Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, д-р пед. наук
Теоретическая основа – концепция ФГОС
ФГОС Консервация Диверсификация Единообразие
ФГОС – конституционная норма Ст. 34: «РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования»
ФГОС – конвенциональная норма Общественный договор Личность (семья) ГосударствоОбщество Солидарная ответственность за результаты образования
Изменение структуры деятельности субъектов образования Репродукция Инновации
Социальные эффекты Консолидация Гражданская идентичность Социальное равенство Снижение напряжённости Социальный «лифт» Социальный «миксер»
ФГОС - рамочный документ ФГОС фиксирует Результаты деятельности Организацию деятельности Условия, средства, ресурсы
Требования К результатам освоения основной образовательной программы К структуре основной образовательной программы К условиям реализации основной образовательной программы НОО
Результаты освоения ООП Личностные Метапредметные Предметные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Познавательные Регулятивные Коммуникативные НОО
Структура ООП 1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения ООП 3.Учебный план 4.Программа формирования УУД 5.Программы отдельных учебных предметов, курсов 6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания 7.Программа формирования культуры ЗиБОЖ 8.Программа коррекционной работы 9.Система оценки достижения планируемых результатов НОО
Требования к условиям реализации ООП Кадровые условия Финансовые условия Материально-технические условия Информационно-образовательная среда Учебно-методическое и информационное обеспечение НОО
«Цель школьного обучения – формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей владение новыми компетенциями».
Методологическая основа – признанные научные подходы
Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности … (БЭС)
Научные подходы – основа ФГОС Компетентностный подход Проблемно ориентированное развивающее образование Личностно ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Системно- деятельностный подход Контекстный подход
Компетентностный подход Возник из-за проблемы «знаниего» подхода: «Знаю, но не могу применить» Цель - компетентность – результат когнитивного научения, компетенция –«знание в действии» Виды компетенций: личностная, коммуникативная, социальная, интеллектуальная, общекультурная и др. Средства – интерактивные образовательные технологии
Проблемно ориентированное развивающее образование Авторитет – Л.В. Занков Цель – максимальная эффективность обучения Средства –дидактическая система Принципы
Личностно ориентированное развивающее образование Авторы – В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская Цель – развитие каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и личностного профиля Средства – переход от педагогической учебной ситуации к проблемной и далее к образовательной Принцип: учитель и ученик – равноправные партнёры
Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Авторы – А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов и др. Цель – многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов Средства – создание образовательных пространств разного уровня (урок, исследовательская деятельность вне урока, дистанционное обучение) Принцип – природособразность в обучении и воспитании
Контекстный подход Автор А.А. Вербицкий Цель – согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом Средства - использование образовательного потенциала всех уровней кросс-культурного контекста (мир, страна, СМИ и К, ОУ, семья) Методический инструмент – проблемная ситуация в единстве предметности и социальности
Системно-деятельностный подход Основоположники – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин Цель – обучение, «ведущее за собой развитие», осуществляемой в «зоне ближайшего развития» на основе системы научных понятий Средства – формирование учебных действий моделирующе-преобразующего характера; поэтапное формирование умственных действий и понятий; 6 этапов интериоризации действия
ФГОС – новизна для всех Новый результат и его оценка Универсальные учебные действия Рамочный документ