ГАФУР ГУЛЯМ Известнейший писатель Узбекистана. В поэзии и прозе Гафура Гуляма нашла свое художественное воплощение история узбекского народа. Творчество.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Advertisements

Сказка про букву л Подготовил: учитель начальных классов Тябокина С.В. Брянск 2015.
Читаем Букварь на стр Найди дорожку от ребят к рыбке, которую они поймали.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Заяц и ёж Художник Клеопа Марина Братья Гримм Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.
Литературная викторина
Литературное чтение 2 КЛАСС «Школа России» Учитель: Калуцкая Н. В.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
«Мне пришлось быть…». Зинаида Егоровна родилась 11февраля 1948 года в провинциальном городе Новомосковске, в котором провела она и своё детство. Там она.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Художник Клеопа Марина.
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил под.
... известный пермский поэт, творчество которого характеризуется ярко выраженной краеведческой направленностью содержания : в своих стихах он воспел Урал,
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Самуил Яковлевич Маршак ( ) русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября ) 1887 года в Воронеже.
Писатель знакомый с детства ( ). Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя.
II Всероссийский конкурс "Моя педагогическая инициатива" Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
1. Место действия (где? куда? откуда?) 2. Время действия (когда?) 3. Способ (образ) действия (как? каким образом?) 4. Степень качества (насколько? в какой.
Привет!!! Я – Настя Михайлова, ученица 8 –ого класса, президент детской организации имени Героя России Е.Г.Борисова МОУ «Шатьмапосинская ООШ».
«…мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на.
Транксрипт:

ГАФУР ГУЛЯМ Известнейший писатель Узбекистана. В поэзии и прозе Гафура Гуляма нашла свое художественное воплощение история узбекского народа. Творчество писателя разнообразно - стихи, песни, поэмы, оды, рассказы, повести. Творчество Гафура Гуляма послевоенного периода сыграло значительную роль в развитии узбекской литературы.

Биография Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского, Назыма Хикмета, Руставели, Низами, Шекспира, Данте, Бомарше и др. Гафур Гулям родился 10 мая 1903 года в семье дехканина в Ташкенте. Отец его был грамотным человеком. Он читал произведения узбекской и таджикской классической литературы, владел русским языком, сам писал стихи. В его доме бывали поэты Мукими, Фуркат, Асири, Хислат и другие. Осенью 1916 года Гафура определили в училище. После смерти матери (отец умер раньше), он вынужден был пойти работать. Перепробовав много профессий, он, наконец, поступил в типографию наборщиком, а затем стал учиться на педагогических курсах. С 1919 по 1927 год он был учителем, директором школы, председателем Союза работников просвещения, активно участвовал в организации детских домов.С 1923 года началась литературная деятельность Г. Гуляма. Стихи, поэмы, очерки, юмористические рассказы, повести появляются в газетах и журналах. В 1923 году Гафур Гулям написал стихотворение "Дети Феликса", отобразив в нем свою жизнь - жизнь сироты, рассказав о детях-сиротах, а в журнале "Маориф ва укитувчи" было опубликовано второе стихотворение "В чем красота?" Один за другим выходят сборники его стихов: "Динамо", "Китайские картины", "Это мы с вами живые люди", "Живые песни", "Вам", "Подарок", "Песни рассвета", поэма "Кукан" и другие.

В стихотворениях Гафура Гуляма, написанных в начале 30- х годов, намечается поворот к новым формам, чему в немалой степени способствовало изучение русской классической поэзии. Кроме того, для описания таких удивительных изменений, которые происходили в его родном краю : бурный рост промышленности, строительство железнодорожной магистрали Турксиб и т. п., потребовались новая лексика, новые поэтические краски, новые интонации и ритмы. "Динамо" (1931), "Живые песни" (1932) - первые поэтические сборники, в которых ярко выражен стиль молодого поэта. Общечеловеческие, гуманистические мотивы нашли отражение в таких стихах, как "Зима и снег" (1929), "Хлеб" (1931), "Ташкент" (1933), "Выборы на Северном полюсе" (1937), "Я еврей" (1941), "Зима" (1941), "Женщина" (1942), "К сожалению, сожаления не похоронили" (1945), "Сад" (1934), "Тоска" (1942), "Осень пришла" (1945), "Осенние саженцы" (1948) и другие стихотворения о вечности жизни, о вечно зеленом дереве. Во многих стихотворениях присутствует образ восточного мудреца - ота (отца): "Сен етим эмассан" («Ты не сирота») (1942), "Тоска" (1942), "Кто учится, кто учит" (1950), "Вам - молодым" (1947), "Мелодии весны" (1948) и др.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ В повестях " Нетай " (1930), " Ядгар "(1936), " Озорник " ( ) и рассказах " Хитрости в шариате "(1930), " Мой сыночек воришка "(1965) изображены истинно народные персонажи, отражен национальный колорит. Повесть " Нетай " - замечательное произведение, полное широких социальных обобщений. В основу сюжета положено действительное событие. Последний бухарский эмир по пути в Петербург останавливается в Ташкенте. Богачи делают все, для того чтобы эмир был доволен и весел. Для его развлечения они приводят к нему девочку Нетай

