Извлечение смысла из текстов естественного языка Предэкспериментальное исследование Л.А.Святогор Институт кибернетики им. В.М.Глушкова НАН Украины, Киев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от

ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Матемтааки ЕТ СТ 2 класс Шипилова Наталия Викторовна учитель начальных классов, ВКК Шипилова Наталия Викторовна учитель начальных классов, ВКК.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Транксрипт:

Извлечение смысла из текстов естественного языка Предэкспериментальное исследование Л.А.Святогор Институт кибернетики им. В.М.Глушкова НАН Украины, Киев Международный научный семинар «Образный компьютер» Киев, апрель 2014 г.

Смысл 1 – Текст – Смысл 2 2

Контур задачи 3 = Дано. Дискурс (литературный текст, рассказ) = Ограничения. Конкретная тема предметной области. Конечный список смыслов. = Требуется определить тему и указать литературный смысл (вероятные смыслы) текста. = Инструмент. Когнитивный ситуационный анализ.

Цель доклада – путь к смыслу дискурса 4 = 1. Построить терминологическую базу исследования. Формализовать категории когнитивной семиотики: Что есть имя и знак? Что такое предложение ЕЯ ? Что такое факт в семиотике? Что есть событие (семиотика)? Что есть ситуация (семиотика)? Что такое ситуационный смысл ? = 2. Предложить процедуру смыслового анализа = 3. Построить пример извлечения смысла

ИМЯ 5 Часть речи, дающее название для продукта, идеи или концепции (отличительный признак) Происхождение Конфуций Означающее и означаемое о значающее о значаемое имя предмет «стул» элемент мебели, предназначенный для

Конфуций 6 «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять».

Знаковая система 7 Знаковая система – это система однообразно интерпретируемых сообщений / сигналов. Система соглашений для коммуникации. Графемы Пиктограммы

ЗНАК (по З. Ситчину) - 1 8

ЗНАК (пиктограммы) - 2 9

ЗНАК (молитва и смысл)

Семиотика 11 Семиотика = наука о коммуникативных системах и знаках, используемых для общения. Ю. М. Лотман Семантика Синтаксис Прагматика (знак – знак) (знак – реальность) (знак – потребитель) понимание

Знак – объект семиотики Знак – это соглашение о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Фердинанд де Соссюр Знак – материально выраженная замена предметов, понятий в процессе обмена информацией. Ю. М. Лотман …которым ум пользуется для понимания вещей. (Прагматика) 12

Знак. Семантический треугольник 13 Содержание Денотат Имя амфора; глиняный; Кувшин Модус Сущность СМЫСЛ Определе- ние Сосуд для… Предметы в реальности Bedeutung Экстенсионал Интенсионал Sinn

Знак. Понятие 14 Значение Имя Добрый человек Добро Моральное качество денотат примеры Концепт смысл содержание объём

Имя Знак П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Факт 15

Язык и Естественный язык 16 Языковая система – множество элементов языка, связанных друг с другом определёнными отношениями и образующее единство и целостность. Словарь как инвентарь и грамматика как механизм. Выделяются центр и периферия. Естественный язык – для общения людей и…(?) Основ. фун-я языка – конструирование суждений, организация понятий и пространства отношений коммуникаторов. Семиотическая сущность ЕЯ состоит в установлении соответствия синтаксиса, семантики и прагматики.

Синтаксический артефакт (Л.В. Щерба) 17 Глокая куздра штеко булданула бокра и курдячит бокрёнка. Имена. Флективность. Грамматический разбор. Управление. Согласование. Синтагматичность. Ролевые функции. Ядро. Атрибутивные пары (Isa).

Предложение (лингвистика) Предложение = единица языка, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающая смысловой и интонационной законченностью. Члены предложения: (подлежащее, сказуемое), (дополнение, обстоятельство, определение) Ядро = субъект, действие, объект Лексические пары (отношение Isa) 18

Дерево разбора предложения 19 царь возглавил армию спартанский Леонид эллинскую насчитывавшую семь тысяч воинов Эллинскую армию, насчитывав- шую семь тысяч воинов, возглавил спартанский царь Леонид Ядро (имя) Онтологическая интерпр. ПодготовкаквойнеПодготовкаквойне Подготовка к войне Царь возглавил армию Obj Act Sub Isa Доп

