Активные формы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку с целью повышения качества обучения Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
МОУ «Канашевкая СОШ» Методика подготовки к ЕГЭ Можайский Пётр Евгеньевич, учитель русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МБОУ «СОШ с. Амурзет» Гончаровой З.И.
Пособия для подготовки к ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. Пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: Соответствуют действующей в текущем учебном году демоверсии Многие имеют.
Использовать любую возможность. Основное общее образование завершается ГИА выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям.
Анализ результатов выполнения заданий КИМов ЕГЭ 2011 года.
ПРОГРАММА курса по выбору «Подготовка учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку в новой форме» Класс- 9-Ю2 Учитель Литвинюк В.Т. Программа курса.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку, проведённого Таганрогским государственным педагогическим институтом г.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Итоги пробного экзамена по русскому языку май 2011.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Методическая разработка раздела образовательной программы « Лексика. Фразеология. Лексикография.» 10 класс Выполнила: Киприянова Людмила Евгеньевна учитель.
Задачи в достижении нового качества образования по иностранному языку Анализ итогов ЕГЭ по иностранному языку.
Пособия авторов МПГУ по подготовке к ЕГЭ по математике и информатике.
Анализ результатов выполнения заданий части В. Краткие итоги ЕГЭ 2010 Всего ЕГЭ по русскому языку сдавали выпускников. Результаты единого государственного.
Транксрипт:

Активные формы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку с целью повышения качества обучения Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Андреевской СОШ Тиняковой О.Н.

Государственный экзамен Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку? Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку? Разумеется, нужно! Разумеется, нужно! Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.

Подготовка к ЕГЭ - ответственный шаг Русский язык – один из обязательных предметов, который входит в сдачу Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Поэтому следует серьёзно отнестись к подготовке к этому предмету. Русский язык – один из обязательных предметов, который входит в сдачу Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Поэтому следует серьёзно отнестись к подготовке к этому предмету. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это ответственный шаг. Ведь здесь надо не только знать сам материал, но и знать то, как сдают тесты ЕГЭ, как правильно распределить время на задания, какие могут таиться подводные камни. Другими словами, кроме знания традиционных правил русского языка необходимо иметь представление о специфике сдачи ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это ответственный шаг. Ведь здесь надо не только знать сам материал, но и знать то, как сдают тесты ЕГЭ, как правильно распределить время на задания, какие могут таиться подводные камни. Другими словами, кроме знания традиционных правил русского языка необходимо иметь представление о специфике сдачи ЕГЭ. Здесь даже опытный ученик, получавший по русскому все школьные годы «пятёрки», может растеряться. Что уж говорить про тех, кто чувствует себя неуверенно и даже к началу 11-го класса делает ошибки в словах? Здесь даже опытный ученик, получавший по русскому все школьные годы «пятёрки», может растеряться. Что уж говорить про тех, кто чувствует себя неуверенно и даже к началу 11-го класса делает ошибки в словах?

Этот трудный русский Катастрофически низкий уровень грамотности выпускников школы, падение престижа образования и, как следствие, культуры в стране начинаются именно с того, что школьник не хочет учиться, не испытывает потребности в умственной, духовной деятельности. Я обеспокоена тем, насколько трудным предметом для детей является, как это не парадоксально, родной русский язык, как мало им интересуются, как отрывочны, бессистемны их познания. Но почему? Это ведь родной язык.

Переход к новым методам обучения Переход к новым методам обучения На сегодняшний день в преподавании русского языка и литературы не всё благополучно. Далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. На сегодняшний день в преподавании русского языка и литературы не всё благополучно. Далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.

Слагаемые успеха Уверенное прохождение ЕГЭ возможно! Компоненты, из которых складывается успех и повышается качество обучения следующие: Уверенное прохождение ЕГЭ возможно! Компоненты, из которых складывается успех и повышается качество обучения следующие: работа над собой работа над собой структуризация знаний структуризация знаний демонстрационные экзаменационные варианты работ ЕГЭ по русскому языку демонстрационные экзаменационные варианты работ ЕГЭ по русскому языку варианты тестов по русскому языку прошлых лет и правильные ответы на них варианты тестов по русскому языку прошлых лет и правильные ответы на них интенсивные занятия по предмету в малых и больших группах интенсивные занятия по предмету в малых и больших группах индивидуальные консультации индивидуальные консультации семинары и тренинги семинары и тренинги домашние задания и их разбор домашние задания и их разбор пробные билеты и тесты ЕГЭ и правильные ответы на них пробные билеты и тесты ЕГЭ и правильные ответы на них тестирование он-лайн тестирование он-лайн повторение и систематизация полного школьного курса русского языка повторение и систематизация полного школьного курса русского языка

Учебник Перестройка преподавания предполагает прежде всего обновление вариативных методик, способов и приёмов организации занятий. Перестройка преподавания предполагает прежде всего обновление вариативных методик, способов и приёмов организации занятий. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые подходы в преподавании русского языка, которые, на мой взгляд, развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, азарт, изобретательность, интерес к слову, к родному языку. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые подходы в преподавании русского языка, которые, на мой взгляд, развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, азарт, изобретательность, интерес к слову, к родному языку. Указанные цели реализованы в программе А.И. Власенкова Русский язык 10–11 классы и в учебнике А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы. Указанные цели реализованы в программе А.И. Власенкова Русский язык 10–11 классы и в учебнике А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы.

