С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель – логопед Дудакова Людмила Геннадьевна «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б.Эльконин.
К ОНТРОЛЬ ( САМОКОНТРОЛЬ ) - ЭТО СВЕРНУТОЕ, АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И СВЯЗАННОЕ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ (П.Я. Гальперин).
С ОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ : - применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала; - использование индивидуального контроля; - разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения "алгоритму контроля"; - последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля; - привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения; - постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением; - использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания; - целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля; - постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык; - изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ. Целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
П ОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ : I - этап - ориентировка в задании; II – этап - выполнение задания; III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
Н А ЭТАПЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ЗАДАНИИ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ : - активизация слухового внимания оптимальными средствами; - подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого. Основная цель - научить ребенка выделять эти задания вниманием и запоминать их.
Н А ЭТАПЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПЕДАГОГ УЧИТ РЕБЕНКА : -сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом; -оценивать правильность своих действий; - исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания. Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
Н А ЭТАПЕ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ : - дается алгоритм и пример оценки педагога, дается серия специально подобранных упражнений; - производится оценка ребенком своего труда. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий самоконтроля: 1. Вспомни задание - что нужно было сделать. 2. По каким правилам - какие правила ты выполнил. 3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
П ОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: формирование операций слухового, кинестетического и кинетического контроля и самоконтроля. Задачи: Сформировать правильный артикуляционный уклад звука; Формирование фонематического слуха; Формирование внимания и навыка самоконтроля за выполнением движений. Использование специальных комплексов артикуляционной гимнастики для выработки артикуляции нарушенного звука
Подготовительный этап
Р АБОТА НАД ДЫХАНИЕМ И ГОЛОСОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ зрительные символы для обозначения звуков картинки символами А У О И Э
П ОСТАНОВКА ЗВУКА Задачи: Поставить правильный артикуляционный уклад; Закрепить правильный артикуляционный уклад через звукоподражания, слоги и слова; Развивать фонематический слухи и фонематическое восприятие на материале слова. Формирование навыка самоконтроля за последовательным выполнением движений и правильным произношением звука.
Э ТАП - ПОСТАНОВКА ЗВУКА П ОРЯДОК, ЕДИНИЦЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АРТИКУЛЯЦИОННО - АКУСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЗВУКА «Ж» Положение губПоложение зубов Символ теплой Работа связок струи воздуха Личный показ
Э ТАП - АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ МЯГКОСТЬ И ТВЕРДОСТЬ СОГЛАСНОГО ( НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ )
Э ТАП - АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЫДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ ( СЛОГОВ ) В СЛОВЕ ( РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В НУЖНЫЕ ВАГОНЧИКИ )
Э ТАП - АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С ХЕМА ЦЕПНОГО ТЕКСТА Однажды Ч поехала к чукчам Чукчи живут в чуме. В чуме горит очаг. На очаге подогрели чай. Чаем напоили Ч Отработка звука Ч Послушай рассказ. Перескажи текст, опираясь на картинки.
Э ТАП - АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Т ЕМА : Д ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. П РЕДЛОГИ «К», «ОКОЛО», «ЗА» ( СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМЕ )
З АПИШИ СЛОВА НАЗВАНИЯ КАРТИНОК. В ЫДЕЛИ В СЛОВАХ БУКВЫ А Я И СОГЛАСНЫЕ ПЕРЕД НИМИ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ ( ГЛАСНЫЕ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ СИНИМ, СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ ЗЕЛЕНЫМ ).
П ОСИДИМ В ТИШИНЕ Е.Б ЛАГИНИНА Загадки запоминалки: Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках (если сшить эти лоскутки попорядку, получится стихотворное полотно). Пусть взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ З ИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ
Спасибо за внимание Желаю успехов!