Предложение (семиотика) Синтаксическая (гр) последовательность имён (синтагматическая лексическая структура) Семантическое содержание имён в языковой реальности Прагматическое значение предложения = проекция знаний автора на знания потребителя (коммуникативный смысл) Синтагматические отношения = объединяют единицы языка в их одновременной последовательности, создавая смысловое единство. 20

Предложение в логике. Г. Фреге ( 1848 – 1925 ) Предмет-значение. Логич. значение = ИСТИНА, ЛОЖЬ Содержание Смысл Имя. Предложение. Логическая функция

Имя Знак Предложение Ф А К Т Примеры из практики 22

Предложение и ФАКТ. Б. Рассел (1872 – 1970) В мире есть факты. Мы формируем суждения о них и высказываем суждения в предложениях. Факт - это то, что может быть выражено предложением. Предложения нельзя считать именами. Факты не истинны ни ложны. Факт – это то, что должно быть понято. Знание. 23

Как определить понятие «Факт» в когнитивистике? Одно предложение =>> один факт. Факт – семиотическая конструкция: = имя факта; = лексическое описание, т.е. – само предложение; = онтологическая интерпретация (в системе знаний) 24

Когнитивная единица: Факт 25 Имя ЯДРО: Субъект - Действие - Объект Лексиче ское описа- ние Онтологическая интерпретация Предложение

Факт. Пример 1 26 Что случилось? Ядро Имя Что это значит? Онтологич. интерпретац Лексическое описание Джон поднял камень Рассерженный Джон быстро поднял тяжёлый камень Д. завладел предметом

Факт. Пример 2 27 Что случилось? Имя Что это значит ? Онтологич. интерпрет. Лекс. содержание Дождь начался неожидан- но Неожиданно для нас начался сильный дождь Явление природы

Предложение Факт О Н Т О Л О Г И Я Событие 28

Почему много определений? 29 = Определения ласкают слух (*). = Без определения понятий нет теории и задачи. = Определение связывает разрозненные понятия в целостность, создавая когнитивную структуру знания. Определение – объект семиотики. = Определение часто подсказывает алгоритм (Ю. Валькман). Оно имеет приоритетность.

Онтология 30 = Онтология в семиотике = иерархическая реляционная система языкового представления концептуальных знаний о (*) Мире. = Формат: Концепты – отношения – интерпретации. = Графическая структура: понятийный граф родо-видовых, ассоциативных и др. отношений. = Интерпретации: декларативные знания в ЕЯ. См. Рисунок.

31.Иерархическая Трёхуровневая Онтология: ИО*3 31 Верхний уровень: -категории ВУ; -таксономические связи; -иерархия категорий. М атерия Вещ-во Энергия Структуры бытового общения Средни й уровень: -концепты СУ; -атрибуты СУ; -ассоциативные связи. Иерархическая трёхуровневая онтология ИО*3. Пирамидальная семантическая сеть, построенная на концептах, отношениях и декларациях Нижний уровень: -концепты и значения - ассоциативн. связи - термины ПрО. - атрибуты НУ Понятийные структуры ПрО Рефлексивные структ.

Для чего нужна предметная онтология? 32 = Для перехода от текстового уровня изложения текста к его интерпретации на (естественном) языке, использующем полный ресурс Знаний; социальных, культурных и научных знаний. = = Для формирования смысла текста – его конечной обобщённой когнитивной характеристики. = Для компьютерного понимания текстов на ЕЯ.

Онтология Факт С О Б Ы Т И Е Примеры из практики Предметная область 33

«Событие». Определение понятия в когнитивистике Событием называется когнитивная конструкция, которая репрезентует факт в сочетании с причиной его появления и с указанием цели субъекта действия. См. схему 34

«Событие». Лексическое описание Причина факта Лекс. описание факта Цель субъекта Из-за… Вследствие Благодаря Поскольку Исходное предложение, взятое из текста Чтобы… Для того, чтобы… С целью Мотивация Основа события Факт Прогноз Прошлое Настоящее Будущее

Когнитивная единица: Событие 36 Что случилось? Имя события Что это значит? Концептуальное ядро события Онтологическая и аксиоматическая интерпретация Лексическое описание соб Описание факта Цель Причина

