Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… П.Вяземский. Любовь к слову как основа духовной культуры и национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Апастовская средняя школа Апастовский район Республика Татарстан Мораль. Основные ценности и нормы морали. Учитель Насибуллина Гульнур Хайдаровна.
Advertisements

Воспитание словом Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Гребенькова Н. И. МАОУ «Куровская.
"Духовно-нравственное воспитание через систему образования школы"
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
«Русский характер, русская душа» Преподаватель курса Крайнова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение.
«Семья и школа: экология души» Выполнила: Мокшина Светлана Валерьевна председатель родительского комитета.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Права человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная (присущая от рождения) возможность.
Увидеть – как христианство преобразило мир и возвысило человека до святости Увидеть красоту христианства – вероучения, нравственности и культуры Понять.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Духовно- нравственное развитие личности школьника на уроках искусства.
Духовно-нравственное воспитание детей Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских.
Живой мир и культура. Многообразие философских и научных определений культуры Культура (лат. «cultura» - возделывание, земледелие, воспитание, почитание)
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
2 В.Н. Маслов Дорогие ребята! Перед вами книга по истории православной культуры Смоленского края. Но это не обычный учебник истории, ведь на её страницах.
Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Транксрипт:

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… П.Вяземский. Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания

Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа. Если можно было собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово - это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг другу посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Архим. Кирилл (Павлов )

На Руси всегда бережно обращались со словом. Подчеркнуто уважительное отношение к слову, вера в его могучую, вдохновляющую и созидающую силу были свойственны русским людям. Они знали, что через слово созидается душа человека: «как пищей тело, так словом укрепляется душа»; верили, что благословение и молитва спасают от многих бед, выравнивают духовный путь, а иногда избавляют от неминуемой смерти; чувствовали, что слово выражает всего говорящего человека и небрежное отношение со словом - признак бедности содержания души.

Русский язык самый сакральный, христианский из мировых языков. В нем обычная благодарность "спасибо" – это спаси Бог, название седьмого дня недели "воскресения" – напоминание о Воскресении Христа. Слово "образование" происходит от слова "образ", и первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия. Древнерусское слово "възъпитание" возвышенное, духовное питание.Просвещение.

Мудрость жизни была заложена даже в славянской азбуке. Сейчас наши дети запоминают буквы, название которых просто бессмысленный звук, а буквы славянской азбуки – слова, ведущие в вечную жизнь. А, Б, В – Аз, Буки, Веди – я буквы познаю; Г,Д,Е,Ж – Глаголь, Добро, Есть, Живете -говори и делай добро, оно ведет к жизни… Л,М,Н,О,П – Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой – люди, размышляйте, у нас потустороннее прибежище; Р,С,Т – Рцы, Слово, Твердо – говори слово твердо, не лукавь.

Особенно любовь к слову и русскому языку необходимы сейчас, так как многие ученые констатируют, что мы живем во время экологического кризиса русского языка и разрушения языкового сознания основной массы россиян. Этот кризис проявляется в загрязнении словесной среды обитания детей и взрослых, оскудении речевого общения на русском языке, культивирования пустословия. Снизилась духовность речи, появилось множество пустых слов, искажающих и подменяющих суть реальности, часто стали использоваться «черные», нецензурные слова. Дозволенность «черных слов» - основа нравственной вседозволенности, потому что их употребление неизбежно ведет к неспособности различать добро и зло. Дав права «черному слову», мы облегчаем путь черным делам.

Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое. Следствием безнравственного и безответственного отношения к слову является не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое. Следствием безнравственного и безответственного отношения к слову является не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

Язык, как воздух: им все дышат, но вполне знают его состав, свойства и значение лишь специалисты. Дыша воздухом, смешанным с угарным газом, человек умирает; язык с примесью словесных нечистот губит человека как личность. Не достаёт воздуха мы задыхаемся; обедняется и засоряется словесным мусором наш языковой запас непременно усыхает и тускнеет сознание. Троицкий В. Ю.

Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека - есть суммарный результат качества той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает... Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды. В.К. Журавлев

РУССКИЙ ЯЗЫК ВЕЧНОЕ СОКРОВИЩЕ, ДУХОВНАЯ РОДИНА, ЛЮБОВЬ И БОЛЬ НАША. Сокровище ибо нет ничего более дорогого и сокровенного как то, чем строится и в чём открывается нам жизнь и Творец. Родина потому что только родное слово может стать пристанищем самобытной мысли и сокровенного чувства; только оно может вместить целиком всё родное, всю душу до самых её глубин. Любовь ибо через язык приобщаемся мы к родному в жизни, ко всему любимому, прекрасному, святому. Боль потому что униженное положение нашего языка есть откровенное унижение всего народа и каждого, кто считает себя его частью. В. Троицкий

Из создавшейся ситуации имеется только один жизненный выход – осознание того, что язык, духовные традиции и жизнеспособность народа взаимосвязаны. Необходимо возродить любовь к родному языку, национальной культуре, отечеству, иначе процесс деградации и вырождения нации может стать необратимым.

Язык человека является показателем его культуры, а по речи подростков можно определить уровень духовности нации. Культура (от лат. cultura) возделывание, воспитание, образо- вание, развитие, почитание. «Культурный» означает «выращенный человеком, не дикий» (С. И. Ожегов И. Ю. Шведова, 1997). Культура- дление, напряженная связь прошлого, настоящего и будущего, передача от одного поколения к другому идеалов, ценностей, способов поведения, проверенных традициями. Культура – это усилие человека быть человеком.

