Януш Корчак ( Генрих Гольдшмидт) «Будь сам собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ "НЕ ВСЕ ЛЮДИ МЕРЗАВЦЫ!"-СКАЗАЛ ФАШИСТАМ ЧЕЛОВЕК, ВОШЕДШИЙ В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. ЯНУШ КОРЧАК.
Advertisements

«СЕМЬЯ – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью»
Януш Корчак Писатель, педагог, врач. Составитель педагог Кабанского дома детского творчества Секерина Т.Ю.
Работа с подростками по формированию антинаркотического иммунитета.
Воспитание красотой «Сознание красоты спасёт мир». (Н.К. Рерих) (Н.К. Рерих) «Понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом… Поиски красоты – это.
10 заповедей для родителей. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
10 заповедей родителям. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобою, а собой. 2.Не думай, что ребенок твой :
10 заповедей для родителей. 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» В.А. Сухомлинский.
Воспитательная система. Януш Корчак. КОРЧАК (Korczak) Януш (наст. имя Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) ( ), польский писатель, педагог, врач. Повести.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Поможем детям учиться 1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте.
Десять заповедей для родителей. Автор педагог – психолог Посессор М.А. ЦО 1436.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Памятки для родителей Составила : учитель начальных классов МОУ Гимназия 2 Матвеева Валентина Германовна.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой. 2. Не требуйте.
Родители-первые учителя детей. Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и.
"У ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ". Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства.
(с) Ильницкая Е.Б., Белокрылова Т.С., Жутикова Л.С., г.Советский, ХМАО-Югра, 2006г.
ГБОУ СОШ 709 ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ТАРАНЕНКО ИРИНА МИХАЙЛОВНА Почетное звание «Родители первоклассника»
Транксрипт:

Януш Корчак ( Генрих Гольдшмидт) «Будь сам собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам - тот ребенок, который должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить себя». Януш Корчак

Януш Корчак - Генрик Гольдшмит родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье; отец его был известным адвокатом. Литературный псевдоним Януш Корчак он принял юношей… и под этим именем стал одним из самых любимых и почитаемых мыслителей педагогики и детских писателей.

Врач, педагог, журналист и писатель, он к началу Второй мировой Войны был известен во всём мире под именем Януша Корчака, которым он подписывал свои статьи и книги. Под этим именем он и вошёл в историю. Корчак прожил свою жизнь достойно. Участвуя в двух войнах, русско-японской и германской, как называли в России Первую мировую войну, в качестве военного врача, он вернул к жизни множество раненых. Начав работу в детских клиниках, он ощутил больных детей как самый «обездоленный и распятый класс». Вся его дальнейшая медицинская, педагогическая и литературная деятельность была посвящена борьбе за исцеление душ и тел детей, этой единственной в своём роде «классовой борьбе».

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак В 1911г. Корчак становится директором Дома сирот и остается им до конца жизни.

Это было маленькое "государство" детей, во главе которого стоял "Совет самоуправления". По спорным вопросам проводились опросы общественного мнения. Большое значение имел в доме "Товарищеский суд", кодекс для него сочинил сам "пан доктор". И хотя в кодексе была тысяча параграфов, только тысячный гласил, что подсудимый "опасен для окружающих и подлежит исключению" – этот пункт был применён за тридцать лет всего два раза. Детский суд в доме Корчака выносил одно из двух решений: оправдать или... простить. Ведь в детском доме жили сироты, и Корчак делал все, чтобы дать им настоящее детство.

Во вступлении к "Кодексу товарищеского суда",выражающему главные идеи этого органа, Корчак написал: "Если кто-то совершил плохой поступок, лучше всего простить его. Если совершил такой поступок, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если поступил плохо не нарочно, в будущем будет осторожнее. Если поступил плохо по привычке, постарается отвыкнуть. Если совершил плохой поступок, потому что его подговорили, больше не послушается. Если кто-то совершил плохой поступок, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится. Но суд должен защищать тихих от обид, наносимых забияками и драчунами, суд должен взять под защиту слабых, чтобы к ним не приставали сильные, суд должен защищать прилежных и трудолюбивых, чтобы им не мешали нерадивые и лентяи, Суд должен заботиться о порядке, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, честные и добросовестные люди. Суд - еще не справедливость, но должен стремиться к справедливости, суд - еще не правда, но должен стремиться к правде. Судьи могут ошибаться. Судьи могут наказывать за проступки, которые совершают сами, они могут назвать плохим то, что делают сами. Но позор, если судья сознательно выносит ложный приговор".

Были там в ходу и своеобразные "пари" - тайные соглашения между Корчаком и ребенком, который хотел отучиться от какой-нибудь дурной привычки, например от ругательств. Если ребенку удавалось ни разу не выругаться в установленный срок, он выигрывл пари и получал конфеты, а в случае проигрыша отдавал их Корчаку. Игорь Неверли, бывший одно время секретарем доктора Корчака, так пишет об этом: "...Играли честно. Проверить как выполняется обещание, чаше всего было невозможно. Доктор только протоколировал, придавая важность этому тотализатору своим авторитетом, выслушивал признания, советовал, выплачивал выигрыши. С надеждой, отчаянием, торжеством, иногда со страстью они проигрывали или выигрывали две конфетки, которыми была наполнена картонка. Обыкновенные, дешевые конфетки, три за грош, так что соблазн невелик. Просто символ, конкретный сладкий плод сколь же трудной победы!..." Эти "пари" являются еще одной иллюстрацией того, к каким нестандартным, необычным методам прибегал Корчак, чтобы достигнуть желаемого результата.

"Мой принцип: пусть дитя грешит". Известно, как трудно порой с мальчишками, как тяжело обуздать их склонность к дракам, обменам, неряшливости... Кроме всеобщей вовлеченности в разнообразные дежурства по Дому - за вознаграждения, между прочим, ведь призы - сильнейший стимул (в ходу были конфеты, открытки, и другие любимые детьми "награды") - Корчак также "разрешил" отдельные виды "неблагонравия". Можно было драться - но по "дуэльному кодексу" - со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки. Обмены разрешались только "честные" - был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло... Заключенные пари оформлялись у "пана доктора"...

Януш КОРЧАК. 10 заповедей воспитания. 10 заповедей для родителей Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Сочинения Януша Корчака 1898 Którędy (драма) 1901 Дети улицы 1906 Dziecko salonu (Дитя гостиной) Лето в Михалувке 1913 Слава 1914 Feralny tydzień (Роковая неделя) 1919 Как любить ребенка 1923 Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове Банкротство маленького Джека 1925 Когда я снова стану маленьким 1929 Право ребёнка на уважение 1930 Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых Кайтусь-чародей 1939 Шутливая педагогика 1942 Дневник (опубликован посмертно)

В августе 1942 года Януш Корчак вместе с 200-ми детьми из сиротского дома был отправлен в концлагерь Треблинка. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Пятого августа сорок второго года… Дом Сирот - дети и взрослые - выстроились на улице. Корчак и его дети начали последний путь. Над детским строем развивалось зеленое знамя Матиуша. Корчак шел впереди, держа за руки двух детей… Колонна обреченных детей с детской силой и бесстрашием разрезала самый строй фашизма. Дети построились по четверо. Корчак с высоко поднятой головой шел впереди.… Памятник Корчаку в центре Варшавы

И. Перле (очевидец: Эти двести ребят не кричали, двести невинных существ не плакали, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как птенцы, возле воего учителя и воспитателя, своего отца и брата… А. Шаров: Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик выбрался на волю: Корчак поднял его на руки, и мальчику удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве, погиб. Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки – больше ничего не сохранилось. И. Неверли: … на Умшлагплац (привокзальная площадь в Варшаве, пункт перегрузки), … прибыл Дом сирот с Корчаком. Люди замерли, будто появилась сама смерть, некоторые плакали. Вот так, стройной колонной, по четыре человека в ряду, со знаменем, с руководителем во главе, сюда еще не приводили… - Что это такое? - закричал комендант Умшлагплаца. Ему сказали: это Корчак с детьми. Комендант задумался, начал вспоминать, но вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Он спросил у Доктора: - Это Вы написали "Банкротство маленького Джека"? - Да, а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону? - Нет, я просто читал в детстве, хорошая книга, вы можете остаться, доктор… - А дети? - Невозможно, детям придется поехать… - Ну, нет, - крикнул Доктор, - дети - это главное! - и захлопнул за собой дверь изнутри… И в 1945 году в Варшаве говорили: "Они живы - Старый Доктор, дети. Их не взял огонь – отступился…. Дети живы.… И Пан Доктор жив. Ходят по селам. Где добрый человек живет - в дверь постучатся.… А если злой живет - не стучатся …

Когда тот польский педагог, В последний час не бросив сирот, Шел в ад с детьми и новый Ирод Торжествовать злодейство мог, Где был любимый вами бог? Или, как думает Бердяев, Он самых слабых негодяев Слабей, заоблачный дымок? Так, тень среди других теней, Чудак, великий неудачник. Немецкий рыжий автоматчик Его надежней и сильней, А избиением детей Полны библейские преданья, Никто особого вниманья Не обращал на них, ей-ей. Но философии урок Тоски моей не заглушает, И отвращенье мне внушает Нездешний этот холодок. Один возможен был бы бог, Идущий в газовые печи С детьми, под зло подставив плечи, Как старый польский педагог. А. Кушнер

Незадолго до гибели Корчак писал: "Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас" год - год столетия со дня рождения Генрика Гольдшмита – Организация Объединенных Наций объявила годом Корчака Памятник в Иерусалиме в Национальном музее Холокоста. Скульптор: Борис Сакциер