«Событие». Пример из рассказа. Лексика Из-за того, что греки выстроили фалангу, которая перегородила ущелье, Ксерксу пришлось идти в атаку прямо на фалангу, чтобы прорвать оборону. Лексическое описание события =: (36) Лекс. описание факта 37 Антецедент Цель. Прогноз

Из-за того, что греки выстроили фалангу, которая перегородила ущелье, Ксерксу пришлось идти в атаку прямо на фалангу, чтобы прорвать оборону. 38 В: фалангу В: оборону В: перегородила А: прямо на ИМЯ СОБЫТИЯ = ЯДРО: КСЕРКС АТАКУЕТ СТРОЙ А: атаку Тактика Оборона Атака Фаланга Лобовая Преграда Сражение Строй Вынужденно А: пришлось Ущелье Значимые слова Фрагмент онтологии Концепт. отображение

«Событие». Онтологическая и аксиоматическая интерпретация 39 Имя события: Ксеркс атакует фалангу (строй) Аксиома ПрО «Война»: Если Х: [атака Isa лобовая] и [Y: оборона Isa сильная] то [Х: тактика Isa неправильная] и [Y: тактика Isa правильная]. Интерпретация события в ПрО «Война»: (Х:=А: и Y:=В:). Персы применяют неправильную тактику и греки – правильную. (Аксиоматическая система показана ниже: 46)

«Событие». Экспертная интерпретация 40 Экспертной интерпретацией события, представленного фактом, его мотивацией и целью, является концептуальное отображение лексического описания события на систему знаний ПрО, заданную концептуальным графом онтологии и системой аксиом. (См. 38 и 46)

«Событие». Конструктивный трафарет (фрейм, страты знаний) 41 Предметная область Имя области знаний Что? Имя события Где-когда? Локализация Кто? Субъект: А: В: … Что сделал? Действие (инструмент) Почему? Причина Зачем? Цель (мотивация) Сколько?Ресурс Какие?Атрибуты Особенности? Акценты Эмоции?Рефлексии Ну и что?Оценка

Онтология Событие ФОРМАЛИЗАЦИЯ П р О «В О Й Н А» Ситуация 42

1 = Концептуализация Знаний в ПрО «Война» (конструкты и их значения) 43 Война = = Субъекты – А: В: = Время – древний мир /- средние века /- современность = Место – страна (…) / регион = Ресурсы (А,В) – армия /- вооружение/-промышленность = Цели (А,В) – завоевание /- покорение /- захват ресурсов /- геополитика /- оборона /- победа /- капитуляция /- ничья = Тактика военных действий (А,В) – наступление / - сдерживание /- оборона /- отступление /- разделение сил = Сражение (А,В) – время /- место /- силы /-тактика / …... = Итоги (А,В) – победа /- поражение /- ничья /- выигрыш / - потери / - гибель = Оценка (А,В) – воля к победе /- мужество /- подвиг /- слава /- трусость /- предательство /- позор = Прогноз – последствия войны

2 = Онтологическая структура ПрО «Война» 44 Общие сведения Военные действия Атака СРАЖЕНИЕ Ресурсы Разделение сил Окружение Стратегия Тактика Гибель Результаты Победа Внеш. факт. Героизм В: Плен Субъекты (А, В, С) Оценки сражен Оценки войны Подвиг Рефлексии Время Место Оборона Предательство Предательство С: Тактика Победа … 38

2а = Подструктура ПрО «Война» (38) Предметная область: «Война». Подструктура: «Сражение». Кластер «Тактика»: 45 Тактика Разд. сил Ров массированная Преграда волнами лобовая Атака Оборона Обход Засада Маневриро- вание Строй Фаланга Ущелье

Аксиоматическая поддержка ПрО «Война» = декларативная система продукций Аксиоматическая база ПрО: Если оборона – то тяжёлое вооружение превосходит лёгкое вооружение. СРАВНЕНИЕ. Если ресурс Х превосходит ресурс У – то Х имеет военное превосходство. Если Х нападающий – то Х агрессор. Если лобовая атака Х на сильную оборону У – то тактика Х – правильная и тактика У – неправильная. Если окружение Х – то гибель или плен Х. Если сдача в плен Х – то позор Х и победа У. Если добровольная смерть Х ради Родины – то Х совершает подвиг и заслуживает славу. и т.д. 46

