Интерактивные технологии Кузнецова М.Ф.. Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«Активные формы и методы обучения в практике начальной школы» Нуртдинова И.А., заместитель директора по УВР МОУ «Куединская СОШ 2-БШ»
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
« С урока начинается учебно - воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль,
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Транксрипт:

Интерактивные технологии Кузнецова М.Ф.

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса (Государственный образовательный стандарт высшего образования).

Метод - способ решения конкретной методичес­кой задачи, отдельный элемент системы обучения (в этом значении метод приближается к категории «прием»); - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью (Филатов).

Методика – это область (отрасль) педагогической науки, которая представляет собой частную теорию обучения или частную дидактику (Коротаева Е.В.).

Признаки пед. технологии концептуальность (разрабатывается под конкретный пед. замысел); построение процесса строго в соответствии с целевой установкой; наличие алгоритма; вариативность; системность; наличие обратной связи; корректируемость; эффективность (гарантируемость достижения результата всеми участниками); диагностичность.

Продуктивное образование процесс, направленный на всестороннее развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира; как процесс, при котором приращение знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания учеником собственных образовательных продуктов.

Характеристики продуктивной учебной деятельности (УД) 1. Учебная компетенция позиция «я учитель» 2. Позиция деловой активности 3. Позиция конструктивной и творческой деятельности 4. Позиция рефлексивной самооценки

Проблемы в обучении какие формы работы и типы заданий могут оптимизировать современный процесс образования; как можно обеспечить необходимый и достаточный уровень автономии учащихся; каковы современные требования к учебно-методическому обеспечению курса.

Интерактивное обучение это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные технологии вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой ( В.В. Гузеев).

Целевые ориентации Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся. Возбуждение внутреннего диалога у учащегося. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Индивидуализация педагогического взаимодействия. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения. Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Черты интерактивного обучения Ученик должен исследовать, а не следовать указаниям учителя. Учитель не имеет права давать окончательное заключение о том, что "правильно», а что нет. Учитель воодушевляет и принимает инициативу и автономность ученика. Важно использовать первичные источники и данные, интерактивные средства обучения, наглядные пособия, когнитивную терминологию. Ответы ученика должны стать движущей силой урока, учебных стратегий и содержания образования. Узнать о том, как ученик понимает определения, термины, прежде чем предлагать своё понимание. Побуждать учеников к установлению и проведению диалога. Учить ученика задавать вопросы и изучать путём их постановки. Побуждать ученика рассуждать. Вовлекать ученика в виды учебной деятельности, требующей построения гипотез и проведения дискуссий. Давать ученику достаточное количество времени на обдумывание. Давать время на создание межпредметных связей и связи с жизнью, а также на создание метафор. Поощрять любознательность ученика.

фасилитация (поддержка, облегчение) направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимание участников; поощрение творчества участников.

Концептуальные позиции Информация должна усваиваться не в пассивном ре­жиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получа­тель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой). Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять по­мехи. Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.

Стратегии для интерактивного общения в классе установить личные отношений между учениками; обращать внимание учеников на то, что они несут ответственность перед другими за своё учение; создавать безопасную эмоциональную среду, которая характеризуется свободой выражения, слушания и оценки мнения других; разрабатывать интерактивный учебный материал; переходить от конкретного к обобщённому и абстрактному.

Роль учителя информатор-эксперт, консультант, организатор-фасилитатор.

дискуссия Обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения

Виды дискуссий Дискуссия-диспут ( ведущий частично определяет ход диспута, представляет слово всем желающим ) Конференция (вначале короткое сообщение о состоянии проблемы, затем развернутая аргументация выдвинутых тезисов) Дискуссия в печати, по радио, телевидению (отсутствие непосредственного контакта участников, продумывание выступления)

Виды дискуссий Прогрессивная дискуссия (5 этапов) - Зарождение идеи - Все предложения выписываются на доску - Обсуждается каждый предложенный вариант - Осуществляется распределение идей по значимости (верификация) - Руководитель организует дискуссию Дискуссия-соревнование Деление на команды, выбор жюри, определение критериев оценивания: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели

Виды дискуссий Методика «вопрос-ответ» (собеседование- диалог) Процедура «Обсуждение вполголоса» (подготовка в микрогруппах к общей дискуссии) Методика клиники (каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, диагноз) Методика эстафеты (слово передаются другому) Методика «лабиринта» (каждый шаг делается другим участником)

Общие принципы дискуссии: равноправные субъект-субъектные отношения; позиция «Я хороший, ты хороший» (Э. Берн); позиция «Поймите меня правильно»; истина превыше всего; краткость сестра таланта; уважение и дружелюбие при высказываниях.

Правила поведения в дискуссии: Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Виды обучения в сотрудничестве Обучение в команде; Ажурная пила; Учимся вместе.

Трудности учителя Большая наполняемость групп и, как следствие, боязнь беспорядка на уроке. Неприспособленность классного помещения (невозможность свободного перемещения и перестановки мебели). Организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок и даже может быть не закончена до звонка). Нехватка методических пособий и раз­работок форм группового общения (неред­ко учителю приходится самому разрабаты­вать и готовить раздаточный материал). Невозможность проконтролировать все группы таким образом, чтобы ошибки были исправлены.

Трудности, связанные с деятельностью ученика - Неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения: «учитель - ученик»). Неподготовленность учащихся к групповому общению (необходи­мость использовать живой разговорный язык в то время, как учитель сам его не использует). Непонимание учащимися своей роли в процессе общения. Боязнь учащихся отстаивать свою точку зрения. Возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе. Выполнение заданий учащимися в разное время внутри группы, т.е. одни учащиеся выполняют задания раньше и начинают мешать другим.

Общая стратегия организации занятий в рамках обучения Учитель планирует каждый этап работы в группах. Учитель тщательно объясняет классу, как нужно работать в группах, и как эта работа будет оцениваться. Он объясняет цели этой работы, значимые определения для данной работы. Учитель дает навыки, которые обеспечивают успех учащихся в группе. Учитель всегда думает над «ученическими контактами».

Наш девиз Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. (М. Уэст)