Исследования степени инновационности бизнеса разного масштаба устойчиво показывают следующую закономерность : чем крупнее бизнес, тем больше возможностей,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпринимательская деятельность. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ МАКАРИДЗЕ ЛИАНА.
Advertisements

Интегрированные структуры как новая фаза развития региона Г.Я.Белякова, д.э.н., профессор.
Биография Джон Дэвисон Рокфеллер John Davison Rockefeller 1839 – 193.
LOGO Инновации как драйвер конкурентоспособности Арсланова З.Ф.
Компания была основана Сэмом Уолтоном в 1962 году, зарегистрирована 31 октября 1969 г. К тому времени основатель открыл !18 торговых центров. Краткий.
ЩЕЛКОВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД НОВОСИБХИМФАРМ КРАСФАРМА Инновационная стратегия в России: пути и ограничения Белашов А.Л. Директор по стратегическому развитию.
Подготовил Ученик 10 класса МБОУ «Многопрофильный лицей» Жуковский Денис.
Горизонтальные объединения, наиболее простые для планирования, ставят своей задачей увеличить долю рынка определенного товара и достичь снижения затрат.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ.
Матрица возможностей по товарам и рынкам. Матрица Ансоффа Игорь Ансофф - математик, родившийся в России, но эмигрировавший в США в возрасте 19 лет. Получив.
Основные отрасли топливно- энергетического комплекса Казахстана Презентация по экономике Казахстана.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Банки СНГ на пороге перемен Михаил Матовников, Генеральный директор Интерфакс-ЦЭА, Директор по корпоративному развитию группы «Интерфакс»
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020г. А. Каширин Москва, ТПП РФ 17 февраля 2011г.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Цели: 1 Повысить уровень знаний учащихся.1 Повысить уровень знаний учащихся. 2 Расширить и углубить знания учащихся.2 Расширить и углубить знания учащихся.
Транксрипт:

Исследования степени инновационности бизнеса разного масштаба устойчиво показывают следующую закономерность : чем крупнее бизнес, тем больше возможностей, но меньше желания заниматься инновациями. Преимущества крупных корпораций в инновационной сфере хорошо известны : им доступны масштабные дорогостоящие проекты ; они ведут многоцелевые исследования, объединяющие ученых и специалистов разных научных дисциплин ; могут финансировать параллельную разработку одного или нескольких альтернативных нововведений, причем коммерческие успехи одних проектов могут компенсировать убытки от провала других. В конце прошлого начале нынешнего века наиболее крупные научные и инновационные проекты осуществляли автомобилестроительные компании. За ними в США долго следовал информационно - компьютерный гигант IBM. Сейчас на это место выдвинулась фармацевтическая компания Pfizer, опередившая в 2003 IBM впервые в послевоенной истории. Лидерство по наукоинтенсивности принадлежит компании Microsoft.

Индикатор наукоемкости как отношение затрат на ИР к продажам достигает в корпорациях - лидерах 1520%. В то же время многие крупные корпорации не в состоянии быстро реагировать на изменение рыночных условий, делать ставку на новые технологии. Их приверженность хорошо испытанным идеям и технике может быть столь сильной, что препятствия к использованию даже рожденных в корпоративных исследовательских центрах нововведений становятся при прочих равных условиях непреодолимыми. Именно поэтому в инновационной сфере ярко проявляются преимущества мелкого бизнеса : быстрое реагирование на изменение рыночного спроса, свобода от груза накопленных стереотипов научного поиска, склонность к риску, с которым всегда связаны разработка и коммерческое освоение новых технологий. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе развивается в основном за счет малого бизнеса это биотехнология, программное обеспечение, научное приборостроение.

В целом мелкие и крупные компании образуют жизнеспособный симбиоз, в котором крупные корпорации, как правило, выступают в качестве заказчиков и потребителей научной продукции мелких компаний. Но, если в странах, находящихся на переднем крае производительности, инновации в значительной мере осуществляются в малом бизнесе, то в странах догоняющего развития, к которым относится и Россия, именно крупные компании являются основным двигателем роста производительности главным образом за счет заимствования и адаптации передовых технологий и бизнес - процессов. Исследование инновационной активности крупного бизнеса, проведенное в мае 2010 г. фирмой PricewaterhouseCoopers и Российской экономической школой в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий, в полной мере подтверждает эти положения.