ПрО Онтология Событие С И Т У А Ц И Я Пример 47

Конструкты «Ситуации». (41) Страты знаний ( Т. Гаврилова ). Кто? (субъектный анализ) Что сделал? (активный анализ) Как? (инструментальный анализ) Где? Когда? Сколько? (локальный анализ) Почему? (каузальный анализ) Зачем? (стратегический анализ: чтобы) Кого, кому, для кого, из-за кого ? (объектный анализ) 48

«Ситуация». Определение понятия Ситуацией называется когнитивно- семиотическая конструкция, которая является «онтологическим обобщением» группы событий. Включает (см. рис.): = Платформу обобщаемых событий; = Идентификатор ПрО; = Имя ситуации в онтологии ПрО; = Конструктивное описание ситуации; = Онтологическую интерпретацию; = Смысл ситуации. 49

Когнитивная единица: Ситуация (36) 50 Смысл ПрО Обобщённое толкование событий в системе знаний Конструктивное описание Имя ситуации Платформа: имена событий 1 2 3… Онтолого-аксиоматическая интерпретация

Определение Ситуации П Р И М Е Р С И Т У А Ц И И Фрагмент рассказа 51

52 Греческая фаланга. «Триста спартанцев»

Фрагмент текста для определения смысла 53 Факт 1. Эллины (В) выстроились фалангой, которая ощетинилась копьями и заперла проход. Факт 2. Ксерксу (А) пришлось идти в атаку прямо на фалангу (В). Факт 3. Но персидские воины (А), у которых было лишь лёгкое оружие, не могли сравниться с тяжеловооружёнными греками (В).

Платформа событий: Событие 1 54 Ф 1. Эллины выстроились фалангой, которая ощетинилась копьями и заперла проход. Со 1: Имя: Греки (В:) построили оборону (В:) (ядро) Лексическое содержание: «из-за сражения + факт 1 + чтобы остановить врага». Онтолого-аксиоматическая интерпретация (39,46): (Х:=А: и Y:=В:). Персы применяют неправильную тактику; греки – правильную тактику.

Событие 2 55 Ф2. Ксерксу пришлось идти в атаку прямо на фалангу. Со2: Имя: Персы (А:) атакуют (В:) в лоб. Лексич. содержание: «из-за того, что В: хотят остановить А: + факт 2 + чтобы прорвать строй В: » Онтолого-аксиоматическая интерпретация (46): (Х:=А: и Y:=В:). Персы применяют неправильную тактику; греки – правильную тактику. (Оценка)

Событие 3 56 Ф3. Но персидские воины, у которых было лишь лёгкое оружие, не могли сравниться с тяжеловооружёнными греками. Со3: Имя: Персы (А:) не сравнимы с греками (В:). Лексич. содежание: «из-за того, что А: ата- куют В: в лоб + факт + пусто». Онтологич. интерпретация: СРАВНЕНИЕ – – ресурс – оружие = лёгкое А: / тяжёлое В: Оператор «Сравнение» (go to аксиомы) Аксиоматическая интерпретация (46, акс.1 + 2): (Х:=А: и Y:=В:). Греки имеют военное превосходство. (Оценка)

Обобщение Событий (57) 57 Кто Что Где Когда Зачем Оценка … Кто Что Как Сколько Почему Зачем Рефлек- сии … Военные действия. Преимущест во у греков А:В: Военное пре- восходство В: А: Неправ. тактика В: Правильная тактика Персы атакуют в лоб Сражение Персы не сравнимы с греками Греки построили оборону СитуацияСитуация ИмЯИмЯ

Ситуация С И Т У А Ц И О Н Н Ы Й С М Ы С Л Пример 58

Онтология как граф 59 ULTIMA RATIO REGIS (Ришелье) Р. Шенк (1980): «Метаязыком для внутренней смысловой репрезентации текстов является граф концептуальных зависимостей, который отображает смысловую структуру ситуации».