" ОЗОРНИК " Повесть Гафура Гуляма о приключениях маленького мальчика, чей неугомонный характер заставляет его сталкиваться с различнейшими людьми и жизненными ситуациями. История « Озорника » это история детства самого Гафура Гуляма : как бродил он по пыльным дорогам, как ночевал под открытым небом, как жадно хватался за любое дело …

Но благодаря неистощимой фантазии автора и его веселой выдумке, истоки которой глубоко народны, « Озорник » приобретает родство с легендарным Насреддином любимым героем узбекского фольклора. Озорник Гафура Гуляма наделен живым воображением, в его речи звучат пословицы и поговорки, метафоры и сравнения, большинство которых окрашено юмором ведь Озорник смотрит на мир, как говорил сам автор, « сквозь хитрые стеклышки смеха !»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ДЕТИ СТАРОЙ МАХАЛЛИ

Места в чайхане всегда не хватает. Тут проводят свободное время байские сыновья из торговых рядов. Они собираются вокруг дастархана, посреди которого на большом медном подносе разложены сахар, миндаль, фисташки, разные сладости, стоит в посуде варенье, а зачастую красуется и коньяк в соломенных плетенках с изображением ласточки. Усаживаясь, они весело горланят, рассказывают анекдоты. Дехканам, бедным кустарям, казахам, киргизам, приехавшим на базар издалека, нечего сюда и соваться. Много удивительных вещей можно увидеть в этой чайхане. Но, конечно, самое замечательное в ней это подвешенная к потолку у входа большая клетка, позолоченная, украшенная амулетами от дурного глаза и пестрыми флажками. В клетке живет попугай, ей-богу, настоящий, живой попугай! Перья его переливаются всеми цветами радуги: синий, красный, голубой, желтый, белый, розовый, коричневый, темно-вишневый, фисташковый - все цвета, какие только есть на свете! Но главное, он разговаривает!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ДОМЛА И ПОКОЙНИК

Мы шли, должно быть, уже часа три, когда добрались до Тепа-Гузара. Было позднее утро. Старик бакалейщик как раз открывал свою лавочку, и мы сделали у него покупки на дорогу: фунт соли, два фунта сушеного урюка, шесть лепешек из кукурузной муки, нитки, иголку да еще две перезрелые дыни. Все это обошлось нам в семь пакиров. Четыре заплатили мы, остальное домла. Покосившись на нас, он распорол кромку своего халата и достал деньги: кое-что, значив, у него все же оставалось. Мы отправились дальше и скоро оказались в зеленой долине. В кухне уже стемнело (на улице, верно, только еще смеркалось). когда я вконец измученный и потеряв терпение, страдая вдобавок от голода и жажды решил приняться за стенку тандыра. Но тут как раз дверь кухни, в первый раз за день, отворилась, и вошла какая-то женщина. Она развела огонь рядом со мной, в маленьком очаге. Пока она возилась, я достал правой рукой крышку для тандыра, стоявшую около (я приметил ее еще раньше), и закрыл отверстие моей тюрьмы. Женщина ничего не заметила, но я сидел, весь дрожа, задерживая дыхание, с отчаянно бьющимся сердцем. Ей-богу, оно стучало громче, чем стенные часы в доме мануфактурщика Карима-коры из нашей махалля, удивляюсь, как женщина его не услышала. Впрочем, она была занята своим делом, да еще тихонько напевала про себя.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СЕМЬДЕСЯТ ОДИН РАЙ