Более высокая инновационная активность крупнейших компаний вполне объяснима, если учесть, что чаще всего ( в России почти в 80% случаев ) новые продукты и технологии разрабатываются и финансируются внутри самих внедривших их компаний. Потому, что как раз крупные компании скорее могут себе позволить самостоятельно разрабатывать и финансировать инновации. У более мелких компаний просто нет необходимых ресурсов. Отсутствие развитых рынков финансового, человеческого капитала, в целом слабое развитие инфраструктуры инноваций, а также важность политических связей дают крупному бизнесу в России существенные преимущества, когда дело доходит до инноваций ( включая заимствование и адаптацию ). Однако не все крупные компании одинаково инновационны. Очень важную роль играют факторы собственности ( государственная – частная ) и включенности в мировую конкурентную среду.

В гг. доля компаний, внедрявших новые продукты, среди частных компаний была в четыре раза выше, чем среди компаний с государственным участием и полностью государственных компаний. Возможно, такой результат в какой - то мере объясняется тем, что крупнейшие российские государственные компании представляют в основном добывающие отрасли. А они по своей природе менее инновационны, чем отрасли более высоких этажей экономики. Вторая особенность : российские компании, вышедшие за пределы российского рынка, в несколько раз чаще вводят глобальные инновационные технологии и глобальные инновационные бизнес - процессы, чем их коллеги, действующие только в рамках национального рынка. Подобный вывод может показаться очевидным, но повторить его стоит : в России частная собственность и глобальная конкуренция по - прежнему главные двигатели инноваций.

Дэвид Берч в 80- е годы прошлого столетия изучал и изучил индивидуальные траектории роста тысяч американских фирм. Были получены удивительные результаты, во многом заложившие основы теории популяционной динамики фирм. Было установлено, что большинство как крупных (« слоны », по Берчу ), так и мелких (« мыши ») компаний растут медленно и вносят минимальный вклад в увеличение занятости и рост ВВП. Существует, однако, небольшая группа фирм, которая сочетает высокую динамичность и устойчивость роста. Берч присвоил им ставшее позднее общепринятым имя « газелей », подчеркнув этим сходство данного типа фирм с животным, которое не только развивает высокую скорость, но и способно в отличие, например, от гепарда или некоторых хищных птиц ( например, сокола - сапсана – самого быстрого животного в мире ) поддерживать ее на стайерских дистанциях. Они, составляя всего 4% общего числа фирм, создали примерно 70% (!) новых рабочих мест, появившихся в США в 1988–1992 гг.

КомпанияСтранаОтрасль 1 Wal-Mart Stores СШАрозничная торговля 2 Royal Dutch Shell Нидерландыдобыча и переработка нефти и газа 3 Exxon Mobil СШАдобыча и переработка нефти и газа 4 BP Великобританиядобыча и переработка нефти и газа 5 Sinopec Китайдобыча и переработка нефти и газа 6 China National Petroleum Китайдобыча и переработка нефти и газа 7 State Grid Китайэлектроэнергетика 8 Toyota Motor Японияпроизводство автомобилей 9 Japan Post Holdings Японияпочтовая связь 10 Chevron СШАдобыча и переработка нефти и газа Топ -10 компаний, опубликованный в июле 2011 года Fortune Global 500

Знакомство с историей возникновения этих корпораций показывает, что все они – кроме китайских и японской почты, имеющих государственные корни – бывали классическими газелями. Как правило – инновационными и, нередко, высокотехнологичными. После войны (II мировой ) некто Уолтоны в Ньюпорте ( Арканзас ), чтобы хоть как - то « поддержать штаны », решили заняться и занялись розничной торговлей. Дело пошло. Сначала по франшизе от другой компании. Первый свой магазин Wal-Mart Сэм Ултон открыл в 1962 году. Название Wal-Mart было выбрано из - за малого количества букв так дешевле стоили вывески. К 1979 году количество магазинов Wal-Mart выросло до 230, а их годовая выручка превысила $1 млрд. Очень скоро эта сеть магазинов стала крупнейшей в США, а Сэм Ултон журналом Форбс назывался самым богатым человеком США с 1985 по 1988 гг. Инновации : низкие цены, прямые поставки ( без посредников ), работа в праздничные дни, самообслуживание, размещение на окраинах городов, ориентация на автовладельцев.

Royal Dutch Shell Группа была создана в 1907 путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd в пику экспансии американского треста Standard Oil. Наименование «Shell» и логотип компании ( красно - желтая ракушка ) происходят из 1833 года, когда бедный английский купец ( потомок голландских иммигрантов ) Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами ( по - английски «shell»). В 1891 году сын Сэмюэля ( Маркус младший ) оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. В 1892 году первый танкер Маркуса Самюэля отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока. Так рождалась компания Shell… Много лет спустя, раковина морского гребешка ( до 1948 года – раковина мидии ) и стала эмблемой объединенной группы.

Инновации : принципиально новый танкер – более вместительный, экономичный, экологичный, что позволило получить разрешение на проход по Суэцкому каналу ( Standard Oil транспортировала нефть на парусных судах вокруг мыса Доброй Надежды); тара для розничных продаж – красные резервуары, новые, блестящие, привлекательные (многие тогда покупали керосин Самюэля именно из-за этой тары) в отличие от мятых, облезлых, бледно-голубых банок Standard Oil; тактика – полная секретность подготовки « сражения » со Standard Oil, внезапность и одновременность (во всех портах Индийского и, частично, Тихого океанов) «атаки». Еще одна удача Самюэля : подписание в 1891 году соглашения с Ротшильдами, дающее ему исключительное право на продажу российского керосина ( из бакинской нефти ) в течение 10 лет. Ротшильды тогда владели несколькими нефтеперегонными заводами в районе Батуми и, колеблясь, принимали решение, конкурировать им с Рокфеллером или дружить. Решили – конкурировать.

Тогда империя Рокфеллера не была повержена, но мировую монополию потеряла. Royal Dutch Petroleum Company – вторая половина будущего нефтяного гиганта – была создана в 1897 году в Гааге. В отличие от родоначальников Shell, отцы - основатели этой компании изначально видели свой бизнес именно в нефтяной отрасли. В частности, первой их задачей стала разработка богатого нефтяного месторождения на индонезийском острове Суматра. В 1900 году во главе Royal Dutch стал Генри Детердинг, впоследствии получивший прозвище « нефтяной Наполеон ». С 1910 по 1919 гг. валовый доход молодой компании рос с темпом почти 30% в среднем за год. Кстати, реальное слияние « Ройял Датч » и « Шелл » произошло спустя почти сто лет после создания объединенной группы в 1907 году. Только летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб - квартирой в Нидерландах.

История современных нефтегазовых ( энергетических ) гигантов из Top -10 ExxonMobil и Chevron восходит к легендарному тресту Standard Oil не менее легендарной личности Джона Рокфеллера. Джон Рокфеллер оказал судьбоносное влияние не только на всю американскую экономику, но и на возникновение такого популярного ныне явления, как рейдерство. Склонность к авантюрам передалась Джону по наследству. Его отец ( красавец - мужчина, распутник, конокрад, шарлатан, обманщик, двоеженец, лгун …), не имея никакого медицинского образования, долгое время успешно работал сельским « фармацевтом », продавая лекарства, собственноручно изготовленные им на базе опиума. Получив небольшой деловой опыт в маленькой конторке на бухгалтерской должности, Джон Рокфеллер уже в 26 лет ( в 1865 г.) совершил свою первую сделку. Вместе с двумя компаньонами он приобрел нефтеперерабатывающий завод. В 1870 году он основал компанию Standard Oil и уже через 10 лет контролировал 95% нефтепереработки США.

Нефть как товар известна с раннего средневековья. Центр добычи – Апшеронский полуостров ( с начала XIX века входит в состав России ). Рынки сбыта – Персия, Русь и др. Спрос ограничен, используется для обогрева и освещения, производства красок, лекарств. Стремительный рост нефтедобычи начался во второй половине XIX века с возникновением и быстрым ростом спроса на керосин, солярку, бензин. Нефтяные компании оседлали волну этого роста. Но Standard Oil – особый случай. Рокфеллеру удалось собрать значительную часть нефтяного рынка США и всего мира, используя целый ряд технологических и организационных новаций. Инновации : герметичные вагоны - цистерны, используемые для транспортировки до сих пор ( до этого нефть перевозили на железнодорожных платформах в открытых бочках, и значительная ее часть испарялась ); нефтепроводы ( сначала использовались как инструмент давления на железнодорожные компании ); стратегия – контролировать не добычу, а транспорт и переработку ; тактика – от тайного сговора, подкупа, шпионажа до взрывов заводов и трубопроводов конкурентов, « черного » пиара и сокрытия доходов.

В 1890 году, в значительной степени как антирокфеллерский, в США был принят закон Шермана о противодействии монополиям. Но только в 1911 году Рокфеллер был вынужден расчленить свой трест на 34 формально независимых компаний. При этом он сохранил у себя контрольные пакеты акций во всех этих новых компаниях и за три последующих года умудрился удвоить свое состояние. Этакая « газель » размером даже не со слона, а какого - нибудь доисторического динозавра. Так человек с детской мечтой заработать 100 тысяч долларов стал самым богатым за всю историю человечества. На пике ( в 74 года ) его состояние в эквиваленте 2007 года превысило $ 300 млрд. Дожить до 100 лет – вторая детская мечта – чуть - чуть не удалось. Он умер в возрасте 97 лет. Под конец жизни он стал похож на людоеда. Заболев алопецией, он потерял все волосы на теле. Без бровей, ресниц и усов Рокфеллер стал по - настоящему страшен : окружающие шарахались – казалось, что им навстречу шагает сама смерть.

« Слоны » России наших дней имеют корни в гигантах социалистичес - кой индустрии. Поэтому « газелями » они никогда не были. Хотя, если обратиться к дореволюционной истории, которую имеют некоторые из них ( Кировский завод – Путиловский завод, ЗИЛ – АМО и др.), то признаки « газелей » найти, наверное, можно. Но в новой России все чаще возникают достаточно крупные компании, которые были в недавнем прошлом или даже остаются по сей день « газелями ». Среди них – занимающие верхние строчки в рейтинге « Эксперт - 400» ( за 2012 год ): « X5 Retail Group » (16 место ), « Магнит » (22), « Вымпелком » (24), « Ростелеком » (26), « Мегафон » (31), « Ашан » (33), « НоваТЭК » (38). Этот список легко продолжить : « Русский стандарт », «Rolf Ringer», «Глория Джонс», «Русский Текстиль», «ГОТЭК», «Алтайвагон», «НФК», «Гарант», «Консультант плюс», «1С», «СПСР-Экспресс», «РБК», «БКС».

Исследования « русских газелей » показывают, что относительно их в 2-3 раза больше, чем в развитых странах, возникают они в каких угодно секторах экономики, совсем не обязательно ( и даже, скорее, как исключение ) в высокотехнологичных и наукоемких, и дают меньший вклад ( чем в развитых странах ) в экономический рост. Чтобы объяснить эти факты, нужно вспомнить, почему и как « газели » возникают. Они обязаны « внезапно » открывающимся « нишам », в которых некоторое время не действуют внешние ограничения : спросовые, экологические, политические, – и их динамика определяется только внутренними возможностями генерации ресурсов развития. Причем для России среди таких ресурсов наиболее важны в настоящее время не финансовые или материальные, а кадровые. Так, например, если высококласный специалист способен за год подготовить одного такого же, то соответствующая фирма будет удваиваться каждый год – некоторое время, пока не начнут работать внешние ограничения – чаще всего, спросовые.

Это объясняет, в частности, почему для газелей характерен экспоненциальный рост. Россия имеет тяжелое наследие социализма, экономика которого никогда не ориентировалась на спрос. Накопилось огромное количество « ниш » неудовлетворенного спроса ( как говаривал Воланд : « Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет !»). И теперь, с конца 80- х – начала 90- х годов прошлого века они стали отрываться. Это и объясняет, почему русские « газели » возникают в относительно большом количестве и везде ( без приоритета высокотехнологических секторов экономики ), почему в отличие от развитого мира не технологические инновации оказываются основными источниками бурного роста. Становится понятным и то, почему вклад наших « газелей » в экономический рост не так значителен, как в развитых странах : открывающиеся « ниши » часто локальны, с низким потенциалом роста, с низким « потолком » спроса.