Семиотический граф Ситуация (повтор) 59 СМЫСЛ Обобщённое толкование событий в системе знаний Конструктивное описание Имя ситуации Имена событий 1 2 3… Онтолого-аксиомати- ческая интерпретация ПрО

Ситуация и Смысл (пример) 61 Война Толкование ситуации в системе знаний Сражение Греки построили Персы атакуют Персы не сравнимы Кто? Персы и греки Что? Атакуют, защи- щаются Цели? Прорвать, отразить Военные действия. Преимущество у греков Греки: НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ Инт Кон Смл ПрО Плт

Итог: Текст --» Алгоритм --» Смысл 62 Ситуационный Смысл Онтология ПрО Аксиоматическая база ПрО ЕСЛИ - ТО Список значим. слов Лексическое описание фр. текста БЗ

Ситуация Ситуационный смысл П О Д Р О Б Н Е Е о СМЫСЛЕ и ПОНИМАНИИ Рассуждения 63

Понимается то, что имеет смысл = Смысл есть не что иное, как фрагмент общего знания. = Понять сообщение – значит извлечь его смысл. 64

Цель исследования = СМЫСЛ 65. «Рассматривая понимание естественного языка как оперирование смыслом, прежде всего надо разрешить принципиальные проблемы, связанные с определением сущности структуры смысла». (И.Б. Штерн)

Что такое смысл? «Словарь русского языка», т. 4, М г. Это внутреннее логическое содержание – значение чего-либо, постигаемое разумом. Онтологическое определение: Смыслом является высказывание на естественном языке, которое передаёт мысль при помощи концептов высокого уровня онтологии или в форме экстрагированного и канонизированного знания социума. Объект прагматики. 66

Канонизированное знание – И один в поле и – воин. – Не лезь со своим Уставом в чужой монастырь. – Святая простота. – И всё-таки она вертится! – Капля в море. – Не садись не в свои сани. – Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!.. – Что посеешь – то пожнёшь. – Ахиллесова пята. («Невыпуклость» множества аксиом) 67

Канонизированное знание Ave, Caesar, morituri te salutant ! (Светоний) Amicus Plato, sed magis amica veritas. (Сократ) Per aspera – ad astra. (Сенека) Caeterum censeo Carthaginem delendam esse ! (Катон ст.) Ratio scripta. Ultima ratio regis. (Ришелье, Фридрих II) 68

Поиски смысла Цель, метод Научные подходы специалистов И результат 69

Цель исследования = СМЫСЛ * 70 Наша цель: вывести понятие «Смысл» из ментальной (интуитивной) категории в конструктивную (вычислимую). Исходная предпосылка: Смысл есть когнитивная структурированная единица Знания. Задача решается методом концептуального отображения нарратива на концептуальную систему знаний и последующего интенсионального обобщения концептов онтологии. Схема: ТЕКСТ – СИТУАЦИЯ – СМЫСЛ Прорыв в ИИ – «вычисление смысла текстов». (Ф. Джонсон-Лэрд, 1988 г.)

Смысл в лингвистике * Смысл? Он же бесплатен!.. М. Жванецкий «Значение языковой единицы – это элемент языковой системы, в то время как конкретный смысл – это явление речи, к тому же ситуативно обусловленное» (А.В. Бондарко) Смысл связного текста (дискурса, нарратива) – это предложение на естественном языке, которое в сжатой форме воспроизводит информационный замысел автора, закодированный в тексте художественными средствами языка. 71

Ситуационное мышление. Поиски и находки * 72 - Аристотель (IV в. до н.э.) - Арно и Николь ( Трактат: Логика или искусство мыслить, XVII в.) - Л. Витгенштейн, (1889 – 1951), Г. Фреге (1848 – 1925), Б. Рассел (1872 – 1970) - Р. Шенк (1980) - Т. Гаврилова (1997), И. Штерн (1998), А. Звя- гинцев (1980) - Г. Рыбина (2010) - Ю. Кисленко (2008), - А. Звенигородский (2010, 2012)

Что такое «смысл»? Мнения специалистов * 73 Психология. Оценка поведения разумного существа. (Хокинс, Широчин, Балл, Лефевр). Лингвистика. Категория семантики языка, которая отвечает за согласованность лексики с внешним миром. (Демьянков, Мельчук). Нейролингвистика. Проекция языковых единиц на ментальные модели знания. Узуальный и окказиональный смысл. (Мельников). Нейрофизиология, нейрокибернетика. Описание отдельной ситуации вербализуется стандартной «базовой семантико-синтаксической структурой», синтезируемой в нейронной субстанции, и рассматривается как элемент знания. (БСС: Кисленко). Формирование понятий в Пирамидальных структурах памяти. (РПС: Гладун, Величко, Рабинович).

