П ОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ З НАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Составила Коваленко Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Васильчуковская СОШ»
Ц ЕЛИ : 1. Создать условия для повторения темы «Повторение пунктуации сложного предложения Знаки препинания в ССП». 2. Помочь сформировать навык решения теста на ГИА. 3. Проверить уровень сформированности ЗУНов.
1. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трёх европейских государств, (2) а вечером я ещё успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти… Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.
2. В ЫПИШИТЕ ЦИФРУ ( Ы ), ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ( ИЕ ) В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Жил в давние времена в Москве мастер- иконописец. Царь высоко ценил его мастерство, (1) щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, (2) но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор. Мечтал он о таком искусстве, (3) которое стало бы родным всем, (4) как простая русская песня, (5) чтобы отразились в нём красота родной земли. Так появились хохломские чашки, (6) украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (По Н. Беднику)
3. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, (1) и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, (2) в ней много вымысла, (3) но её правда в том, (4) что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, (5) когда передаются из рук в руки, (6) от учителя к ученику. (По Н. Беднику)
4. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Легко упрекать других, (1) когда находишься в положении бедственном, (2) но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, (3) что при мне был точно такой случай, (4) но нечто подобное обнаруживал я и в собственном поведении – (5) желание отойти, (6) уклониться, (7) не ввязываться… И, (8) уличив себя, (9) начал понимать, (10) как привычно стало это чувство, (11) как оно пригрелось, (12) незаметно укоренилось. (Д. Гранин)
5. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, (1) которые были ярко освещены. Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе, (2) и фонари походили на шары, (3) наполненные ослепительным кипящим молоком. Он ехал по набережным, (4) вдоль каменных оград, (5) где бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, (6) чёрная и блестящая, (7) как смола, (8) а город опрокидывался в воду, (9) тонул, (10) уплывал и не мог уплыть, (11) только растворился нежными золотистыми пятнами. ( Ю. Олеша )
6. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Много озёр на свете – больших и малых, (1) глубоких и мелких, (2) суровых и живописных, (3) но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, (4) и нет другого такого водоёма в мире, (5) который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком озере не сложено так много легенд и сказаний, (6) песен и стихов, (7) поэм и рассказов. ( По А. Муранову )
7. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Понимаешь, (1) какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию, (2) и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Когда я останавливался, (3) он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, (4) он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, (5) но на телефонную станцию не пошёл. Я погладил его по спинке, (6) и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, (7) его уже не было. ( По К. Паустовскому )
8. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодичным грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звёзды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. ( А. Куприн )
9. В ЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Вскоре на западе стала заниматься заря, (1) и свет подошёл на восток, (2) как будто заря утренняя внизу, (3) невидимо за чертой горизонта, (4) взяла вечернюю и потянула к себе. Я шёл очень скоро и так согрелся, (5) что не заметил даже, (6) как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошёл заутренний час и мороз вступил в силу, (7) я взял один лиловый листок и хотел отогреть его тёплой рукой, (8) но цветок был твёрдый и преломился в руке. ( М. Пришвин )
Напишите сочинение (не менее 50 слов) «Стилистическая функция ССП», приведите два аргумента, два примера.
О ТВЕТЫ. « З НАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП ». 1. 2, , , , , , , 3, , 8.
И СПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Прикуле М.Н., г. Чита. Повторение пунктуации сложного предложения. Готовимся к экзаменам. 9 класс. Знаки препинания в сложносочинённом предложении // Русский язык 02, 2010, с