М АСТЕР - КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин.
Advertisements

«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Психологическая служба школы и научно- исследовательская деятельность учащихся (в рамках факультативного курса по психологии «Познай себя»).
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Учебное исследование как форма организации познавательной деятельности учащихся Чтобы изобрести колесо, Чтобы изобрести колесо, Надо перегнуть палку. Надо.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в МОУСОШ 21.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
«Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности» Кирюнникова Анна Михайловна учитель физики МОУ«Лицей 174»
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
«И НТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Транксрипт:

М АСТЕР - КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В ВЕДЕНИЕ Ценнейшее в жизни качество – Вечно юное любопытство, не утолённое годами и возрождающееся каждое утро Р. Роллан

В сякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению Н.А. Умов

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаем решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В РЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ УЧАСТВУЮТ КАК СЕМЬЯ, ТАК И ШКОЛА. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в последствии, в будущей профессиональной деятельности.

Сегодня всё более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства.

Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своём творческом пути, способен к их исправлению.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешить возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий учёный Л.С. Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

Г ЛАВА 1. Т ВОРЧЕСКИЙ УЧЕНИК. К АКОЙ ОН ? Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта Д.И. Писарев

Ученик стал более осведомлённым, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребёнка в семье. Сегодняшняя семья изначально ставит ребёнка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Требования семьи вынуждают ребёнка быть инициативным в учебной деятельности, участвовать в самых разнообразных видах учебных и дополнительных знаний, что, постепенно, приводит к привычке проявлять себя творчески.

Г ЛАВНЫМИ УСЛОВИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ : Повышенная впечатлительность и внушаемость Желание подражать действиям и высказываниям взрослых Стремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции

В ИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКАМ, МОГУТ БЫТЬ ТАКИМ : Интеллектуальные марафоны Малые учебные олимпиады Интеллектуальные олимпийские игры Творческие интеллектуальные конкурсы Семейные интеллектуальные брейн-ринги Интеллектуальные проекты «Я работаю волшебником» День открытых дверей «Приглашаем в гости» Интеллектуальные клубы Кружки и занятия по интересам учащихся и т.д.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11- 15) лет тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективно нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

Пик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако, это не значит, что 12-ти годами процесс творчества заканчивается, он только начинается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Л.С. Выготский отмечал, что « творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста ».

Старшеклассников отличает то, что они открывают для себя свой внутренний мир и определяют его содержание. содержание внутреннего мира старшеклассника напрямую связанно с тем будущим, к которому он себя готовит. Именно это будущее определяет его пристрастия, интересы, потребности, привязанности. Старшеклассники испытывают потребность в людях, умениям и достижениям которых они хотели бы следовать в свой жизни.

Особенностью мыслительной деятельности учащихся-старшеклассников является то, что у ребят активизируется теоретическое мышление, проявляется стремление к самостоятельному обсуждению теоретических положений и выводов, стремление дойти до истины в том или ином вопросе.

Проблемные уроки, уроки-дискуссии, уроки – интерактивные игры, уроки-дебаты, - вот то поле, которое поможет старшекласснику возрастить в себе уже не столько интерес, сколько потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

О ТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ - СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВОПРОС : «Ч ТО ВЫ ВКЛАДЫВАЕТЕ В ПОНЯТИЕ «И НТЕРЕСНЫЙ УРОК ?» Для меня интересный урок – это возможность самостоятельно или группой ребят решать поставленную проблему. Самостоятельная рабата даёт возможность проверить себя, свои способности, умозаключения, выводы. Мне всегда интересно, когда урок даёт возможность планировать своё продвижение вперёд в той или иной теме, когда педагог использует виды работ, которые соответствует моим возможностям и умениям. Марина К., 17 лет

Не зря ведь великим Сократом было сказано, « что человек может постичь только то, до чего додумался сам, а поиск истины возможен только в свободном обмене мнениями ».

Г ЛАВА 2. Р ОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХ СЯ

Психологическая служба школы может и должна оказать большую помощь в организации и развитии научно-исследовательской работы в школе. Психологическая служба школы должна показать ученику условия школы для развития его творческого начала.

И ССЛЕДОВАНИЕ : 1.В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ Я ХОЧУ УЧАСТВОВАТЬ В : Олимпиадах Работе НОУ Интеллектуальном марафоне Учебной экспедиции Работе факультатива Работе клуба Конкурсе Работе спецкурса Подготовке проекта.

2. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ Я ВЫБИРАЮ : Олимпиаду по_______________________________ Научно-исследовательскую тему по_________ Учебную экспидицию________________________ Факультатив ________________________________ Клуб_________________________________________ Участие в проекте___________________________ Спецкурс___________________________________

3. Д ЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ Администрации_____________________________ Психолога школы____________________________ Классного руководителя______________________ Учителя-предметнка_________________________ Консультанта вне школы_____________________

И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ - ЧЛЕНАМИ НОУ Система занятий направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся. Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут учащимся по-новому взглянуть на собственную интеллектуальную деятельность, оценить достижение людей, имеющих огромные успехи в науке, искусстве и т.д.

З АНЯТИЕ Цели занятия: 1. Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ. 2. Учиться слушать других и себя. 3. Развивать творческие способности учащихся.

Х ОД ЗАНЯТИЯ I. Упражнение на систематизацию На доске в беспорядке написаны слова. Учащихся необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием. Найти это общее понятие. Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал. Время выполнения задания – 2 мин.

II. М ИНУТА РАЗМЫШЛЕНИЯ На доске в три столбца написаны слова. Учащимся необходимо за 3 минуты рядом со словами написать его антоним (противоположное по значению слово). Высокий… редко… расширять… Начало… помнить… лучший… Белый… радость… медлить.. Покупать… вредно… мокрый… Верх… прибыль… центр… Старший… мелкий… осуждать… Позже… предлагать… защита… Вражда… повреждение… вместе… Чистый… ссориться… запрещать… Уронить… откровенность… высший… Вдоль… внутренний… опорожнить… Помогать… уволить… сомнение… Храбрость… жестокий… праздный…

III. С ОСТАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО РАССКАЗА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ На доске написана тема рассказа. Каждый учащийся называет по одному предложению. Каждое последующее предложение является продолжением рассказа. Задание выполняется быстро, без особых раздумий. Время выполнения – 10 минут.

IV. С ОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ Для составления рассказа на доске написаны слова девочка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие. Каждому учащемуся предлагается составить свой рассказ, использовав предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову. Все рассказы зачитываются и определяются их достоинство и недостатки. Требования к составлению рассказов: Логичность Завершенность Наличие сюжетной линии Использование разнообразных языковых средств для написания рассказа.

Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить рассказ с предложенными выше словами, используя при этом разные литературные жанры: Юмористический Детективный Исторический Публицистический