74

«Последний довод короля» «Сам текст на естественном языке является лишь проводником смысла, а замысел и знания автора лежат во вторичной структуре (смысловой структуре или макроструктуре) текста» Т. Гаврилова и К. Червинская,

В августе 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс поднял свою могущественн ую армию – около 200 ты- сяч опытных воинов – чтобы поко- рить Грецию. Все они погибли в не- равном бою, но их имена вошли в исто- рию ВОЙНА Не числом, а уменьем. Предательство - это позор. Предатель- ство приносит прибыль. Добровольная гибель в бою – это честь. Талант полководца. Преданность долгу. Долг и честь воина – защита Родины. Агрессия. Подавляющее преимущество персов. Сражение. Успех греков. Предательство Угроза гибели греков. Решение царя Леонида Спартанцы хотят биться насмерть. Мужество. Гибель в бою. Подвиг и слава. ПОДВИГ ведёт к славе. Сильная армия – побеждает. И один в поле – воин. Один в поле – не воин. 76 ЗАДАЧА? Ну и что? Текст – Ситуация - Смысл

Послесловие. Что дальше? Поиск «хороших множеств» и «операций»: эквивалентность, иерархия, онтологии ПрО. Предполагаемые операции когнитивного анализа: – выделение ядерных конструкций; – когнитивных пар и синтагм (объект- знач-е); – причин и следствий, целей и результатов (мотивация); – оценивание поведения и оценка ситуации; – онтологическое и аксиоматическое обобщение. 77

Выводы Семиотическая формализация события и ситуации через конструкты, онтологию ПрО и систему аксиом позволяет определить ситуационный смысл фрагмента ЕЯ-текста. Эта методика применима к анализу связного слабоструктурированного литературного текста. Когнитивные структуры и операции над ними позволяют вычислять компьютерный смысл, что может быть расценено как шаг к созданию теории Искусственного интеллекта. 78

Спасибо за внимание? Explain avay Л.А. Святогор Институт кибернетики им. В.М.Глушкова НАН Украины, Киев 79

Приложения П0. Интенсионал и экстенсионал (81) П1. Полный текст рассказа (82+) П 2. Синтез двух предложений (85+) П3. Определения и концепт-разбор предлож- я (89+) П 4. Выводы и презентация (92) Конец (93) 80

П0. Интенсионал и Экстенсионал 81 Интенсионал понятия – это совокупность мыслимых признаков (характеристик) обозначаемого данным понятием предмета или явления. Обозначает содержание понятия. Напр,, совокупность признаков (живое, ест, двигается, разговаривает, размышляет,…) есть интенсионал понятия «человек». Экстенсионал понятия – это совокупность объектов, способных именоваться данной языковой единицей. Обозначает объём понятия. Напр., множество объектов (Сократ, писатель, фантазёр, украинец…) входят в экстенсионал понятия «человек». (Википедия)

«Триста спартанцев» (.П1) 82 В августе 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс поднял свою могущественную армию – около 200 тысяч опытных воинов, – чтобы покорить Грецию. Эллинскую армию, насчитывавшую около 7 тысяч воинов, возглавлял спартанский царь Леонид. Сражение произошло в Центральной Греции у Фермопил – узкого прохода (шириной всего около 60 шагов) между обрывистым горным склоном и южным берегом Малиакийского залива. Защита фалангой Эллины выстроились фалангой, которая ощетинилась копьями и заперла проход. Ксерксу пришлось идти в атаку прямо на фалангу. Но персидские воины, у которых было лишь лёгкое оружие, не могли сравниться с тяжеловооружёнными греками.

«Триста спартанцев» (П1) 83 Волна за волной подступали атакующие, которых гнали в бой ударами плетей шедшие позади офицеры – но всё напрасно. Предательство Ксеркс находился в полном замешательстве, не зная, как преодолеть сопротивление обороняющихся, когда к нему явился местный житель, предложивший за большие деньги указать путь в тыл греков. Ночью предатель провёл отборные персидские части так называемых «бессмертных» по горной тропе в обход греческой обороны. К утру стало ясно, что грекам грозит окружение и неминуемая гибель. Спартанский царь решил сохранить греческое войско. Он приказал ему отходить в глубь Греции, а сам с 300 спартанцами, готовыми биться насмерть, принял бой с персами.

