Транксрипт:

Освоение культурного наследия Образование как вхождение в культуру I

От Человека образованного – к Человеку культуры Очевидно, сколько зрителей – столько версий, гипотез, предположений, прочтений картины. П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1654С. Полютин. Петербургский Вавилон. 2005

Сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит в осознании противоречий, существующих между двумя системами – современной культурой и современным образованием. Противоречие первое: культура целостна, а образование предметоцентрично.

Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы» почитания миллионов и вещи, наделенные ценностью лишь для одного. Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она – органична и целостна. Л. Лаво. Адам. Одна кровь, много национальностей. 1997

Противоречие второе: культура говорит на разных языках, а образование – на языке науки. Для современного человека все большее значение, наряду с научным, приобретают теологическое, мифологическое и особенно художественное знание, обогащающее картину мира, делающее ее более глубокой, насыщенной и личностно значимой. И. Рабузин. Мой мир

Противоречие третье: пространство культуры многомерно, а образование – линейно и однонаправленно. Образ современной культуры передает картина М. Эшера, воплощающая многомерность мира, условность и субъективность человеческого знания. М. Эшер. Относительность. 1997

Противоречие четвертое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично – стремится к унификации мнений, формированию общепринятой («правильной») точки зрения. Любой объект культуры несет в себе множественные разнообразные значения, и их «прочтение» зависит лишь от индивидуального опыта личности, уровня общей культуры – кругозора и контекста восприятия. Современная культура толерантна и допускает множественные толкования смыслов и значений одного и того же объекта. М. Дюшан. L.H.J.J.Q. 1919Ф. Леже. Мона Лиза. 1930Ф. Ботеро. Мона Лиза. 1977

Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях неопределенного настоящего и непредсказуемого будущего, стимулирует поиск креативных ответов на вызовы времени, а образование предлагает пользоваться готовыми рецептами, сформулированными в школьной программе.

Одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала биоархитектура, основанная на принципах природосообразности. Хавьер Сеносиан. Наутилус. 2006

Обозначенные противоречия являются своеобразными вехами на пути модернизации образовательной сферы, ее интеграции в пространство Культуры. Этот вектор требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества и воспроизведение стереотипов его использования.

Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности. Культурное наследие не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками (памятники, здания, картины, произведения декоративно- прикладного искусства, предметы быта). С. Чобан. Бизнес-центр Бенуа. 2008

Для Петербурга «неочевидными» памятниками культурного наследия являются известные всему миру белые ночи, «небесная линия города на Неве» (Д.С. Лихачев), петербургская непогода – одна из самых неизменных примет Северной столицы вне зависимости от исторической эпохи. Д. Кустанович. Из серии «Городские дожди». 2006Белые ночи в Санкт-Петербурге (Фото: С. Кудас).

Человек стал единственным на планете живым существом, у которого два «дома» и две «родины» – породившая его природа и порожденный им самим огромный мир культурных ценностей. В последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу существования человечества, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» и «экология культуры».

Первый аспект экологии культуры – сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями людей. Т. де Томон Фонтан в сквере перед Казанским собором 1809 Б. Растрелли. Фонтан «Самсон» в Петергофе еПетропавловская крепость. XVIII в.

Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794

Второй аспект экологии культуры – сохранение целостности системы (экосистемы) культуры. К. Тон. Благовещенская церковь.1844–1849 Снесена в 1929 И. Шарлемань. Вид на Благовещенскую церковь с Благовещенского моста Н. Митурич. Дом культуры им. Первой пятилетки (справа) Снесен в 2005 Горельеф на ст. метро «Нарвские ворота» в Санкт-Петербурге Проект горельефа А. Тамир. Эйнштейн – Мона Лиза 1/2 Mona Lisa + 1/2 Einstein = 1 totality

Третий аспект экологии культуры – сохранение единства смыслового поля культуры. Кацусика Хокусай. Слепцы и слон. 1814

Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой. Газета «Искусство» 13/2011.