Живописцы древней Руси «И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением в тишине великой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Advertisements

Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
Феофа́н Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальнах фресковых росписей. Феофан родился.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Иконы Феофана Грека ( )* Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.*
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Работа в Новгороде Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Творчество Феофана Грека. Работа в Новгороде. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
ФЕОФАН ГРЕК. Спас Вседержитель МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Транксрипт:

Живописцы древней Руси «И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением в тишине великой соверши ее» Архимандрит Пахомий

Феофан Грек Приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером из Византии. Он был последним представителем византийского искусства. Он был очень умен, образован, славился как мудрец и философ. До приезда в Новгород он расписал уже около 40 церквей.

«Преображение Господне» 1403г., Третьяковская галерея. Основная сцена композиции - фигура сияющего небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место события Илии и Моисея. Композицию дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками. Их исполнение в меньшем масштабе зримо обозначает иное пространственно-временное действие. Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя. Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой. Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению.

Богоматерь Донская 1392г., Третьяковская галерея Она была почитаемым образом Успенского собора Коломны, построенного накануне Куликовской битвы. Иван IV Грозный высоко чтил эту икону, заступницу русских воинов в Куликовской битве. Прославленная чудесами, она была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля. Младенец сидит с согнутыми обнаженными ниже колен ножками. Обращает на себя внимание своеобразный жест правой руки Марии, не направленной с молитвой к Сыну, но замершей у груди, чтобы поддержать ступни его ножек. Выражение мягкой задумчивости на лике Богородицы, смотрящей поверх Сына, характерно для икон типа «Умиление», подчеркивавших не сиюминутный, а сокрально- вневременной характер общения Пресвятой Девы Марии и Младенца.

По свидетельству летописи, Благовещенский собор Кремля был одним из трех храмов Москвы, расписанных Феофаном Греком.

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Фрагменты.

Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

Апостол Пётр Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Иоанн Креститель Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Богоматерь Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенског о собора Московского Кремля

Апостол Павел Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенског о собора Московского Кремля

Архангел Гавриил Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Пророк Гедеон, Праотец Исаак, Спаси в силах, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Первые фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде были открыты около 1912 года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок. Так как живопись в церкви Спаса дошла до нас в виде случайных фрагментов, реконструкция системы росписи наталкивается на значительные трудности. Сюжеты многих погибших композиций, конечно, уже невосстановимы. Равным образом не всегда удается определить имена святых, представленных Феофаном. По счастливой случайности в церкви Спаса Преображения хорошо сохранились фрески, украшающие купол и простенки светового барабана.

В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Он в сиренево-сером гиматии с оранжевыми складками и в красном хитоне. Большой нимб окружает главу Христа, которая является, естественно, наиболее выразительной частью этой фрески. Христос представлен в виде грозного божества. Он гневно взирает на расстилающуюся внизу землю. Персты правой руки как бы сжаты, в левой он держит закрытую книгу, которая, согласно «Откровению Иоанна Богослова», будет раскрыта в день Страшного суда. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «... с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне...».

Архангелы представлены в рост. Они одеты в парадные дивитисии, украшенные лорами, и короткие боевые плащи. В правой руке они держат мерила, а в левой - большие сферы. Крупные надписи обозначают имена архангелов. Это, следовательно, цвет небесного воинства - гвардия, которой поручено охранять престол Вседержителя и служить посредником между небесной властью и родом человеческим.

Фреска Авель, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Авель изображен с традиционным для иконографии этого святого ягненком в левой руке, так как он был «пастырь овец».

Ветхозаветная Троица, 1378; Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Сильно подчеркнутое положение ангела, восседающего в центре. Находящиеся при божественной трапезе Авраам (его изображение на фреске камеры утрачено) и Сарра, которые угощают и прислуживают ангелам. Феофан выбирает из трех элементов традиционного фона - палаты, дерева и скалы - только изображение дуба Мамврийского: его крона в виде сильно обобщенного темного пятна. Широко раскинутые мощные крылья среднего ангела, олицетворяющего Христа, как бы осеняют всю трапезу и ангелов, сидящих по бокам.

Три Столпника, 1378 Феофан изобразил пять столпников: по одному на гранях столпа и три фигуры на южной стене. Столпников писали на столпах или на других конструктивно важных, несущих частях здания, так как столпники, были подлинными столпами церкви, ее основанием и опорой. Они выражают мысль о незыблемости массива столпа и подпирают своды. Столпники восседают на высоких сооружениях, имеющих вид граненых башен с дверными отверстиями внизу и стилизованными капителями наверху. Первым слева представлен Давид. Следующий столпник – Даниил. атем, уже в числе трех столпников, чьи изображения написаны на южной стене, мы видим двух Симеонов. Последним в ряду столпников изображен Алимпий.

Столпники Давид. Греки не знают столпника с таким именем, но известен преподобный Давид, родом из Месопотамии. В Салониках, подобно столпникам, он три года провел на миндальном дереве, коченея от мороза и страдая от зноя, чтобы ему открылась благодать божия. Даниил. Выходец из Месопотамии, совершал свои подвиги и благодеяния в окрестностях Константинополя. Первый Симеон, родом из Киликии, основатель столпничества как особого вида отшельничества, предавался стоянию на столпе. Некий Антоний, взявшийся написать житие этого святого, испытал большие затруднения при выполнении своей задачи, так как деяния Симеона были столь необычными и настолько превышали способности человеческой природы, что легко могли показаться «баснословными и недостоверными». Орошаемый дождями, осыпаемый снегом и палимый зноем, он совершал свои подвиги в течение сорока семи лет, за что был удостоен особой благодати. Другой Симеон, был прозван Дивногорцем, так как гора, на которой стоял этот святой носила имя Дивной. Алимпий. Наставляемый ангелом, этот святой находился в пустыне и на столпе пятьдесят три года, причем легенда о нем добавляет, что последние четырнадцать лет своей жизни из-за болезни ног Алимпий не стоял, а уже лежал на столпе, испытывая мучения, но благословляя Бога.

Каковы же основные черты живописи Феофана Грека? Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Вспомним, Вседержителя – его лик – это воплощение карательной силы. А все посредники – праотцы, пророки, столпники – строгие аскеты, с суровыми лицами и величественными жестами. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок: темно-желтый, коричневый, красновато-розовый, зеленовато-синий. Концепция трагизма, мрачной безысходности, нагнетения обстановки, призыв молиться и просить о прощении грехов.