К 115-летию рассказов А.П.Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ А что такое счастье? Кто это знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком.
Advertisements

Викторина по творчеству А.П. Чехова «Своя игра» Выполнил: Замальдинов Владислав Евгеньевич Управление образования и молодежной политики администрации Балахнинского.
Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей. Д.С.Лихачев.
1.Отказ от прямого авторского высказывания 2.Общая картина мира через конкретные детали 3.Коротко говорить о длинных предметах 4.Искусство Чехова за счёт.
А. П. Чехов «Ионыч» (1898) Аглеева К.Р. ИФОМК 3 курс.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М. Горький.
Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» Выполнили учащиеся 8 «а» класса.
Антон Павлович Чехов Н.Б.Тралкова, МИОО.
Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» Выполнили учащиеся 8 «а» класса.
Исследовательская работа по литературе. Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова. Объект исследования: Рассказчик и автор в произведениях Чехова.
Антон Павлович Чехов «Человек с молоточком». Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов ( )
Урок внеклассного чтения на тему: Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Футлярная жизнь в творчестве А.П. Чехова ( по произведениям «Маленькой трилогии» и «Ионыч»). Значение деталей.
Рассказы А. П. Чехова В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Данная презентация подготовлена и представлена к просмотру Новосёловой Натальей Степановной и учениками Захвалинским А. и Яценко Д. г.Белгород.
Определите тему рассказа (О чём?) Круглова И. А. В.И.Петров «Тройка» Тема безрадостного детства В.Е. Маковский «Свидание»
АП Чехов «О любви» Тема любви в рассказе Чехова «О любви»
В центре внимания : образные средства языка художественный образ художественный образ чувства и отношения автора; выводы автора и читателя чувства и отношения.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

К 115-летию рассказов А.П.Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

«Чехов - великий, может быть даже в русской литературе величайший, бытописатель. Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века в мельчайших подробностях».

ГЕРОИ ГОВОРЯТ ПОРТРЕТЫ ГДЕ ЭТО БЫЛО I ТУР

Иван Петрович Туркин любил острить, шутить, «всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». Какое выражение использует Иван Петрович, оценивая происходящее?

Недурственно

Продолжите горькую и ироничную фразу Катерины Ивановны: «Я такая же пианистка, как мама …»

Писательница

Каким сладким эпитетом охарактеризовал учитель Буркин Вареньку Коваленко: «А она тоже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, - одним словом, не девица, а …»

Мармелад

Где Алёхин попрощался с Анной Алексеевной навсегда?

В купе поезда

Где находились ворота, на которых можно было прочесть надпись: «Грядет час в онь же…»

На кладбище

«Скоро показались тополя, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было…»

Софьино, имение Алехина

…он ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительной, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».

Доктор Старцев Дмитрий Ионыч

«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».

Катерина Ивановна Туркина

«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу...»

Николай Иванович Чмша-Гималайский

«Творчество Чехова - непрерывное звено между отцами и детьми, сочетание понятной для всех формы и дерзновенной смелости новатора». А.Белый

ИРОНИЯ СИМВОЛ ДЕТАЛЬ II ТУР

Что описывает автор: «…Старцев…рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются…

Игру Катеньки на фортепиано

Каким средством выразительности Чехов добивается усиления иронии: «…когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое»?

Контекстуальная градация

О чем должен задуматься читатель, увидев «счастливого» человека: «Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, …и сказал: - Как вкусно!.. Было жестко и кисло…»

«Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман», как дешево для обывателя бывает счастье.

Что скрывает автор за фразой Беликова «Как бы чего не вышло»?

Философия «футлярной жизни» обывателя

«И он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек». При мыслях о чем огонек в душе Старцева погас?

При мысли о деньгах

С помощью какой детали Чехов показывает рост благосостояния Ионыча?

_ «Он шел пешком (своих лошадей у него еще не было)» - « У него уже была своя пара лошадей и кучер Пнтелеймон в бархатной жилетке» - «…уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками»

Варенье из каких ягод обожал А.С. Пушкин и почему-то презирал А.П. Чехов? Символом чего он сделал эту ягоду в своем рассказе?

Крыжовник- символ бесцельности «скотоподобного» существования

Перечислите футляры Беликова Тема – Символ 200

Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. «Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом». «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Что в рассказах А.П.Чехова противостоит футлярной жизни? Какой образ вырастает до уровня символа духовной свободы и гармонии?

Природа

«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение».

О ПОШЛОСТИ О СЧАСТЛИВЫХ ОБ ИМПРЕССИОНИЗМЕ ФИНАЛ

Прокомментируйте мысль А.М.Горького, доказав ее материалом рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви»: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». ФИНАЛ

«Пошлость пошлого человека» – так можно обозначить проблематику рассказов А.П.Чехова. В них писатель бьет тревогу, заставляет читателя задуматься о том, что люди, способные, честные, призванные совершенствовать окружающую жизнь, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Против пошлости у них нет внутреннего противоядия. Старцев ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число. Наслаждение Николая Ивановича кислыми ягодами только подчеркивает бессмысленность его животного существования. В рассказах звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь.

О чем говорит Б.Эйхенбаум: «…Чехов был человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России и достучался». ФИНАЛ

В рассказе «Крыжовник» автор устами Ивана Ивановича говорит о том, что «надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто- нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. Такой молоточек – это голос совести, не позволяющей человеку успокаиваться и стать равнодушным. Б.Эйхенбаум справедливо отметил, что самого писателя можно назвать «человеком с молоточком», т.к. сила его таланта способна проникнуть в сердце каждого, кто знакомится с произведениями Чехова.

Что, по вашему мнению, Л.Н.Толстой называл формой импрессионистов в творчестве А.П.Чехова: «Чехов несравненный художник… Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... И Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов». ФИНАЛ

Л.Н.Толстой продолжил свою мысль: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения будто эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед нами яркая, неотразимая картина». Краткость, меткость каждого слова, тонкие метафоры, «музыкальные» слова, лиризм пейзажа – все это признаки импрессионизма Чехова. Его деталь, как мазок художника, в сочетании с другими создает общее впечатление.

В каком рассказе прозвучала следующая мысль: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое»?

В рассказе «Крыжовник»

О ком идет речь в рассказе «Ионыч»: «Пока с …. играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти»?

Об обывателе

Что, по мнению А.П. Чехова, есть более важное, чем «счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле»?

Любовь

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.Чехов

1. Гитович, Н.И. Чехов в воспоминаниях современников / Составление, подготовка текста и комментарии Н.И.Гитович.- М.: Просвещение,1986. – 429с. 2. Лакшин, В.Я. Толстой и Чехов, т.2/В.Я.Лакшин. – М.: Московские учебники, – 167с. 3. Пришвин, М.М. Дневниковая проза в 2-х т./М.М.Пришвин. - М.: Терра, – 528с. 4. Чуковский, К.И. Мастер и человек/К.И.Чуковский. – М.: Русский путь, – 131с.