Новый поэтический язык Велимира Хлебникова Работа Ученицы 11 «Б» класса Средней школы 9 Чуносовой Анастасии Г. Оренбург 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
Advertisements

Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Подготовили ученицы 9 « В » класса Григорян Лина Жукова Анастасия.
А. С. Пушкин 2 класс «А» школа 548 Ушенина Александра.
Биография Александра Твардовского Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся.
Биография Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, в имении Ясная Поляна. Он был уже четвертым ребенком в семье. И в 1830 году его мать умерла, после рождения.
Проект «Мой Пушкин» Проект «Мой Пушкин» Над проектом работала ученица 4 Б класса Яковлева Ульяна.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Он не имел ни брата, ни сестры, И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он жадному сомненью.
Презентацию на тему: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого Выполнила : Саркисян Валентина Проверила: Борисова Любовь Петровна.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Николай Васильевич Гоголь – это довольно-таки таинственная личность. С одной стороны – это человек, который занимался написанием сатирических произведений.
Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны урожденной.
Транксрипт:

Новый поэтический язык Велимира Хлебникова Работа Ученицы 11 «Б» класса Средней школы 9 Чуносовой Анастасии Г. Оренбург 2007

Основные задачи Изучить жизненный путь Велимира Хлебникова и выделить особенности личности поэта; Изучить творчество Велимира Хлебникова и выделить специфические особенности его литературной деятельности; Определить новаторство Велимира Хлебникова в русском языке и литературе; Выявить значение творчества Велимира Хлебникова для русской литературы.

Жизнь Велимира Хлебникова

Был человек в чёрном сюртуке, В сером пиджаке – и вовсе без рубашки. Был человек, а у него в руке Пели зинзиверы, и тарарахали букашки. Был человек. Пред. Земного Шара. Жил человек на правах пожара. Чурилин

Здесь закладывался интерес к Востоку … «Родился 28 октября 1885 в стране монгольских исповедующих Будду кочевников – имя «Ханская ставка», а в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имён). При поездке Петра Великого по Волге мой предок угощал его кубком с червонцами разбойничьего происхождения. В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо- Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи. Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши.»

Первый Хлебников упоминается как посадник Ростова среднерусского «Отец – поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь; имел друзей – путешественников, один брат утерян и пропал из виду в Новой Зеландии, один из рода Хлебниковых был членом Государственного совета. Дед умер в Иерусалиме на поклонении. Один из сыновей его – профессор Военно- Медицинской Академии (физик). Многие Хлебниковы отличаются своенравием и самодурством.» Мать поэта – Екатерина Николаевна, урождённая Вербицкая, историк по образованию. В семье, кроме Виктора, было ещё четверо детей; одна из сестёр, Вера, стала художницей, иллюстрировала, в частности, произведения брата, написала о нём воспоминания.

А люди требовали от него, как от взрослого, и он ушёл. В 1891 году Хлебниковы покинули астраханские степи; некоторое время жили в Волынской губернии, потом – в Симбирской; в Симбирске же Виктор поступил в третий класс гимназии, а заканчивал учёбу уже в Казани. При поступлении в Кзанский университет (1903) специальностью была выбрана математика. На первом же курсе Хлебников принял участие в студенческой демонстрации, был арестован и исключён из университета, на следующий год был зачислен вновь, но уже на естественное отделение.

Творческий путь Велимира Хлебникова

И с ужасом Я понял, что никем не видим, Что нужно сеять очи, Что должен сеятель очей идти! Творческий путь Хлебникова распадается на три периода: 1. От 1905 до 1914 года 2. От 1915 до 1917 года 3. От 1917 до 1922 года

1905 – 1914 года Характерные черты: Противоречивость социальных позиций автора Неославянские увлечения Мифологические утопические конструкции Циклическое, повторяющееся историческое время Своеобразный историзм Интерес к славянской и восточной архаике Сочетание авангарда и традиционности

1915 – 1917 года Характерные черты: Появление социальных мотивов Появление темы смерти Звучание пушкинских тем: поэт и отчизна, народ и его судьба, история, ответственность за творчество Выход темы смерти на первый план

1917 – 1922 года Характерные черты: Переплетение тем: народ и его правда, обличие самодержавия и обличие бога Изменение системы построения художественного текста Гиперболически резкое решение темы войны Появление поэтического анализа реальной послереволюционной действительности