Сам я в полном здравии. Руки в полном моем распоряжении. Ноги меня слушаются. Глаза повинуются моей воле : не хочу и не смотрю на всякие уродства. Челюсти мои и зубы как соломорезка : перемалывают любую еду. Но один непослушный орган все - таки есть в моем теле, и над ним я никак не могу взять верх. Власть моя на него не распространяется подчас он бесчинствует внутри моих владений, точно целая шайка бандитов. Я усмиряю его, как могу, посылаю полчища благоразумных мыслей, но они разбегаются, еще не добравшись до места назначения. А этот проклятый бунтовщик нагло требует дани : можешь не можешь, есть у тебя пли нет накорми его ! Вдруг на базаре начинается странная суета, движение, которое кругами устремляется в одну сторону : из города к базару идет процессия. Семь каландаров движутся один за другим, одетые в рубища « мухаммадий », которые сшиты из нескольких кусков материи разного цвета. На головах у них дервишеские шапки « ахмадий », из - под которых спускаются до пояса черные и седые пряди взлохмаченных волос на плечах мантии « мустафа ». они идут под горячим солнцем и поют, исступлённо поют, а на губах у них выступает пена, словно у опьяневших верблюдов.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ У ЗВЁЗД СВОИ ИСТОРИИ

Аман очухался не скоро, но теперь он шел рядом со мной, и я видел, как он прямо на глазах раздувается от злости. Проходя мимо старой вишни, росшей на обочине, он отломил большую ветку, похожую на кнутовище, и стал ее обтачивать с обеих сторон своим распрекрасным ножом. « Как бы эта палка по мне не прогулялась », подумал я и решил тоже запастись оружием. Ничего подходящего поблизости не попадалось. Наконец я сломал саженец урюка. Город … Я брел по дороге и думал о городе. Купцы, полицейские, нищие. Видели вы реку после того, как в нее сель сошел ? Мутно - желтый поток несется как оголтелый и чего только с собой не тащит ! Закрутит меня этот поток, как щепку. Может, и не утону щепки не тонут, только уж больно противно плыть в такой мутной воде. Нет, оказывается, вовсе не люблю я город ! Весь он такой вонючий, точно котелок наркомана. Опять те же немытые, расплывающиеся от жира физиономии байских сынков, что с аршинами в руках лениво караулят покупателя в своих лавках : те же длинные - предлинные торговые ряды, утопающие в жаре и душной пыли : перекупщики с вороватыми глазами, бегающими, словно у кота, который спер бараний курдюк : нищие, тощие, как тень хромого аиста, они бредут и в одиночку и гурьбой …

На том все кончилось. Но день был испорчен, курильню открыли только к полудню, да и то, несмотря на праздник, народу пришло мало. Вечером я разделался со всеми делами. Потом притворился, что ложусь спать. Хаджи - баба уже ушел к себе, индийца нынче не было, а уста Салим подозрительно долго не ложился. Видно, караулил меня. Но сон в конце концов его сморил. Тогда я выскочил и побежал к тополю, под которым зарыта была пепельница с частью моих денег. Потом я вернулся тихонько, уста Салим спал. Я достал иголку и принялся в темноте кое - как зашивать все монеты в кромку индийского халата. Денег было что - то около сорока рублей целое состояние ! Если б не война, можно купить десять баранов ! Ну, ладно, черт Я налил в кумган воды из самовара, вышел и помылся теплой водой. Помыл лицо, руки, ноги в честь избавления. Потом зашел, надел халат и шапку. Уста Салим жадно следил за мной, Следи, следи, денег моих ты не увидишь ! Я поклонился ему и вышел. с ними, пусть себе разбираются, мне ведь главное уйти отсюда тихо ». После первого снега снова потеплело, но воздух все же был холодный, благо я был одет и обут. Я вздохнул полной грудью и тут только понял, до чего спертый и вонючий воздух в курильне. Ах, теперь я легок, чист, свободен, как птица, вылечившая крыло ! До рассвета еще далеко, но на душе у меня уже словно заря занимается ! Куда же я иду ? Домой !

По повести снят одноименный советский художественный фильм режиссёра Дамира Салимова. Фильм создан на киностудии «Узбекфильм» в 1977 году. Считается одним из лучших узбекских фильмов.