Русские столичные, провинциальные и крепостные театры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое театр? Согласно словарю С.И. Ожегова, театр – это « искусство представления драматических произведений на сцене».
Advertisements

Воспитатель –Дементьева С.А. МДОУ д/с «Сказка» подготовительная группа.
Удивительный мир театра 900igr.net. Цель работы 1) Узнать о происхождении театра. 2) Познакомиться с трудовой деятельностью театра.
Слово «театр» греческое. Оно означает «место для зрелищ»
Театральное искусство XVII – XVIII вв. Бикбаев Глеб.
Русский театр XVIII века. Общее понятие ТЕАТР: 1.Искусство представления драматических произведений на сцене. 2.Зрелещное предприятие, помещение, где.
История театра.
Федор Григорьевич Волков – русский актёр, создатель первого постоянного русского театра. Его называют «отцом русского театра».
Театр XVIII в.
Театральная жизнь Иркутска в 19 веке Выполнила ученица 10 А класса Табакова Елена.
Презентация к уроку по музыке по теме: Презентация Балет
Театр А. Н. Островского Государственный Академический Малый театр им. А.Н.Островского.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Содержание 1.Балет – вид искусства. 2.История балета. 3.Российские балетные сцены. 4.Знаменитые артисты балета. 1 из 25.
Театральное искусство XVII – XVIII вв.. План: План: 1. Театр как вид искусства 2. Западноевропейский театр барокко 3. «Золотой век» французского театра.
ИСТОРИЯ ТЕАТРА Ученицы музыкальной школы Ученицы музыкальной школы Кожевниковой Ольги Кожевниковой Ольги.
ПОЯВЛЕНИЕ ТЕАТРА История Руденко Максим
Русский драматический театр.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Федор Григорьевич Волков Федор Григорьевич Волков – русский актёр, создатель первого постоянного русского театра. Его называют «отцом русского театра».
Транксрипт:

Русские столичные, провинциальные и крепостные театры

Театр (греч. основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, - смотрю, вижу) – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Театру в России предшествовали различного рода народные обряды. В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, т. е. нача- ло нового земледельческого года. За днями зимнего солнцестояния следовали празднества в честь весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Во вре- мя этих празднеств устраивались различные игрища, пляски, песни, ряженья, игра на музыкальных инструментах. Истоки русского театра

В конце I - начале II тыс. н. э. в массовых ритуальных и обрядовых праздниках выделились наиболее умелые исполнители, на Руси их назывались скомороха- ми. Уже в 1068 г. о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматиче- ские сценки, героические песни, играли на музыкальных инструментах, рас- сказывали сказки, показывали дрессированных животных, выступали как акро- баты. Их искусство требовало большого умения. «Всяк спляшет, да не как скоморох» (пословица).

Скоморохи составляли специальные артели, или «ватаги», и бродили, показы- вая свое искусство, по городам и селам. Жили они в отдельных селениях, в Новгороде они занимали целые улицы. Первые на Руси носители «актерского» искусства - были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масле- ницы, свадеб. Некоторые скоморохи служили у бояр и князей, воспевая воинские подвиги и дела наших предков. Известно, что скоморохи веселили царей Ивана IV и Алексея Михайловича, в 1571г. некоторые цирка- чи-скоморохи были взяты в придворный штат. В 1634 г. скоморох Петр Иван-Городец носил пе- ред царем бревна, в гг. выступали скомо- рохи - «метальники», т. е. прыгуны Макар и Иван Андреевы, в 1619 г. ряза- нец Григорий Иванов впе- рвые показал дрессиро- ванного льва.

В XVII в. в Москве скоморохи показывали фарс: на сцену выходил «боярин», толстый, чванливый, карикатурно одетый в высокую шапку из бересты. К нему шли различные просители-челобитчики и несли в лукошках подарки. Они кла- нялись ему до земли и просили милости. Боярин разругал их и прогнал. «Ой, боярин! Ой, воевода! - просили челобитчики. - Любо тебе было над нами изде- ваться, веди же нас теперь на расправу над самим собою!» Они начали бить его прутьями, приговаривая: «Посмотрите, добрые люди, как холопы из господ жир вытряхивают!» После боярина «добрые молодцы» принимались за купца, у которого отнимали деньги. Искусство скоморохов было на- родным, ярким, жиз- нерадостным, содер- жало насмешку и са- тиру против верхов феодального общест- ва и отрицательных явлений народного быта.