Из воспоминаний Веры Хлебниковой «Вы говорите, Он ушёл, мой тихий брат?...» «Я знаю, что у Виктора Владимировича были искренние, любящие, преданные ему друзья… Хочется думать, что им я буду говорить о брате и друге, чутком и нежном с теми, кого он любил и, скинув напускное равнодушие и сверхчеловеческое безразличие к окружающим, - открывал свою душу как Сакия-Муни, отказавшись от земных почестей для достижения духа, - шёл он по земле. Мыслитель и поэт, мне кажется, раздваиваются. Он был великим наблюдателем, от него, на вид равнодушного и безразличного ко всему окружающему, ничто не ускользало: никакой звук бытия, никакой духовный излом. Так он шёл по жизни, так он шёл по лесу, с таким отрешившимся видом, что даже птицы переставали его бояться, доверчиво посвящая в свои тайны.»

«Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет…» С Петром Митуричем Хлебников совершил весной 1922г. Своё последнее путешествие – в деревню Санталово Новгородской губернии. Со своими неизменными мешками с рукописями Хлебников, уже больной, добрался до места назначения, но вскоре у него отнялись ноги, и никакие местные медицинские средства не помогли. Там же, в деревне Ручьи, он был похоронен. В 1960г. Его прах был перевезён на Новодевичье кладбище в Москву.

О словотворчестве «Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка.» «Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне, около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право в жизнь писем. Новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным и называемой вещи. Словотворчество не нарушает законов языка.»

О словотворчестве Выделим типы словотворчества, используемые Хлебниковым. Языкотворчество - скорнение, корнеизменение, Звёздный язык. Словотворчество с перевесом поэтической функции - внутреннее склонение слова Паралингвистическое слово-, звуко-, и образо- творчество. - звукоподражание, передразнивание, звукопись, язык богов, ведьм и русалок, магических ритуалов.

Заумный язык «…свободные сочетания, игра голоса вне слов, названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным. Заумный язык происходит из двух предпосылок: - Первая согласная простого слова управляет всем словом – приказывает остальным; - Слова, начатые одной и той же согласной, объединяются одним и тем же понятием и как бы летят в одну и ту же точку рассудка…»

Новаторство и цели Хлебникова Хлебников живёт в уникальную, резко отличную от времён Карамзина эпоху. За счёт активизации традиционалистического состава русского языка Хлебников вслед за «архаистами» и предполагает перерождения языка элиты. В отличие от «актуального» Пушкина, дающего язык на завтра, Хлебников весь в послезавтра и в позавчера, весь упреждающая на новаторство в форме самого этого новаторства, весь «насквозь» авангардист. Хлебников возлагает на язык большие надежды в судьбах человечества, язык и играет в его творчестве определяющую роль.

О значении Хлебникова для русского языка Велимир Хлебников в своём творчестве возрождает некоторые приёмы, используемые в литературе ранее, давая вызов традиционности. При этом он использует обороты уже известные в словотворчестве, но успешно их применяя даёт им новую жизнь. Благодаря творчеству Велимира Хлебникова особое внимание получают «Звёздный» и «заумный» языки.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Во-первых, Хлебников, в словотворческих аспектах подобно древнерусскому "опрощению" церковнославянского языка, а в других аспектах подобно пушкинскому стилистическому "индифферентизму", создает как бы новый литературный язык, используя равно и разговорный, и старый литературный. Во-вторых, Хлебников не мыслит свое детище как просто поэтический язык, он мыслит его именно как язык культуры и, пусть в отдаленном будущем, язык народа, не говоря уже о "звездном языке", который не входит сейчас в границы нашего рассуждения.

В-третьих, Хлебников выступает с принципом демонстративной делокализации литературного диалекта прекращение ориентации на столичный "разговор", на московское "аканье". В письме Каменскому в 1910 году поэт напишет: "Мы знаем одну только столицу Россию и две только провинции Петербург и Москву" (Собрание произведении, V, 291). В-четвертых, еще на самом раннем этапе своего творчества Хлебников отказывается от европейских и прочих заимствовании за исключением личных имен и следует этому "пуризму" весьма настойчиво. В-пятых, однако, пуризм этот постепенно свелся к бойкоту только европеизмов, в то время как культурно- языковой хлебниковский арсенал обогащается за счет расширения заимствования слов славянского (при несомненном посредничестве церковнославянского языка), азиатского, африканского происхождения.