Урок 28 Тема: «Город и село». В 70-е годы была очень популярна песня, где были следующие слова: Сам себя считаю городским теперь я, Здесь моя работа,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 27 Тема: «Спорт». На прошлом уроке мы выяснили, что очень часто подростки тратят свое свободное время на занятие спортом. Что мы подразумеваем под.
Advertisements

Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Урок 34 Тема: Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознания за 7 класс.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Урок 4 Тема: «Быть взрослым». Цели и задачи: Понимать: значение процесса взросления в процессе формирования личности подростка; противоречивость процесса.
Уроки 1-2 Тема: «Переходный возраст». Путешествие в мир подростка Личность подростка Физическое становление Психологическое становление Гражданское становление.
Урок 31 Тема: «Дом, в котором мы живем». Один человек пришёл к Мастеру и стал молить о помощи: – Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живём в одной комнате:
Урок 5. Тема: «Современное общество». Цели и задачи урока На занятии мы будем объяснять понятия «мировое сообщество», «научно-техническая революция»,
ГОРОД И СЕЛО УРОК ОЬЩЕСТВОЗНАНИЯ. 7 КЛ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Урок 32 Тема: «Наши соседи». Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке,
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Урок 13 Тема: «Подросток в группе». Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека,
Урок 15 Тема: «Мы» и «они». Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: "Какая большая и грязная лужа".
«Концепция ДНРиВ личности гражданина РФ» 1. семья и семейные ценности 2. культурно-региональное сообщество, «малая родина» 3. культура своего народа,
10 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест По теме «Общество как система» 10 класс ( 14) ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
ТЕМА УРОКА : ГОРОД И СЕЛО.. Мне говорят, что я своими утверждениями хочу повернуть мир вверх дном. Мне говорят, что я своими утверждениями хочу повернуть.
Деятельность в социально- гуманитарной сфере и профессиональный выбор План уроков. 1. Общественные потребности и мир профессий. 2. Профессиональные требования.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1.Выучить условные обозначения на стр. 7 2.Прочитать стр и ответить на вопросы стр.8, вверху.
Урок 3 Тема: «Задачи и трудности подросткового возраста»
Урок обществознания в 10 классе. 1. Прочитайте в учебнике (третий абзац стр.67-69) и ответьте на вопрос: как ученые смотрят на эту проблему? 2. Приведите.
Транксрипт:

Урок 28 Тема: «Город и село»

В 70-е годы была очень популярна песня, где были следующие слова: Сам себя считаю городским теперь я, Здесь моя работа, здесь моя семья. Но все также ночью снится мне деревня – Отпускать меня не хочет родина моя. У многих людей эти строки вызывают щемящее чувство грусти… Действительно, город и село – это две среды обитания человека. Издавна люди пытались решить для себя вопрос: где же человеку живется лучше? Об этом свидетельствует наличие пословиц, показывающих явный разброд во мнениях. Например, «Город – царство, а деревня – рай», «Жить в деревне – не видать веселья». Сложился стереотип о том, что жизнь в городе обязательно интереснее, богаче и веселее. Так ли это?

Цели и задачи: Понимать: значение социальной среды в формировании личности подростка; противоречивость влияния социальной среды на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «урбанизация», «прогресс», «сельский быт», «городской быт»; положительные и отрицательные стороны городской и сельской жизни; современные трактовки психологической науки о влиянии социальной среды на поведение подростков. Уметь: давать характеристику и объяснять особенности городского и сельского образа жизни; описывать уровни жизни качества жизни городской и сельской жизни; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: задуматься над проблемой пропаганды здорового образа жизни; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.

План 1. Город – особая среда обитания. Эволюция городов. 2. Отличительные черты городской среды. 3. Особенности сельской среды. 4. Труд и отдых в городе и селе. 5. Собирательный портрет горожанина и сельского жителя.

Введение в новый материал Давайте проведем в начале урока своеобразный тест: напишите в своих тетрадях продолжение одной из фраз. Фразу вы выбираете самостоятельно в зависимости от своего убеждения. Итак, продолжите фразу: Я бы хотел жить в городе, потому что _______ Я бы хотел жить в деревне, потому что_______ А в конце урока, после того, как рассмотрим подробно две среды обитания человека, вновь проведя данный тест, посмотрим, не изменили ли вы своего мнения.

1. Город – особая среда обитания. Эволюция городов Исторически постоянно шел процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества Задание: проследим эволюцию развития городов, разбившись на творческие группы. Первая группа: работая с материалом учебника, дайте характеристику Восточному городу. Вторая группа: работая с материалом учебника, дайте характеристику Римскому форуму. Третья группа: работая с материалом учебника, дайте характеристику Средневековому городу. Четвертая группа: работая с материалом учебника, дайте характеристику современному городу.

Проблемное задание: Как вы думаете, почему ученые выдвинули тезис о том, что города – двигатели прогресса?

Города – двигатели прогресса Центры политической жизни Центры развития культурыУскорители развития техники Центры развития хозяйства

2. Отличительные черты городской жизни Задание: попробуйте определить отличительные черты городской жизни по сравнению с сельской средой обитания.

Отличительные черты городской жизни: В городе проживает большее число людей. Теснота зданий, большое количество дворов, улиц, парков, дорог. Город оснащен средствами цивилизации: наличие водопровода, отопления. Наличие большого количества учреждений досуга: кафе, парки, рестораны, дома отдыха, дискотеки. Город предусматривает возможности улучшения быта: прачечные, кулинарии, химчистки. Человек в городе чувствует себя более раскованным и свободным в общении. Существует большая возможность выбрать круг общения по интересам. Большая степень одиночества городского человека, которому личное общение заменяют телефонные звонки. Неблагополучная экологическая обстановка: а) хлорированная вода; б) загазованность; в) повышенный шум; г) запыленность атмосферы. Ослабленное здоровье горожан. В городе меньше людей пожилого возраста. В городе больше развита общественная и политическая жизнь: творческие объединения, партии, молодежные объединения. Люди в городе практичны, недоверчивы, часто агрессивны. Горожане мало занимаются физическим трудом. Редко бывают на свежем воздухе. Терпимое отношение к пьянству, излишеству, мотовству. Концентрация деятельности на небольшой территории.

Задумаемся… Что такое урбанизация? Мегаполис? Охарактеризуйте качество городской жизни. Что вам понравилось в городском образе жизни? Что не понравилось? Чего больше, по-вашему, плюсов или минусов? Свой ответ аргументируйте.

3. Особенности сельской среды «Село» в узком, исторически сложившемся в русском языке значении – это небольшое поселение. Свое происхождение термин «село» ведет еще с истории древних славян. В Киевской Руси под термином «село» подразумевают княжеское загородное имение. Так возникает, например, резиденция князя Андрея Боголюбского. Позже у русских людей появляются крупные крестьянские поселения с церковью. Они получили название «деревня». Задание: какие же особенности отличают сельский уклад жизни?

Задание: Попробуйте определить отличительные черты сельского образа жизни.

Отличительные черты сельской жизни: Относительно чистая в экологическом смысле атмосфера жизни. Село занимает меньшую площадь, нежели город. Отсутствуют широкие возможности для досуга. В селе очень ценится общественное мнение, поэтому приходится жить с оглядкой. В сельской местности сильно развито чувство локтя, взаимоподдержки. Крепкое здоровье жителей села. Сельский житель живет, работает и отдыхает в одном месте, нет необходимости тратить время на дорогу. Много пожилых людей. Строгие правила поведения. Отсутствие средств цивилизации: химчистки, прачечной, транспорта. Труд в течение всего дня. Ограниченный жизненный опыт, их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Отсутствует широкий доступ к культуре. Небольшое число жителей. Действует правило: «Один за всех, все за одного». Ценятся местные традиции.

Подведем итоги… Что вам понравилось в сельском образе жизни? Что не понравилось? Чего больше, по-вашему, плюсов или минусов? Свой ответ аргументируйте.

4. Труд и отдых в городе и селе Задание: работая со страницами учебника, составьте сравнительную таблицу по теме «Труд и отдых в городе и селе». Вопросы для сравнения ГородСело 1. Труд 2. Отдых

5. Собирательный портрет горожанина и сельского жителя Задание: разбейтесь на две группы. Первая группа. Создайте собирательный портрет городского жителя. Вторая группа. Создайте собирательный портрет сельского жителя. При подготовке ответа используйте предложенную схему. Городской житель Сельский житель Что нравится Что не нравится Что нравится Что не нравится ____________ ____________ ___________ ___________ Образ жизни Привычки Образ жизни Привычки ______________________ ___________ ___________

Подведение итогов Задание: на партах у вас лежат утверждения относительно городской и сельской жизни. Их перепутал профессор, идя на лекцию. Помогите ему восстановить порядок. Распределите по колонкам таблицы утверждения, которые характеризуют городскую жизнь, и те, которые определяют сельскую. Утверждения: 1. Длительная ежедневная дорога от дома до места работы. 2. Много физического труда. 3. Большое количество незнакомых людей вокруг. 4. Много кинотеатров, театров, музеев. 5. Чистые воздух и вода. 6. Личное знакомство всех жителей. 7. Неравномерное распределение труда зимой и летом. 8. Недостаток культурно-просветительных учреждений. 9. Повышенный уровень шума. Городская жизньСельская жизнь ________________________ _____________________ ______________________ ___________________

Задумаемся… Что вы можете ответить на следующие утверждения: «Города – это школа зависти и пышности».(Фернан Бродель) «Очень редко город совпадает с теми, кто в нем живет». (Н. Михалков)

Вспомним начало нашего урока и то задание-тест, которое вы выполняли. Повторим его вновь. Итак, продолжите фразу: Я бы хотел жить в городе, потому что ___________________ Я бы хотел жить в деревне, потому что ___________________ Объясните свой выбор.

Домашнее задание: Выучить § 26 и выполнить творческое задание: придумайте и напишите небольшое сочинение на тему «Городской житель в деревне» или «Сельский житель в городе».

Желаю успеха!