Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности Составитель : Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ « Васильчуковская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тропы и фигуры речи. Тропы слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Advertisements

Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Теоретический материал ГИА А3. употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Транксрипт:

Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности Составитель : Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ « Васильчуковская СОШ »

Обоснование Актуальности выбранной темы урока. Проблемы Особое внимание следует уделять выполнению заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Как показывают результаты диагностических и контрольных работ, это задания речеведческого характера, связанные с такими понятиями как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности.

Обоснование Актуальности выбранной темы урока. Цели 1) Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах ( тропах и фигурах ) и для прочности знаний составим таблицу обобщающего характера. 2) Также узнаем, что в качестве средства выразительности в текстах могут быть использованы обычные слова и синтаксические конструкции. 3) Выполним задания, которые будут учить нас различать случаи использования языковых единиц в собственно номинативной и изобразительно - выразительной функциях.

АССОНАНСАССОНАНС Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков И веют древними поверьями Её упругие шелка. (А.Блок) Подчёркивает звучание отдельных слов, создают определённый звуковой образ. Например, в приведённых строках Блока Повтор узкого закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини Выразительные средства фонетики

АЛЛИТЕРАЦИЯАЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер, // В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) В строке Есенина скопление шипящих [ш], [ж], [ш] передаёт шум ветра, шелест сухого снега, создаёт звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит Выразительные средства фонетики

ПАРОНИМЫПАРОНИМЫ Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мёд. (А. Межиров) Придают тексту дополнительную выразительность Выразительные средства словообразования

ПАРОНОМАСЫПАРОНОМАСЫ Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению 1) Не глух, а глуп. 2) Дело спорится, что сошьётся, то и распорется. (Пословица) Создают в тексте комический или юмористический эффект Выразительные средства словообразования

СРАВНЕНИЕСРАВНЕНИЕ Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) даётся через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. Морфологические средства сравнения: 1) при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже; 2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения); 3) при помощи предлогов наподобие, подобно; 4) прилагательное в сравнительной степени; 5) наречие в сравнительной степени; 6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении) 1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая с в ои берега. (И.Бунин) 2) Уж озимь яркая блеснула изумрудами. (П.Греков) 3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий) 4-5) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А.Сурков) 6) Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои. (Н.Некрасов) Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица). Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету Тропы (выразительные средства лексики)

МЕТАФОРАМЕТАФОРА Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Виды метафоры: 1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому- либо общему у них признаку); 2) развёрнутая (построена на различных ассоциациях по сходству); 3) лексическая (мёртвая, окаменелая, стёртая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается); 4) особый изобразительный приём – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; закат пылает и др. Утро года (А.Пушкин); 2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький) 3) Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка; 4) «Разрываюсь на части». В стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создаёт фантастический образ («сидят людей половины» и др. ) Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно- образного мышления, видения мира, меру таланта автора Тропы (выразительные средства лексики)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М.Лермонтов) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления Тропы (выразительные средства лексики)

МЕТОНИМИЯМЕТОНИМИЯ Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. Связь может быть: 1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан; 2) между содержимым и содержащим; 3) между действием и орудием этого действия; 4) между автором и его произведением; 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 2) Я три тарелки съел. (И.Крылов); 3) Его перо любовью дышит. (А.Пушкин) 4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин); 5) Город шумел. (Ю.Олеша) Как и эпитеты, метони м ии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной Тропы (выразительные средства лексики)

СИНЕКДОХАСИНЕКДОХА Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. Для синекдохи характерно употребление: 1) единственного числа вместо множественного; 2) множественного числа вместо единственного; 3) определённого числа вместо неопределённого; 4) видового понятия вместо родового; 5) родового названия вместо видового 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов); 2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.Ломоносов); 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь); 4) …и гордый внук славян. (А.Пушкин) 5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский) Делают речь более сжатой и экономн ой; яркой, выразит ельной, динамич ной Тропы (выразительные средства лексики)

ЭПИТЕТЭПИТЕТ Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Могут быть выражены: 1) прилагательными; 2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения; 3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых; 4) наречием, выступающим в роли обстоятельства; 5) деепричастием. Эпитеты бывают: - метафорические; - метонимические 1) Седое море; пламенная речь; 2) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись; 3) Золото, золото сердце народное. (Н.Некрасов); 4) Листья были напряжённо вытянуты по ветру; 5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев) - Ночевала тучка золотая, по лазури весело играя. (М.Лермонтов); - Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах… Дают образну ю характе ристику предмет а; выступа ют как средств о детализ ации, типизац ии и оценки образа Тропы (выразительные средства лексики)

ГИПЕРБОЛАГИПЕРБОЛА Художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Придаёт речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа Тропы (выразительные средства лексики)

ЛИТОТАЛИТОТА 1. Определение предмета путём отрицания противоположного. 2. Художественное преуменьшение 1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин) 2) Мальчик-с- пальчик Является (как и гипербола) средством идейно- эмоциональной оценки предмета речи Тропы (выразительные средства лексики)

ПЕРИФРАЗПЕРИФРАЗ Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая своё отношение к нему Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции Тропы (выразительные средства лексики)

ИРОНИЯИРОНИЯ Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов) В этих строках крыловской басни - тонкая насмешка над глупостью осла Тропы (выразительные средства лексики)

САРКАЗМСАРКАЗМ Злая, горькая или гневная насмешка В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм Тропы (выразительные средства лексики)

ГРОТЕСКГРОТЕСК Художественный приём, подчёркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова- Щедрина Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д. Тропы (выразительные средства лексики)

КАЛАМБУРКАЛАМБУР Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению Наш медик в рот больным без счёта капли льёт, // Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) Обычно в тексте создаётся комический эффект Тропы (выразительные средства лексики)

ИНВЕРСИЯИНВЕРСИЯ Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): Для главных членов 1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования); 2) сказуемое + подлежещее (для текста-описания); Для второстепенных членов 1) согласованное определение + определяемое слово; 2) обстоятельство образа действия + сказуемое; 3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонто в) Подчёркивает смысловую значимость отдельных слов, придаёт всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создаёт напевность, мелодичность Фигуры (синтаксические средства выразительности)

ГРАДАЦИЯГРАДАЦИЯ Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин); 2) А идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин) Придаёт особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя Фигуры (синтаксические средства выразительности)

АНТИТЕЗААНТИТЕЗА Художественный приём, в основе которого - резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лёд и пламень // Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный приём Фигуры (синтаксические средства выразительности)

ОКСЮМОРОНОКСЮМОРОН Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающи - ми значениями 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин) 2) О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин) Придаёт выражению оригинальность и выразительность. Сочетание во 2-м предложении слов мучительно и счастлив подчёркивает сложность и многоплановость чувства, соединяющего в себе и муки, и счастье, показывает возможность получения счастья через трудности Фигуры (синтаксические средства выразительности)

РИТОРИЧЕСКИЙВОПРОСРИТОРИЧЕСКИЙВОПРОС Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Что ищет он в стране далёкой? // Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания. Фигуры (синтаксические средства выразительности)

РИТОРИЧЕСОКЕВОСКЛИЦАНИЕРИТОРИЧЕСОКЕВОСКЛИЦАНИЕ Риторическое восклицание. Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) Фигуры (синтаксические средства выразительности)

УМОЛЧАНИЕУМОЛЧАНИЕ Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остаётся недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. На письме умолчание обозначается многоточием Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А.Пушкин) Передаёт состояние предельной взволнованности героя Фигуры (синтаксические средства выразительности)

ЭЛЛИПСИСЭЛЛИПСИС Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливае мого в данном контексте или ситуации Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н.Толстой) Придаёт выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придаёт речи взволнованный характер. Эллиптическое построение речи отличается большей свежестью Фигуры (синтаксические средства выразительности)

ПАРАЛЛЕЛИЗМПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 1) Он над тучами смеётся, он от радости рыдает! (М.Горький) 2) Молодым везде у нас дорога, // Старикам везде у нас почёт. (В.Лебедев-Кумач) Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придаёт речи ритмичность Фигуры (синтаксические средства выразительности)

АНАФОРААНАФОРА Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) 1) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) 2) …Черноглазую девицу, Черногривого коня. (М.Лермонтов) Украшает, усиливает речь, придаёт тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку Фигуры (синтаксические средства выразительности)

ЭПИФОРАЭПИФОРА Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку Фигуры (синтаксические средства выразительности)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список источников Аксёнова Л. А. Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности // РЯ 13, 2008, с