Обучение пониманию текста МОУ «Таврическая гимназия» Таврического района Омской области Учитель русского языка и литературы Бутвина Л.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Advertisements

Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Зам.директора по УВР МБОУ ЭКЛ Биндюк Вера Владимировна.
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Работа с учебно- научными текстами. Продуктивное чтение это– сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Читательская компетентность. Килинг Т.В., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Полтавский лицей» Система учебников «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок обучения грамоте Тема урока: «Знакомство.
Транксрипт:

Обучение пониманию текста МОУ «Таврическая гимназия» Таврического района Омской области Учитель русского языка и литературы Бутвина Л.И

По результатам обследования более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным. Психологи установили, что у 90% старшеклассников, завершающих определенный этап образования, нет полноценного понимания смысла художественного текста.

развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов; формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом); Обучение пониманию текста предполагает:

стимулирование читательского воображения для воссоздания авторских образов; нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи; побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста учеником учитель может использовать ряд эффективных приемов.

Приемы формирования навыков смыслового чтения. Прием тезирования Прием составления сводной таблицы Прием комментирования Прием логического запоминания учебной информации Прием осмысления прочитанного путём компрессии текста

____________________________ Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос: «О чем здесь говорится?».

. Прием составления графической схемы. Графическая схема – это способ моделирования логической структуры текста.. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Графическая схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием постановки вопросов к тексту. Составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.

Типы вопросов/ (классификация по Б.Блуму) Простые вопросы Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию. Уточняющие вопросы. Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Типы вопросов Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей (Почему?) Творческие вопросы. (Как будут развиваться события дальше?) Оценочные вопросы Практические вопросы (Взаимосвязь теории с практикой)

Творческие вопросы Задание Выразительно прочитайте начало текста. Как вы думаете, какая информация последует далее? О чем будет говориться в этом тексте? После обсуждения предложенных вариантов дочитывается текст до конца, проверяются выдвинутые версии

Прием «Ключевые термины» Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Прием «Диалог с текстом» Задания включают: В – вопрос, задать вопрос к тексту; О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос; З – заглянуть в будущее, мысленно представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события дальше; П – проверить себя, т.е.сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

5 класс упр142 Издавна добрая береза не только согревала, освещала, очищала, исцеляла, но украшала жизнь русского человека В Давным – давно Новый год начинался не елкой, а березой. В Да и величали один из месяцев года (апрель) березозолом В.О. И сейчас сохранилось в украинском языке название апреля – березень З.П.

Прием «Перепутанные пословицы.» Мороз не велик… Лесом шел… Мала пчела.. Совесть без зубов… Гусли звонки… Ехал в Казань… а дров не видал да и та работает да стоять не велит а приехал в Рязань да струны тонки а загрызет

Техника «медленного чтения» "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений,» - утверждал Рене Декарт

Этапы работы Шаг 1. Чтение текста про себя. Шаг 2 Выразительное чтение вслух. Шаг 3. Определение примерной темы текста На доске записываем все предложенные учениками варианты Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте).

Шаг 4. Осуществляем необходимые виды анализа слова в связи с решением задачи глубокого понимания авторского замысла, используем схемы, памятки, помогающие выполнять поисковые задачи в работе с текстом.

Шаг 5. Уточняем тему текста, выписываем ключевые слова, формулируем микротемы текста. Шаг 6 Выполнение дополнительных заданий к тексту.

Таким образом, работа с текстом позволяет овладеть лингвистикой текста; добиваться глубокого понимания слова, речевых оборотов, грамматических форм. Работа с текстом формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся Порождает новые виды заданий, заключающихся в работе с различными словарями, обращению к справочникам, другой лингвистической литературе, формирует навыки работы с различными источниками информации.