ЛОГИКА Тема 1. Предмет науки логики старший преподаватель кафедры философии гуманитарного факультета ПАНЬКОВА Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика "Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями" Л.Н.Толстой.
Advertisements

PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
Основные понятия формальной логики Высказывания. Основные понятия логики Логика – наука, которая показывает, как должно совершаться мышление и каким правилам.
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Транксрипт:

ЛОГИКА Тема 1. Предмет науки логики старший преподаватель кафедры философии гуманитарного факультета ПАНЬКОВА Наталья Михайловна

ВОПРОСЫ: 1. История возникновения логики 2. Логика как наука о рассуждении 3. Феномен человеческого познания

1.1 История возникновения логики ЛОГИКА – одна из древнейших наук Первые упоминания встречаются в VI веке до н.э. в Древней Греции и Индии. Начала разрабатываться в связи с потребностями ораторского искусства как часть риторики. Появилась необходимость разработки правил, которые позволили бы приходить ораторам к единому мнению.

Термин происходит от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль» Основателем науки логики по праву называют Аристотеля (IV в до н. э.)

Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Демокрит, Сократ и Платон. Аристотель впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Логика в Античности

«Органон» - ряд трактатов Аристотеля, объединенных общим названием, посвящённые логике Логика, основанная на учении Аристотеля о материи и форме, называется традиционная формальная логика

Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан. Бюст Цицерона Консул 63 до н. э.

Логика в Новое время Френсис Бэкон в 1620 году опубликовал свой научный труд «Новый органон», по аналогии с трактатами Аристотеля, содержащий описание основ индуктивного метода, который Бэкон считал наиважнейшим.

Позднее совершенствованием этой работы занимался Джон Стюарт Милль, а методы получили название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля.

Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в. В конце XIX – нач. XX вв. в науке произошла своеобразная революция, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической, логики. Готлоб Фреге Современная логика

Начался так называемый этап новых открытий и фундаментальных исследований, связанный с именами Готлоба Фреге, Бертрана Рассела и Альфреда Уайтхеда.

для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

1.2 Логика как наука о рассуждении Логика - это наука о мышлении Но даже в обыденных разговорах, произнося слово «логика», мы имеем в виду не мышление вообще, а мышление правильное («ты рассуждаешь логично», «твои выводы нелогичны» и т.д.). Поэтому логику зачастую определяют как науку о правильном мышлении.

Любая наша мысль имеет содержание и форму. В зависимости от того, насколько верно действительность отражена в мысли, мы будем оценивать ее содержательно правильной (истиной) или содержательно не правильной (ложью), основываясь на нашем жизненном опыте и здравом смысле.

В центре внимания логики – не содержательная правильность, а строение мыслей, структура и способы связи между содержательными компонентами мысли или между разными мыслями в процессе наших рассуждений о действительности.

Эти специфические, постоянно проявляющиеся в мышлении, независимо от его содержания, способы построения наших мыслей называются логическими формами. Соответственно подход к мышлению, в котором делается акцент не на содержании, а на строении мыслей называется формальным подходом.

Предмет логики – не мышление вообще, а формальная сторона мышления. Задача логики – исследование логических форм, которые в отличие от бесконечного разнообразия изменчивого содержания наших мыслей неизменны и количественно ограничены.

Логика – это наука о формально правильном мышлении, о законах построения и преобразования логических форм, в которых протекает наше мышление вне зависимости от его содержания. Не стоит преувеличивать значение логики. Логика не создает мыслительные способности человека, а лишь фиксирует законы строения мыслей человека, уже умеющего мыслить

Возможно это означает, что формальная логика является бесполезной наукой? Такой точки зрения придерживался немецкий философ ХIХ в. Георг- Вильгельм-Фридрих Гегель..

Он указывал на то, что мышление является столь же естественным процессом, как ходьба, дыхание и пищеварение, и недоумевал, зачем людям надо учиться тому, что они и так умеют. Логика, полагал он, не может научить человека мышлению так же, как физиология не может научить его пищеварению

Тот факт, что логика не создает мыслительные способности человека, а только фиксирует законы строения мыслей человека, уже умеющего мыслить, не означает, что она является бесполезной!

Мышление большинства людей протекает стихийно, интуитивно, иногда дает сбои, отклоняясь от логических законов. Только опираясь на устойчивое знание мы можем обнаружить ошибку в наших рассуждениях и исправить ее!

Софисты и софизмы: представители одной из древнегреческих философских школ, прославились тем, что, незаметно нарушая логические нормы, они «доказывали» своим согражданам недоказуемое. Один из самых известных софизмов называется «Рогатый»: «То, что ты еще не терял, - говорил софист своему собеседнику, - ты, конечно, имеешь и сегодня. Рога, надеюсь, ты не терял. Значит, ты рогат!»

Если бы обманутые софистами греки знали основы логической теории, то они легко бы обнаружили в приведенном рассуждении нарушение одного из основных логических законов – закона тождества! Такие ошибки в логике называются «подмена множества».

Таким образом, не будучи способной научить нас мыслить и рассуждать, наука логика может вооружить нас инструментом, с помощью которого мы без особого труда сумеем найти логические изъяны и в своих, и в чужих результатах мышления. Постоянное использование этого инструмента, безусловно, будет способствовать тому, что наши мысли со временем будут более точными, а рассуждения более последовательными и доказательными.

1.3 Феномен человеческого познания Познание представляет собой отражение объективной реальности (не зависимой от человека) в сознании человека. По характеру отражения в процессе познания выделяются 2 ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (или эмпирическое) - 1-я ступень рациональное мышление (или абстрактное) - 2-я ступень.

Начинается познавательный процесс с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности.

Чувственное (эмпирическое) познание протекает в трех основных формах: 3. Представление 2. Восприятие 1. Ощущение

Ощущение это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса – раздельное знание о мире.

Восприятие формирование целостного образа предмета, возникающего в результате его непосредственного воздействия на органы чувств

Представление Более высокая форма чувственного познания. это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует.

На стадии представления задействованы 2 механизма: память и воображение. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально, часто они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности

Абстрактное мышление вторая ступень познания действительности (от лат. abstractio – отвлечение) Абстракция - результат процесса абстрагирования, т.е. процесса отвлечения от свойств и связей объекта для выделения его общих или универсальных свойств в «чистом виде».

Это один из механизмов познавательного процесса. При помощи абстрактного мышления, т.е. путем логической переработки чувственных данных, мы можем познавать то, чего не наблюдаем непосредственно.

Познавательный процесс

Понятие это мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку. Могут быть пустыми, единичными и общими. Например: Яблоко – это съедобный фрукт, который растет на яблоне, отличается характерной формой, специфическим запахом и кисло- сладким вкусом.

Суждение это мысль, с помощью которой выражается присущность или не присущность признака предмету (или классу предметов) и которая может быть оценена как истинная или ложная. Например: Этот предмет – яблоко. Это яблоко вкусное.

И понятие и суждение – мысль. Но в отличие от понятия, суждение ничего не обобщает. Оно говорит, что состояние мира таково, что данный признак характерен (или нет) данному объекту.

Структура суждения включает 3 элемента: Субъект (то, о чем идет речь в данном суждении) Предикат (свойство или качество субъекта или то, на что действие субъекта направлено) Связка (устанавливает отношение между субъектом и предикатом). Устанавливается словами «есть» или «не есть». Бывает не явно выделена.

Умозаключение это последовательность мыслей (суждений), в которой последнее суждение (новая мысль) выводится из предыдущих. Например: Записка написана на японском или китайском языке. Это – не китайский язык. Следовательно, это японский язык.

Особенностью мышления является его неразрывная связь с языком. Язык - это средство формирования мыслей В языке закрепляются результаты мышления, посредством языка происходит обмен мыслями между людьми.

Существуют естественные языки (сформировались исторически) и искусственные языки (созданы специально для каких-либо целей). В логике - Язык классической логики высказываний (ЯКЛВ)

Вопросы для самоконтроля: 1. Обозначьте основные этапы формирования логики как науки. 2. В чем заключается феномен человеческого познания? 3. Что является предметом науки логики? 4. Как можно определить язык? Что называется искусственным языком, а что - естественным?