Возникновение театров в России В 1635 г. царю Михаилу I Федоровичу сообщи- ли о том, что у польского короля имеется при- дворный театр. В 1659 г. Алексею Михайловичу донесли о «ко- медиях» во Флоренции. Царь решил завести свой театр, но многие посчитали эту затею греховной. Михаил I Федорович Романов В 1660 г. Ивану Гебдону было приказано прис- лать из-за границы «мастеров комедию делать», но среди иноземных актеров не нашлось желаю- щих ехать в далекую Московию. Не дали резуль- татов и последующие приглашения. Алексей I Михайлович

В 1672 г. царь поручил немцу Иоганну Грегори, подготовить спектакль сила- ми местных немцев и русских. 17 октября 1672 г. в селе Преображенском под Москвой в специально возведенной «комедийной храмине» состоялась первая постановка «Артаксерксова действа». Пьеса была написана на немецком языке, переложе- ние ее на русский язык сделал Петр Долгов и его помощники. Сначала царь не хотел, что- бы спектакль сопровождался музыкой, счи- тая это делом языческим, противным церкви, но его убедили, что без музыки нельзя устро- ить хора, как танцовщикам нельзя плясать без ног. Царь неохотно предоставил все на усмотрение самих актеров. Спектакль понра- вился: Алексей Михайлович смотрел его це- лых десять часов, не вставая с места. Царица и дети смотрели сквозь щели специально от- гороженного помещения: им нельзя было по- казываться в театре. Вельможи стояли перед сценой и на самой сцене. Всего было постав- лено девять пьес.

Первые крепостные театры В конце XVII в. появились первые крепостные театры. Через 100 лет - в кон- це XVIII - начале XIX в. их насчитывалось уже свыше 170. Вначале крепостной театр обслуживал небольшое число «избранной» публи- ки, позднее, он открыл свои двери для широких слоев народа и приносил сво- им владельцам подчас немалые доходы. Но многие крепостные усадебные те- атры так и остались на уровне барского развлечения. Сцена крепостного театра в Останкино

Было несколько разновидностей крепостного театра: театр домашний, рассчитанный на узкий круг близких помещику людей; театр помещичий коммерческий, попавший в результате разорения помещика в руки предпринимателей-коммерсантов из купцов, разночинцев или зажиточных, предприимчивых крестьян. Некоторые крепостные театры переходили из одной разновидности в другую. В большинстве крепостных театров в XVIII в. был оперно- балетный репертуар. Театры некоторых богатых помещиков отличались вызывающей рос- кошью своих постановок, ни- чуть не уступая по уровню ис- полнения и оформления при- дворным театрам. Постановки мелких усадебных театров бы- ли скромными, но тоже пресле- довали в основном развлека- тельные цели. Зрительный зал крепостного театра в Останкино

На протяжении нескольких столетий Москва была центром театральной жизни. Здесь любили давать свои представления скоморохи. В 1702 г. актер Яков Кунст набрал русских учеников и открыл театр в немецкой слободе. Позднее эти актеры давали спектакли в специальной «комедийной храмине» на Красной площади. В 1740 г. некто Ванька Каин представлял на Масленой «игру» о «Царе Соломоне». Труппа его состояла из 30 комедиантов. При Петре I в Москве было открыто несколько учебных заведений, позднее, в 1755 г.,- университет. При этих учебных заведениях возникли в разное время любительские театры. В репертуаре университетского кружка были пьесы М. М. Хераскова, А. П. Сумарокова, Ж-Б. Мольера, Ж. Ж. Руссо, Л. Гольберга. Театры Москвы Клад Ваньки-Каина

Театры Петербурга Основатель новой столицы Петр I придавал большое значение театральному искусству. Больше других театром увлекалась сестра Петра I Наталья Алексе- евна. В Петербург она привезла из Москвы актеров. В огромном пустующем доме устроили зрительный зал и сцену. В 1714 г. здесь начались спектакли. Театр был закрыт в 1716 г. после смерти Натальи Алексеевны.

Крепостные актеры выступали на сце- не придворного театра в Петербурге в 1744 г. по случаю бракосочетания на- следника престола Петра Федоровича (будущего Петра III) с принцессой Ангальт-Цербтской (будущей Екатери- ной II). Был исполнен «Балет цветов». Выступление было удачным, учеников взяли на казенное содержание. Количе- чество учащихся в балетной школе уве- личилось. В балетной школе большин- ство учеников составляли дети мещан и вольноотпущенников, однако и кре- постные были там не в редкость. Так, в 1797 г. камергер Н. Н. Демидов отдал учиться, танцам своих трех крепост- ных девушек. Подобных случаев до этого было несколько. В гг. в Зимнем дворце был оборудован придворный театр, в это же время приступили к созданию из крепостных мальчиков и девочек балетной труппы.

