МОУ СОШ 2 имени С.И. Руденко поселка Монино Педсовет: "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления" 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Advertisements

Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ 88 с кадетскими классами Снигирева М.Б.
Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися Автор: Швецова И.В., заместитель директора по УВР учебный год.
Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
РМОУ Станционно- Ояшинская СОШ Модель системы работы школьного методического объединения учителей физики, математики, информатики 2009год.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
Профилактика и преодоление неуспеваемости учащихся.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Повестка дня 1. Основной доклад по теме п/с – Хитрых Л.А.(1,5 часа ) 2. Содокладчики: Соболева О.В.,( минут) Перерыв – 30 минут Содокладчики: Ахтямова.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Пути преодоления неуспеваемости. Почему ребенок плохо учится?
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

МОУ СОШ 2 имени С.И. Руденко поселка Монино Педсовет: "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления" 2011 г.

«Урок это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...» Ильин Е.Н «Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных». В. Кротов «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». «Если ученик становится безразличным к оценке или относится к собствен­ной неуспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие». Лизинский В.М. «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставле­ние неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой сис­ темой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лизинский В.М. «Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно полу­чить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро стано­вятся безразличными к судьбам учеников». Лизинский В.М.

Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьникуВнешние по отношению к школьнику недостатки биологичес кого развития: Недостатки психичес­кого развития личности: Недостат­ки воспитанности личности: Недостат­ки образования лич­ности: Недостат­ки опыта влияний школы: Недостат­ки влияния внешколь­ной среды: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленнос ть; в) особенно­ сти выс­ шей нерв­ной дея­тельно­ сти, отри­ цательно влияю­щие на учение; г) психопато­ логиче­ские от­клонения а) слабое развитие эмоцио­нальной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положи­ тельных познава­ тельных интере­сов, моти­вов, по­требно­ стей а) недостатки в раз витии мораль­ных качеств личности б) недостат­ки в от­ношениях личности к учителям, коллекти­ ву, семье и пр. в) недостат­ки в тру­довой воспитан­ ности а) пробелы в знаниях и специ­альных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда а) недостатки про­ цесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостат­ки воспи­ татель­ных влия­ний шко­лы (учи­телей, коллекти­ва уча­ щихся и ДР) а) недостат­ки влияний семьи; б) недостат­ки влия­ний свер­ стников; в) недостат­ки влия­ний культурно- производственног о ок­ружения

Профилактика неуспеваемости Этапы урокаАкценты в обучении 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие за­труднения Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки По окончании изучения темы или раздела, обоб­щать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания 2. При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала Применять средства поддержания интереса к ус­воению знаний Обеспечивать разнообразие методов обучения, по­зволяющих всем учащимся активно усваивать ма­териал 3. В ходе самостоя­тельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктиро­вать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе Умело оказывать помощь ученикам в работе, все­мерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 4. При организации самостоятельной вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения Систематически давать домашние задания по ра­боте над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выпол­нения домашних работ, проверять степень пони­мания этих инструкций слабоуспевающими школь­никами Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости 1-я группа Посредством содержания (содержательные) 2-я группа Посредством организации деятельности (организационные) 3-я группа Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отно­ шения, внимания (социально- психологический 1. Особый подход к ос­вещению учебного мате­риала, характер его пре­поднесения: а) эмоционально-образный (эмоциональный, нагляд­но-образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный 2. Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекатель­ных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы 3. Задания с интересным содержанием, занима­тельными вопросами 4. Показ значимости зна­ний, умений: а) общественной; б) личностной 5. Межпредметные связи 1. Целевая установка не работу, ее краткая характе­ристика, постановка задач 2. Предъявление требова­ний к учащимся. По содер­жанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные 3. Характер деятельности (копирующий, репродук­тивный, творческий) 4. Создание ситуаций раз­личного характера: интеллектуального (проблем­ная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой) 5. Анализ ошибок и оказа­ние необходимой помощи 6. Контроль за деятельно­стью учащегося (тщатель­ный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка отношения к предмету, де­ловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидак­тических материалов, красочных пособий 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и воз­можностям учащихся 2. Проявление личного отношения учителя к уче­нику, классу, высказывание собственного мнения 3. Проявление учите­лем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. 4. Организация друже­ских взаимоотношений в коллективе (взаимопро­верка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников Этапы работы Формируемые отношения 1 этап2 этап3 этап4 этап Отношение к со- держанию учебного материала Наиболее лег- кий занимательный материал независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но непривлекательный материал Отношение к процессу учения (усвоение знаний) Действует учитель - ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса Ученик действует самостоятельно Отношение к себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий Отношение к учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, ПОМОЩЬ, чувствие Использование суждения наряду с доброжелательнос тью, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Этапы урокаВиды помощи в учении В процессе контроля за подготовленно стью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо­гающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблем­ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником В ходе самостоятельн ой работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать та или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения за­даний, требованиях к их оформлению Стимулирование самостоятельных действий слабоуспе­вающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления При организации самостоятельн ой работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий