Принципы системной организации языка. Язык как система устроен иерархически. Выделяют 4 основных уровня этой системы, которые находятся в отношениях подчинения:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Advertisements

Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Согласные звуки речи. Непарные глухие согласные : [ х ]- [ х ], [ ц ], [ ч ], [ щ ]. Непарные звонкие согласные : [j ], [ л ]- [ л ], [ м ]- [ м ], [
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Лингвистический лабиринт. Фразеология изучает устойчивые обороты речи? Наречие – служебная часть речи? Простое предложение состоит из двух граммат. основ?
Критерии: 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Гонка за лидером Станция. Анаграмма Анагра́мма (от греч. ανα- «за» и γράμμα «письмо») литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого.
Лекция 3. Язык как система. От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое.
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Транксрипт:

Принципы системной организации языка

Язык как система устроен иерархически. Выделяют 4 основных уровня этой системы, которые находятся в отношениях подчинения: Язык как система устроен иерархически. Выделяют 4 основных уровня этой системы, которые находятся в отношениях подчинения: Синтаксическийпредложение Синтаксическийпредложение Лексическийслово Лексическийслово Морфологическийморфема Морфологическийморфема Фонетический фонема Фонетический фонема Каждый уровень имеет свою единицу. Каждый уровень имеет свою единицу.

Между уровнями есть отношения иерархии : каждый последующий уровень рассматривается как более высокий. Чем выше уровень, тем меньше степень системности языка, тем больше количество единиц. Между уровнями есть отношения иерархии : каждый последующий уровень рассматривается как более высокий. Чем выше уровень, тем меньше степень системности языка, тем больше количество единиц. Мы можем посчитать количество фонем гласных и согласных; можем определить примерное количество морфем; но сказать сколько слов в языке или предложений – почти невозможно. Мы можем посчитать количество фонем гласных и согласных; можем определить примерное количество морфем; но сказать сколько слов в языке или предложений – почти невозможно.

Единицы нижних уровней служат «строительным материалом» для единиц вышестоящих уровней: предложения состоят из слов, слова – из морфем, морфемы – из звуков. Единицы нижних уровней служат «строительным материалом» для единиц вышестоящих уровней: предложения состоят из слов, слова – из морфем, морфемы – из звуков. Не все единицы, которые есть в языке и речи, являются уровневыми. Не все единицы, которые есть в языке и речи, являются уровневыми. Слог – единица речи; у неё есть форма, но нет значения. Слог – единица речи; у неё есть форма, но нет значения. Словосочетание - единица языка, но она не образует уровень, входит в состав предложения. Словосочетание - единица языка, но она не образует уровень, входит в состав предложения.

Уровневые единицы языка выделяются на основании своеобразия выполняемой ими функции. Уровневые единицы языка выделяются на основании своеобразия выполняемой ими функции. Фонема – фигура плана выражения, минимальная знаковая единица, не имеющая значения, но служащая для создания морфемы. Фонема – фигура плана выражения, минимальная знаковая единица, не имеющая значения, но служащая для создания морфемы. Морфема – минимальная значимая единица языка, имеющая и план выражения и план содержания, но не функционирующая самостоятельно. Морфема – минимальная значимая единица языка, имеющая и план выражения и план содержания, но не функционирующая самостоятельно.

Суффикс – ник имеет значение предметности и звучание [н ик] Суффикс – ник имеет значение предметности и звучание [н ик] окончание –а в слове книга имеет звучание [а] и грамматическое значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. окончание –а в слове книга имеет звучание [а] и грамматическое значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. Морфема имеет значение, но не имеет свойства самостоятельного именования явлений действительности, морфема существует только в составе слова. Морфема имеет значение, но не имеет свойства самостоятельного именования явлений действительности, морфема существует только в составе слова.

Слово – двусторонняя единица языка, служащая для называния фрагментов действительности, т.е. выполняющая номинативную функцию. Слово – двусторонняя единица языка, служащая для называния фрагментов действительности, т.е. выполняющая номинативную функцию. Предложение – двусторонняя единица языка, служащая средством общения, т.е. выполняющая коммуникативную функцию. Предложение – двусторонняя единица языка, служащая средством общения, т.е. выполняющая коммуникативную функцию. «Мама!» Это не слово, это предложение, со своей интонацией, со своей целью… «Мама!» Это не слово, это предложение, со своей интонацией, со своей целью…

От фонетики к синтаксису идет усложнение языковых единиц, единицы каждого последующего уровня включают свойства и функции единиц низших уровней. От фонетики к синтаксису идет усложнение языковых единиц, единицы каждого последующего уровня включают свойства и функции единиц низших уровней.

Внутриуровневые отношения Внутри каждого уровня языковой системы между его единицами существуют определённые отношения – синтагматические и парадигматические. Внутри каждого уровня языковой системы между его единицами существуют определённые отношения – синтагматические и парадигматические.

Эти отношения существуют ТОЛЬКО между единицами ОДНОГО уровня. Не существует парадигматических и синтагматических отношений между единицами разных уровней! Эти отношения существуют ТОЛЬКО между единицами ОДНОГО уровня. Не существует парадигматических и синтагматических отношений между единицами разных уровней! Фонема не вступает в СО и ПО с морфемой или словом, а только с фонемой. Фонема не вступает в СО и ПО с морфемой или словом, а только с фонемой.

Фонемы: Фонемы: парадигматические отношения: парадигматические отношения: гласные – согласные; согласные глухие звонкие, твёрдые – мягкие и т.д. Морфемы: Морфемы: парадигматические отношения: парадигматические отношения: при-ехал – у-ехал; весной – весною.

Слово Слово Парадигматические отношения Парадигматические отношения мебель – шкаф, стол, стул, полка… дерево – берёза, тополь, слива… Хороший – плохой, добрый – злой… Предложение Предложение Парадигматические отношения Парадигматические отношения Простые – сложные Сложные – союзные и бессоюзные; ССП и СПП …

Какое знание демонстрируют эти примеры? В данных рядах укажите «лишний» пример. На каком основании его необходимо исключить? а) / ма-/ мам-/ мама/ Мама! б) [г] [о] [р] [а]; гор + а; гора + чка; в) дом, домой, домом, доме, дому