Художественные тексты Особенностью данного учебника является то, что в его разделы включены отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в X – XI классах. Ведь одной из главных проблем образования является спад интереса к чтению. Как вернуть интерес к чтению? Казалось бы, ответ прост: надо читать. Но как приобщить современного ученика к чтению? Думается, через приобщение с помощью уроков русского языка к тексту. Особенностью данного учебника является то, что в его разделы включены отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в X – XI классах. Ведь одной из главных проблем образования является спад интереса к чтению. Как вернуть интерес к чтению? Казалось бы, ответ прост: надо читать. Но как приобщить современного ученика к чтению? Думается, через приобщение с помощью уроков русского языка к тексту.

Художественные тексты Через слово автор высказывает свое отношение к миру, дает свои оценки, поэтому учащиеся вслед за писателем учатся понимать мир и давать свою оценку в диалоге с автором и учителем. Через слово автор высказывает свое отношение к миру, дает свои оценки, поэтому учащиеся вслед за писателем учатся понимать мир и давать свою оценку в диалоге с автором и учителем.

Развиваем читательский вкус Такой подход не напрасен. Истинный читатель не спутает стиль Чехова со стилем Куприна или Гоголя. Чувство стиля можно сформировать только через погружение в текст. Такой подход не напрасен. Истинный читатель не спутает стиль Чехова со стилем Куприна или Гоголя. Чувство стиля можно сформировать только через погружение в текст.

Учебный план Учебный план Учебный план Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум. Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум. Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания. Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания. Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты. Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.

Учебный план Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты. Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты. Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания. Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания. Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные трудности анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания. Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные трудности анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания. Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

Открытый сегмент Фипи Выполнение заданий Лексика и фразеология Морфемика и словообразование Грамматика. Морфология Грамматика. Синтаксис ОрфографияПунктуацияРечь Языковые нормы Выразительность русской речи

Открытый сегмент Фипи Задания 2008 года Задания 2008 года 1 зачет (2008 г.) 1 зачет (2008 г.) 2 зачет(2008 г.) 2 зачет(2008 г.) 3 зачет(2008 г.) 3 зачет(2008 г.) 4 зачет(2008 г.) 4 зачет(2008 г.) 5 зачет(2008 г.) 5 зачет(2008 г.) Задания 2009 года Задания 2009 года 1 зачет (2009 г.) 2 зачет (2009 г.) 3 зачет (2009 г.) 4 зачет (2009 г.) 5 зачет (2009 г.) Задания 2010 года 1 зачет (2010 г.) 2 зачет (2010 г.) 3 зачет (2010 г.) 4 зачет (2010 г.) 5 зачет (2010 г.)

Примерное задание из раздела «Лексика» (5)Уже вечерело. (6)Сад облетел. (7)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому) Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 5 1) 5 2) 7 2) 7 3) 17 3) 17 4) 4 4) 4 Выберите правильный ответ и нажмите кнопку

Оценивание ответов Лексика и фразеология Первичный балл:12 Тестовый балл (по 100-балльной шкале): 52 Оценка (по 5-балльной шкале):3 Дата: Кол-во заданий 12Выполнено 51% Подробнее | Пересдать зачет

Используемые пособия на уроках Единый государственный экзамен Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы- составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект- Центр, Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ автор-составитель: И.Б. Маслова– М.: Вентана-Граф, Сдаем единый государственный экзамен: Русский язык / ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева – М.: Дрофа, ЕГЭ Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Русский язык/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.И. Капинос, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Л.И. Пучкова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, ЕГЭ Русский язык. Методические материалы/ ФИПИ автор- составитель: И.П. Цыбулько - М.: Эксмо, Единый государственный экзамен Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы- составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект- Центр, Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы.. А. Нарушевич Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Внеклассная работа Для того, чтобы углубить и расширить знания по предмету, повысить интерес к филологическим наукам, ведется внеклассная работа по русскому языку и литературе, что является продолжением урочной деятельности.

Внеклассная работа Традицией стало проведение ежегодной декады русского языка и литературы. Эти декады – показатель творчества и сотрудничества педагогов и учащихся. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: литературные КВНы, конкурсы чтецов, олимпиада по русскому языку, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, посещение столичных театров для обогащения читательского и зрительского опыта, собственные постановки на школьной сцене и т.п.

Внеклассная работа Экскурсии в г. Санкт-Петербург, с. Константиново, с. Михайловское, музей В.В.Маяковского, А.П.Чехова и пр.. А.П.Чехова и пр..

Выводы Как видим, и преподавание русского языка в 10–11 классах по учебному комплексу А.И. Власенкова и Л.и. Рыбченковой, и внеклассная работа по предмету, а также ведение предпрофильного курса Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ, «Жанр ЭССЭ», и инновационные технологии – всё это направлено на развитие интереса к слову, к русскому языку, к предмету, так нелюбимому многими нашими учениками. Каждый из предложенных подходов, разумеется не новый. Важно, однако, то, что я пришла к ним самостоятельно, основываясь на знании теории, с одной стороны, и на практическом открытии – с другой. Педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно просеивает, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Результаты повышения качества обучения через активные формы обучения : Серебряная медалистка Золотая медалистка 2009 года 2010 года 2009 года 2010 года Каменева Анастасия Артёмова Мария Каменева Анастасия Артёмова Мария