«Триста спартанцев» (П1.) 84 Все оставшиеся с Леонидом воины погибли в неравном бою, однако их имена навсегда вошли в историю. Конец рассказа

Пример текста. Два предложения (.П2) В августе 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс поднял свою могущественную армию – около 200 тысяч опытных воинов, – чтобы покорить Грецию. Эллинскую армию, насчитывающую около 7 тысяч воинов, возглавлял спартанский царь Леонид. (Триста спартанцев. Из книги Дж. Харпера «Воины». Москва, «Махоон», 2007 г.) 85

ЛС первого предложения (П2) «Царь поднял армию» +Я1 = Царь (субъект) + Я1 – персидский (атр.) + Я1 – Ксеркс (имя соб.); + Я2 = Поднял (действие) + Я2 – в августе 480 г. (время) + Я2 – до н.э. (время) + Я2 – чтобы покорить Грецию (цель); + Я3 = Армию (объект) + Я3 – свою (атр.) + Я3 – могущественную (атр.) + Я3 – воинов (объект) + опытных (атр.) + около 200 тысяч (мера). 84

ЛС второго предложения (П2) «Царь возглавил армию» +Я1 = Царь (субъект) + Я1– спартанский (атр.) + Я1– Леонид (имя соб.); + Я2 = Возглавил (действие); + Я3 = Армию (объект) + Я3– эллинскую (атр.) + Я3– воинов (объект) + Я3– насчитывающую около 7 тысяч (мера). 85

Синтез двух фактов. Ситуация (П2.) Война = = Субъект А – Ксеркс (царь, персы) = Субъект В – Леонид (царь, эллины, Греция) = Время (эпоха) – Древний мир = Место – Греция = Ресурсы А – армия, (мера) – 200 тысяч = Ресурсы В – армия, (мера) – 7 тысяч = Цель А – покорить В = Цель В – (ожидание) СМЫСЛ. Подготовка к войне «А» против «В». Преимущество А > В. 88

К Формату лексической структуры события: Конструкт ** 89 Определение 1. Конструкт – слово метаязыка, указывающее на отношение потребителя к тексту и формирующее смысловую структуру ситуации Конструкт =: / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / ; Ролевая функция =: ; Значение =: ; Лексическое выражение – фрагмент предложения, пояснение члена предложения, глубинный падеж.

Конструктивная схема события (КСС) ** 90 Определение «события» 2. КСС =: ; Имя =: / Последовательность конструктов =: Конструкт =: Концепт онтологии =: Конструкты событий: 1 – Субъект – Цель – Действие – Объект – Результат; 9 – Субъект – Атрибут – Действие – Атрибут – Объект – Атрибут; 20 – Результат – Оценка – Прогноз.

Греческое войско быстро выстроило защиту в виде фаланги, которая ощетинилась копьями и заперла проход, чтобы преградить путь персам (Соб) *** атрибут действие субъект объект цель атрибут путь защиту выстроило быстро войско Греческое чтобы преградить И заперла проход в виде фаланги которая ощетинилась копьями персам атрибут Ядро события Значение конструкта Конструкт Роле- вая Функ- ция

Общие выводы (запас) Конструкты структурируют текст с позиций прагматики потребителя: Кто? Что делает? Когда? Зачем? Каким образом? Что в результате? Каково состояние? Оценка? Что дальше? Набор конструктов формирует ситуации с позиций Предметной области, а ответы даёт Текст. Ситуации формируются под управлением ПрО. Новая информационная технология: = объединяет концептуальный анализ (Знания) с ситуационным анализом (Лексическая структура ситуации ЛСС); = используя процедуры обобщения ситуаций, вырабатывает Смысл связного текста. 92

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (запас) Возможные применения новой ИТ 93 = в Базах знаний – для обработки корпуса текстов и представления массива текстов в сокращённом смысловом формате; = в Интернет – индексация, классификация и поиск; = в Виртуальных лабораториях – для создания единой среды знаний; = в Ситуационных центрах – для «проигрывания» ситуаций на онтологическом графе ПрО. Создание ситуационных планшетов для ЛПР; = в Системах поддержки принятия решений – для экспресс-анализа смысловой ценности потока документов. Computer Science. Компьютерный смысл создаёт основу машинного понимания текстов ЕЯ.