Эрмитажный театр (придворный театр в Зимнем дворце)

Балаган - один из видов народного театра, спектакль развлекательного харак- тера. Балаган устраивали во время ярмарок и народных гуляний, ставились сценки, пантомима, выступали фокусники, чревовещатели, гимнасты, жонгле- ры, дрессировщики, показывались разные чудеса природы - карлики, велика- ны, уроды. Балаган

В балаганах использовались многие трюки, которые показывали большую изобретательность их постановщиков. Постановка пантомим осуществлялась с переменами многих декораций. «Чистая перемена» одной картины на другую осуществлялась очень быстро. В некоторых случаях в ба- лаганах применяли слож- ную театральную машине- рию. Имея в своем распоря- жении масляные, а позднее керосиновые лампы, осве- тители балаганов добива- лись удивительных эффек- тов: блеска молнии, пожара, восхода и заката солнца ли- бо луны. Дирекция импера- торских театров приглашала балаганных механиков, что- бы устроить и у себя нуж- ные театральные эффекты и освещение.

Художественный театр Во многих русских городах появляются в 18 в. любительские театры, разыг- рывающие, как правило, пьесы европейского репертуара. В конце 18 веке в театральном искусстве классицизм сменяют начинающиеся сентиментализм и романтизм. Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царст- вование Елизаветы. Ее создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а твор- цом ее репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Д. Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Городской театр имени Ф. Г. Волкова г. Ярославль

Могила родоначальника русского театра Федора Волкова Спасо- Андрониковский монастырь

Самые известные театры России В начале XIX века в подмосковных усадьбах было более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине). Комическая опера А. Э. Гретри «Говорящий портрет» в Останкинском театре

Наиболее известными были подмосковном Архангельском театры князя Юсупова на Мойке и

Театр графов Шуваловых на Фонтанке Театр Потемкина в Таврическом дворце,

Театр Апраксиных в Ольгове Зрительный зал театра

Театр Закревских в Ивановском, Театр Паниных в Марфине

А граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свой хор. Свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандри- тов, у полковых командиров. Крепостной театр или хор создавал особый почет своему хозяину, впрочем как и другие украшения жизни - псарни или оранже- реи и невесть что еще. Шереметев Николай Петрович ( ) Граф, покровитель искусств. Разумо́вский Алексе́й Григо́рьевич ( ) Граф, генерал-фельдмаршал. Василий Сергеевич Трубецкой (1776 – 1841) Российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.

Проверочный тест 6 по теме: «Русские столичные, провинциальные и крепостные театры» ВопросВарианты ответа 1). С какого языка слово театр переводится как место для зрелищ, зрелище, смотрю, вижу? а) с итальянского; б) с французского; в) с греческого. 2). Что предшествовало в России театру? а) церковные службы; б) народные обряды; в) народные собрания. 3). В какое время на Руси появились скоморохи? а) в конце I - в начале II тыс. н.э.; б) в конце I тыс. н.э.; в) в начале II тыс. н.э.

ВопросВарианты ответа 4). Кто из русских царей приказал завести свой театр? а) Михаил I Федорович; б) Алексей I Михайлович; в) Петр I. 5). В каком году в России состоялась постановка первой пьесы? а) в 1672 г.; б) в 1660 г.; в) в 1635 г. 6). Какой репертуар был в большин- стве крепостных театров в России в XVIII веке? а) комедийный; б) драматический; в) оперно-балетный. 7). При каком университете открылся в 1756 году любительский театр? а) при Московском; б) при Ярославском; в) при Петербуржском. 8) Как назывался первый балет по- ставленный на сцене придворного театра крепостными? а) «Вальс цветов»; б) «Балет цветов»; в) «Праздник цветов».

ВопросВарианты ответа 9). Как назывался в России вид народного театра? а) ярмарка; б) народное гулянье; в) балаган. 10) В каком городе в XVIII веке открылся первый художественный театр? а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Ярославле. 11). Кто был создателями первого художественного театра? а) А. Сумароков и Ф. Волков ; б) Ф. Волков и И. Дмитриевский; в) Д. Фонвизин и И. Дмитриевский. 12). Что было особенно модно иметь в России в XVIII веке кроме театра? а) певчий хор; б) псарню; в) оранжерею.

Критерии выставления оценок за выполнения теста 6 « 5 » - за правильных ответов; « 4 » - за правильных ответов; « 3 » - за правильных ответов; « 2 » - за правильных ответов.

вопроса Буква(ы) ответа 1. в) 2. б) 3. а) 4. б) 5. а) 6. в) 7. а) 8. б) 9. в) 10. в) 11. б) 12. а) Бланк ответов к тесту 6 Русские столичные, провинциальные и крепостные театры