Русская культура неизменно стремилась к образованию и реализации в человеке духовного уровня как главного и определяющего его нравственный облик. Человек для нее – образ и подобие Божие, самоцель и ценность и не может рассматриваться как средство. Как писал С.Л. Франк: "Человек есть святыня; он не должен быть средством ни для других людей, ни для каких-либо объективных, вне его лежащих целей".

Культ-культура. Стержнем любой культуры является культурообразующая религия. При неведении или забвении духовных основ родной культуры, возможны следующие последствия :

1.Культура заменится видимостью культуры, массовой псевдокульту- рой, которая научит человека при- спосабливаться к временному, земному и заставит тратить все силы и время на погоню за ново- модными призрачными и фальши- выми "ценностями". В обществе будет распад ценностей, культивирование примитивного способа жизни, направленного на легкое, быстрое и развлекательное потребление ("хлеба и зрелищ"), при котором окончательно вытесняется воспитание и обучение вплоть до полной потери обществом чувства самосохранения и социальной безопасности ("пир во время чумы").

2. Традиционная культура заменится зарубежной. Сейчас есть следующие замены: инокультурные индивидуалисти- ческие и прагматические ценности, нормы и образцы; вестернизация сознания; воспитание в стиле «пепси»- расслабляющее удовольствие от индивидуального потребления; вымывание культурных кодов через СМИ, интер- нет, рекламу (графика, образы героев, ландшафт); неуместное употребление иностранных слов и иноязычной интонации вместо бережного отношения к родному слову.

3.Культура полностью разрушится воинствующей "черной культурой", антикультурой, главная цель которой - получение деструктивной и деградирующей личности. Основными объектами ее изображения являются криминальные, патологические или пограничные состояния, пропагандируются насилие, жестокость, алчность, вседозволенность, а ведущий принцип работы "черной культуры'' принцип духовных подмен. Выделяются следующие духовные подмены: размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении, насаждение принципа «если Бога нет, то все дозволено» ( Ф. М. Достоевский); культивирование низменных инстинктов, насилия, смерти; деструктивная картина мира; ранняя сексологизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни; засорение и криминализация русского языка негативной лексикой, жаргоном, бранными и непечатными словами.

Время эти понятия не стёрло. Нужно только поднять верхний пласт. И дымящейся кровью у горла Чувства вечные хлынут из нас. Ныне присно, во веки веков, старина, И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берём, Саги, сказки из прошлого тащим Потому, что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном и духовном уровне, но и о его гражданской ценности. Народ и язык понятия нераздельно слитые, как тело и душа. Издревле на Руси народ назывался языком. Народ на-род

Ильин И.А. отмечает, что в русском языке вся Россия с ее дарами. В нем « и ширь неограниченных возможностей и богатство звуков, и слов и форм; и стихийность, и нежность, и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота… В нем- вся поющая русская душа, эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его - его язык…».

Для каждой нации характерна уникальная национальная идея, которую невозможно придумать, так как она является результатом исторического развития, культурной самобытности и коллективного творчества. В национальной идее сосредоточены самосознание и целенаправленная воля нации, сущность ее души, понимание своего места и предназначения в мире, цель и смысл бытия. В.С. Соловьев подчеркивал, что национальная идея – это моральное призвание нации, ее верховный долг. Ильин И.А. считал, что каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему. Народ не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли.

К чему же призван русский народ? Какова его историческая данность? Чем он отличается от других народов? Пожалуй, наиболее образно об этом пишет В.С. Соловьев: Обыкновенный народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше, и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: честная Германия. Что говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой. Говорит ли о русской славе или русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит о Святой Руси.

Каждый народ должен иметь свое самобытное, национально-духовное лицо. В трудах философов и других русских ученых в качестве ведущей особенности русской национальной личности выдвигается православная вера и связанные с нею соборность, разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброе расположение сердца и поступков, жизненная установка на самопожертвование, всемирная отзывчивость, сострадание и служение близкому независимо от его национальности и вероисповедания. Особое внимание обращалось на внутренний мир человека, состояние его души, совестливость, сострадательность. Характерным было то, что душевность и совестливость воспринимались как синонимы, а для описания человека использовались точные слова: великодушный, благодушный, малодушный, прямодушный, двоедушный, криводушный.

Только через освоение родного языка человек усваивает жизненный опыт своего народа. Образование языка совершается вместе с образованием народа, и язык терпит те же перемены, какие терпит сам народ, поэтому «вместе с Государством он растет, процветает, искажается, стареет и часто гибнет». Мерзляков А.Ф. Язык и общество

Конечно, экологический кризис русского языка – это диагноз для всего русского народа, но, на наш взгляд, болезнь излечима, так как русское национальное самосознание обычно проявляется " не как последовательная приверженность к русским идеям, а как следствие невольной иногда неосознанной, внутренней причастности к ним; оно возникает внезапно и неодолимо, как последний и окончательный акт поведения, как то, что постепенно рождается из туманных брожений внутреннего состояния, как сокровенная жизненная необходимость, единственно возможный для человека последний шаг. Неизбежность этого шага, как отчаянная попытка преодолеть " чужебесие", несмотря на "пленение души" инородными соблазнами, подтверждает ту непредсказуемость русской натуры, о которой много говорено и еще не раз будет говориться ("умом Россию не понять"). Троицкий В.Ю. Словесность в школе.

Икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть»