Подготовила ученица 9 класса « Б » МБОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа » общеобразовательная школа » Первомайского района Тамбовской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, сюжет, композизия,проблематика, система образов произведения.
Advertisements

Проверочное тестирование по произведению «Слово о полку Игореве»
Когда и как начиналась русская литература? Какие произведения древнерусской литературы вы помните? Известны ли имена их авторов? Какие жанры древнерусской.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Автор Бардыкина Е.Б., учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск.
( ). Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено.
Паршина Елена Александровна Учитель русского языка и литературы.
«Слово о полку Игореве» Автор Кумицкая Анна 9 класс.
Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»
В конце ХVIIIвека А.И. Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря сборник древнерусских произведений.
«Слово о полку Игореве» Система уроков литературы в 9 классе Система уроков литературы в 9 классе.
«Слово о полку Игореве » Великий памятник древнерусской литературы.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве». Познакомиться с исторической основой «Слова о полку Игореве», особенностями композиции.
Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Жанры древнерусской.
Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. Даньшина Н.П., Оренбургская область,
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».
Главные персонажи «Слова о полку Игореве» Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская СОШ» Павловского.
Из древнерусской литературы Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Слово о полку Игореве » « Слово о полку Игореве » Жемчужина древнерусской литературы. Свет золотого слова. Сентяков Алексей 9б.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ »- величайший памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" - величайший и самый знаменитый памятник русской средневековой.
Транксрипт:

Подготовила ученица 9 класса « Б » МБОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа » общеобразовательная школа » Первомайского района Тамбовской области Казюлина Лидия Руководитель Халяпина Лариса Николаевна 2011 год

В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин- Пушкин, знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этой книге среди других текстов он обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы.

В 1800 году поэма была издана. Чудесная находка вызвала большой интерес. В 1812 году, во время пожара Москвы, редкостная книга, принадлежавшая Мусину- Пушкину, к несчастью, сгорела. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», выполненная для Екатерины II.

«Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского.

В 70- х годах XII века участились половецкие набеги па Русь, они превратились в « рать без перерыва ». Перед лицом грозной опасности удельные князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.

В начале 80- х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей.

В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя Игорь Новгород - Северский. Он двинулся на половцев с небольшим войском. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен. Осмелевшие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, « отворил ворота », вновь напали на Русскую землю, предавая её огню и мечу.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух древних летописей Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения. Князь вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах, причинил много страданий Русской земле.

План повествования Ипатьевской летописи 1. Вступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй- тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь. 8. Набеги Игоря. План основных композиционных частей « Слова » 1. Вступление. 2. Сборы в поход, предзнаменование. 3. Первый бой. 4. Сон. 5. Второй сон. 6. История сражения с половцами. 7. Поражение. 8. Лирическое отступление о междоусобице. 9. Сон Святослава. « Золотое слово » Святослава. 10. Обращение к князьям. 11. Плач Ярославны. 12. Возвращение Игоря. 13. Приветственная встреча.

В построении художественного произведения раскрывается авторский замысел. « Слово...» состоит из вступления, трёх частей и концовки.

Автор вспоминает вещего певца Бояна. Прославляя воинские подвиги русских князей, Боян мыслью уносился под облака. Создатель « Слова …» не хочет, подобно Бояну, предаваться безудержному полёту пылкой фантазии. Он подчиняет изложение событий своему замыслу, стремясь рассказать людям суровую правду.

изображены две битвы Игоревой дружины с половцами. Русские разбили половцев : « Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя...» (« Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки...»).

Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Описание кровопролитного сражения : « С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поло незнаеме, среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми было посеяна, а кровию польяна...».

Грозный шум битвы, ожесточение боя. Стойко сражаются русские воины. Тщетны, однако, богатырские усилия русских витязей : под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен.

переносит читателя в Киев. Показан киевский князь Святослав - умудрённый опытом полководец и государственный деятель.

Горько сетует Святослав на своих младших двоюродных братьев Игоря и Всеволода. Эти отважные, но безрассудные военачальники решили : « Будем мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим !» Великое горе принёс родине их необдуманный поход. И вот уже « кричат под саблями половецкими » ни в чём не повинные русские люди.

Обращаясь к удельным князьям – Всеволоду Суздальскому, Галицкому Ярославу и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить « за раны Игоря, храброго Святославича », « загородить степи ( половецкой ) ворота своими острыми стрелами ».

«Плач Ярославны» Евфросиния Ярославна горестно причитает в Путивле на крепостной стене, оплакивая мужа; она обращается к всемогущим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на Русскую землю. Будто услышав мольбы Ярославны, Игорь бежит из плена. Поняв свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Финал (концовка) поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу.

Расположение частей « Слова...» строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

Киевский князь Святослав - безупречный положительный герой, человек глубокого ума. В его уста поэт вложил свою заветную мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты. Игорь Новгород-Северский любит родину, он смелый, неустрашимый военачальник. Со своими дружинниками он связан крепкой дружбой. В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство. Игорь благородный человек. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода; выручая своего родича и соратника, он сам попадает в плен. Поход Игоря был вызван не только стремлением защитить Русскую землю от половцев, но и жаждой личной славы. Игорь Новгород-Северский любит родину, он смелый, неустрашимый военачальник. Со своими дружинниками он связан крепкой дружбой. В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство. Игорь благородный человек. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода; выручая своего родича и соратника, он сам попадает в плен. Поход Игоря был вызван не только стремлением защитить Русскую землю от половцев, но и жаждой личной славы. Всеволод - храбрый витязь. Он сражается как настоящий былинный богатырь. В пылу битвы брат Игоря забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене - красавице, не дорожит он и своей жизнью.

Обаятелен образ нежной и верной жены Игоря Ярославны. Её переживания раскрываются в монологе - плаче. Здесь и заклинание стихийных сил природы, и мольба о помощи, и тоска о милом сердцу человеке. По глубине чувства, по задушевности в мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах стойких защитниках родины.

Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточённый бой, когда « кровавого вина не доста » ( то есть некому стало проливать кровь ). Автор укоряет Игоря за то, что он « погубил богатство » и оставил « русское золото » ( то есть дружину ) на дне Каялы, реки половецкой. Не случайно в конце поэмы воздаётся слава безымянным героям дружинникам Игорю и Всеволоду.

В развитии событий « Слова...» деятельную роль играет природа. Она – живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к родине.

Величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу поля, леса, степные просторы, и русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города. Образ родины в « Слове...» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной история, о её настоящем и будущем.

Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями. Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей ( как в лирическом произведении ) с изображением событий и характеров ( как в эпосе ) позволяет отнести « Слово...» к жанру лиро - эпической поэмы. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в « Слове...», соответствует поэтический язык памятника. Создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу.

В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения: В тексте произведения неоднократно встречаются народно - поэтические сравнения: битвы с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина. битвы с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы.

В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орел», «борзые кони», «чистое поле», «черная земля», «зеленая трапа», «светлое солнце». В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орел», «борзые кони», «чистое поле», «черная земля», «зеленая трапа», «светлое солнце».

Старинные народно - поэтические эпитеты характеризуют изображаемый предмет (или явление), приписывая ему одно и то же свойство. Автор «Слова...» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно, мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей «крутые берега») и т. п.

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается в «Слове…» с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами: «О Русская земле! уже за шеломянем еси!» («О Русская земля! ты уже за холмом!»), обращениями: «Великый княже Всеволоде! Не мысляю ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти?» («Великий князь Всеволод! Разве нет у тебя в мыслях прилететь издалека поберечь отцовский золотой стол?»).

В рассказ о событиях включены речи (монологи) и разговоры (диалоги) действующих лиц. В некоторых местах «Слова...» будто звучит трогательная народная песня (вспомним плач Ярославны).

«Слово о полку Игореве» поэтическое обобщение чувств и стремлений народа Руси, воспринявшего поход Новгород-Северского князя как событие общегосударственной значимости. Произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжкие беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря всё это изображено с целью убедить русичей, что единение общих сил необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

« Слово...» свидетельствует о том, что накануне монголо - татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. В самом начале XV века «Слово...» послужило литературным образцом для создания «Задонщины», небольшого поэтического произведения, посвящённого прославлению победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, за Доном.

Писатели и поэты XIX века ( И. Козлов, В. Жуковский, А. Майков ); XX века ( И. Новиков, Н. Заболоцкий и другие ) создали многочисленные переводы и переложения « Слова...». Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников : В. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха, В. Фаворского.

Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов « Слова о полку Игореве ». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных « Слову ». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную « Энциклопедию « Слова о полку Игореве ». Мотивы « Слова » можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева ».

« Автор « Слова о полку Игореве » - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIXXX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единств у ».

murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/obitel/.pl?id=5183&id_subcat=6&r=0 murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/obitel/.pl?id=5183&id_subcat=6&r= Слово о полку Игореве / Вступит. ст., ред. текста, досл. и объяснит. пер. с древнерус., примеч. Д. С. Лихачёва ; грав. В. А. Фаворского и М. И. Пикова. М.: Дет. Лит., 1980,- 221 с. Слово о полку Игореве / Вступит. Статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачёва ; сост. и коммент. Л. Дмитриева ; худож. В. А. Фаворский.- М.: Худож. лит., с. Слово о полку Игореве / Сост. А. Е. Тархов ; Науч. Ред. В. В. Колесов ; Худож. И. Сокол.- М.: Молодая гвардия, с.