Автор: Алимова Алла Викторовна ГОУ Гимназия 56 Санкт-Петербург учитель русского языка и литературы высшей категории Материал к урокам русского языка. Изучение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спряжение глагола Цель урока: Научиться определять спряжение Правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Advertisements

Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю -Ешь -Ет -Ем -Ете -Ут -Ют -у -ю -Ишь.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Дорогие ребята!!! Приглашаем вас в страну Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, то те люди вернут свою молодость и начнут жизнь.
Урок русского языка в 6 классе по теме "Спряжение глаголов" Учитель Омельчук Е.И.. МОУ «Клюквинская СОШ» СОШ»
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
Классификация глаголов 1 спряжение 2 спряжение инфинитив Все остальные на – ить 3 лицо мн.ч. - ут (-ют) - ат (-ят) личные окончания Е И.
Правильные действия – правильная буква. Цели урока: умение распознавать глаголы- исключения и правильно писать их окончания; умение распознавать глаголы-
Русский язык 4 класс тема: «Правописание безударных окончаний глаголов»
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»..
ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ.
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Транксрипт:

Автор: Алимова Алла Викторовна ГОУ Гимназия 56 Санкт-Петербург учитель русского языка и литературы высшей категории Материал к урокам русского языка. Изучение морфологии. (5 класс)

Морфология Морфология – раздел науки о языке, который изучает слова как часть речи. Самостоятельные части речи изменяемыенеизменяемые Склоняемые имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение Спрягаемые глагол наречие

Морфология Служебные части речи предлог из-под из-за для около при… союз и или потому что так как чтобы но… частица разве неужели не ни лишь только

Морфология Определить часть речи 1.Два, двоиться, двушка, двойной, двойник, раздвоить, двуликий, удвоить. 2. Жалость, жалеть, жалостливый, жалкий. 3. Белый, белобокий, отбелить, беляк. Образовать от данных слов новые с указанным значением. 1.Предмет: мудрый, скупой, любопытный, добрый, чистый, кричать, входить, вдыхать. 2. Признак предмета: стыд, зависть, ложь, трус, хвастать, ворчать, заботиться.

Морфология Словарь корней: -свят-//-свящ- Свято, святой, священный, посв я тить поэму -свет- Светлый, светло, светить, посв е тить фонарём Записать текст, объяснить все орфограммы, обозначить части речи. Поз..няя ос..нь, выпал снег. Белой п..л..ной (по)крыл он вя..кие б..лота, д..лины и л..систые сопки. (С)права (от)дороги лес (по)р..дел. Скво..ь голые дерев..я видно д..леко (во)кру...

Морфология Можно ли узнать слова каких частей речи использованы в предложении? Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Морфология Глагол. совершенный что сделать? на - ИТЬ + исключения: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, обидеть, терпеть. несовершенный что делать? Вид: Спряжение: все остальные глаголы + брить, стелить, зиждиться. 1 спряжение: 2 спряжение:

Глагол Личные окончания глаголов. Ед. число 1 спр. 2 спр. Мн. число 1 спр. 2 спр. 1 лицо -У, - Ю -У, - Ю 1 лицо- ЕМ- ИМ 2 лицо - ЕШЬ- ИШЬ2 лицо - ЕТЕ- ИТЕ 3 лицо - ЕТ- ИТ3 лицо- УТ, - ЮТ - АТ, - ЯТ

Глагол Вставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания. 1. ре...т 2. пока...тся 3. разве...т 4. ла...т 5. леле...т 6. ма...тся 7. посе...шь 8. расстел...шь 9. раста...т 10. стел...тся 11. ча...т 1. муч...шь 2. чу...т 3. помер...шь 4. измер...т 5. ненавид..т 6. ба...т 7. бле...т 8. устел...т 9. заиндеве...т 10. раска...шься 11. посмотр…т

Глагол Вставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания. 1.Он мо..т п..суду (в)раковин... 2.Она чита..т книгу (на)балкон... 3.Ребята пол..т гря..ку в огород... 4.Непоседы верт..т руч?ку на урок... 5.Кошка гон..т гусака (по)полян... 6.Дедушка кол..т дрова (на)веранд... 7.Девочки кле..т книгу (в)библиотек... Аня работает у окна, а скворка верт..тся рядом. Смотр..т птич..ка, что девоч..ка дела..т и балу..т..ся. То краску трон..т, то карандаш у Ани хоч..т (ото)брать, то быстро вскоч..т (на)листок. Меша..т.

Обыч..но мы с подругами стоим на полк.., дыш...м пылью и скуча...м. Но бывают радос..ные дни, когда кто-нибу..ь приблизится к нам протян...т руку, достан...т меня с полк.., сяд...т в кресло и склон...т надо мной голову. Сентиментальный добряк держ...т меня бережно, медленно листа...т. Он кача...т головой, морщ...т лоб, потира...т лысину, иногда плач...т, даже рыда...т. Потом встан...т, задума...тся опуст...т вниз голову и уйдет, оставив меня л..жать одну на столе. Подойдет весельчак, посмотр...т на меня, поверт...т в руках, из любопытства заглян...т внутрь, полиста..т, заинтересу...тся.

Имя существительное. ОГЗ: предмет, явления, отвлеченные понятия ВОПРОСЫ: кто? что? Существительные делятся на: одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные Существительные относятся к одному из трех родов: женскому мужскому среднему !!! (бывают существительные ОБЩЕГО рода: неряха, забияка, обжора)

Имя существительное Склонения существительных 1 существ. женского и мужского рода - а, - я 2 существ. среднего и мужского рода с нулевым окончанием 3 существ. женского рода с нулевым окончанием

Имя существительное Как рождается победа. Только в гордом горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность. М. Ломоносов Прочитайте высказывание, выпишите все существительные.

Имя существительное 1 склонение 2 склонение 3 склонение Р. П. - И- И Д.П. - Е- И П.П. - Е - И Падежные безударные окончания имен существительных

Имя существительное Был в библиотек.., жил в деревн.., побывал в галере.., написал матер.., говорили о лет.. и об осен.., отдохнуть на опушк.., был в музе.., шел по карт.., грелся у печк.., играла на пианин.., купил в магазин.. или на рынк.., проехать на маршрутк.., заниматься в кабинет.., читать на веранд.., доплыть до отмел.., вернуться из гаван.., мечтать об аттестат.., остаться на пристан.., в легком ине.., жить в Сибир….

Имя существительное В старой избушк.. Пробежал по барж.. Главное в жизн.. Памятник в столиц.. Лежать на диван.. В ближайшей окрес..ност.. В детективном аген..ств.. Думать о сверс..ник.. В степной пустош.. В березовой кадушк.. Позаботиться о пшениц.. е или и ?

Источники: 1.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, – 112 с. 2. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл: Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыжен- ская; Сост. Л.А. Тростенцова. – 3 изд., перераб. – М., Просвещение, – 175 с. 3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.- Просвещение, – 128 с.