СУЩЕСТВОВАНИЕ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ Выполнила Абрамова Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В широком значении- искушённость, мастерство, умение; В узком смысле- творчество по законам красоты.
Advertisements

Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
Романтизм (франц. romantisme) – идейно- художественное движение европейских стран. Возник в конце 18 - начале 19.
Романтизм как литературное направление как литературное направление.
Познание мира: сущность и формы. Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладением тайнами бытия есть выражение высших устремлений.
Портреты эпохи Просвещения Портреты эпохи Просвещения.
Русская литература XIX века. Классицизм Классицизм Сентиментализм Сентиментализм Романтизм Романтизм Литературные направления конца XVIII-начала XIX веков.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Русская литература 19 века Романтизм.. Романтизм как направление в литературе Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века.
Транксрипт:

СУЩЕСТВОВАНИЕ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ Выполнила Абрамова Ольга

Трагическое как категория эстетики Категории эстетики - основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания. Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности.

Место трагического в категориях эстетики КатегорияДействиеСубъект категории ПрекрасноеЭстетический идеалИскусство ВозвышенноеЭстетический вкусХудожественный образ ТрагическоеЭстетические чувстваТворчество Комическое Объективные состоянияДуховно-практическое построение мира Субъект социально-духовной жизни

Субъект трагического Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса, которое не связано только с областью драматического искусства, но имеет более широкое значение, связанное с социально-психологическим воздействием искусства вообще. Представление о трагическом формировалось в связи теорией драмы, а в более узком смысле с теорией трагедии, как вида драматического искусства.

Аристотель, «Поэтика»

Трагическое в искусстве Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать. Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным.

Трагическое в античном искусстве Герой античной трагедии действует в русле необходимости. Он не в силах предотвратить неотвратимое, но он борется, и именно через его активность реализуется сюжет. Не необходимость влечет античного героя к развязке, а он своими действиями сам осуществляет свою трагическую судьбу. Таков Эдип в трагедии Софокла Эдип-царь. По своей воле, сознательно и свободно доискивается он до причин бедствий, павших на голову жителей Фив. Герой античной трагедии действует свободно даже тогда, когда понимает неизбежность своей гибели. Он – не обреченное существо, а именно герой, самостоятельно действующий в соответствии с волей богов, сообразно необходимости.

Трагическое в искусстве Средневековья В средние века трагическое выступает не как героическое, а как мученическое. Здесь трагедия раскрывает сверхъестественное, ее цель – утешение. В отличие от Прометея трагедия Христа освещена мученическим светом. В средневековой христианской трагедии мученическое, страдательное начало всячески подчеркивалось. Ее центральные персонажи – мученики.

Сказание о Тристане и Изольде

Трагическое в Эпоху Возрождения Эпоха Возрождения породила трагедию нерегламентированной личности. Единственным регламентом для человека в тот период была раблезианская заповедь – делай что хочешь. И тогда утопия нерегламентированной личности на деле обернулась абсолютной ее регламентацией. Во Франции XVII века эта регламентация проявилась и в абсолютистском государстве, и в учении Декарта, вводящем человеческую мысль в русло строгих правил, и в классицизме. Всеобщее начало в образе долга личности по отношению к государству выступает в качестве ограничений ее поведения, и эти ограничения вступают в противоречие со свободой воли человека, с его страстями, желаниями, стремлениями. Этот конфликт становится центральным в трагедиях Корнеля и Расина.

Трагическое в романтизме В искусстве романтизма (Г. Гейне, Ф. Шиллер, Дж. Байрон, Ф. Шопен) состояние мира выражается через состояние духа. Разочарование в результатах буржуазной революции и вызванное им неверие в общественный прогресс порождает характерную для романтизма мировую скорбь. В трагедиях Байрона (Каин) утверждается неизбежность зла и вечность борьбы с ним. Однако для романтического сознания борьба не бессмысленна: трагический герой не позволяет установить безраздельное господство зла на земле. Своей борьбой он создает оазисы жизни в пустыне, где царствует зло.

Трагическое в критическом реализме Искусство критического реализма раскрыло трагический разлад личности и общества. Одно из величайших трагедийных произведений XIX века – Борис Годунов А.С. Пушкина. Годунов хочет использовать власть на благо народа. Но, стремясь осуществить свои намерения, он совершает зло – убивает невиновного ни в чем царевича Дмитрия. И между действиями Бориса и чаяниями народа пролегла пропасть отчуждения. Эта же особенность присуща оперно-музыкальным трагедийным образам М.П. Мусоргского. Его оперы Борис Годунов и Хованщина гениально воплощают пушкинскую формулу трагедии о слитности частной и народной судеб. В литературе критического реализма XIX в. (Диккенс, Бальзак, Стендаль, Гоголь и др.) нетрагический характер становится героем трагических ситуаций. И поэтому в искусстве трагедия как жанр исчезает, но как элемент она проникает во все роды и жанры искусства, запечатлевая нетерпимость разлада человека и общества.

Пессимистическое мироощущение закономерно развивалось в известные исторические эпохи – в эпохи переломные, когда крушение определенного строя жизни воспринималось как доказательство невозможности победы идеального. Но наряду с пессимистической трагедией в истории искусства всегда существовал и иной тип трагедии – оптимистическая трагедия.

Пессимизм в трагическом Идеальное представление о человеческой жизни, сталкиваясь с пошлой, уродливой реальностью терпит поражение, не оставляя ни малейшей надежды на его возрождение. И это поражение идеала рождает трагедию. Такое разрешение трагической коллизии, такое мировосприятие, такая философия жизни называются пессимистическими. Особенно глубокие корни пустил пессимизм в начале XIX века в эпоху романтизма. Социальные противоречия в эстетике романтизма нашли свое выражение в абсолютном противопоставлении идеала и реальности.

П. Федотов Анкор, еще анкор Вспомним небольшое полотно П. Федотова Анкор, еще анкор. Казалось бы, что может быть трагичного в том, что офицер играет со своей собакой? Но, вглядываясь и вживаясь в картину, мы ощущаем, что нас захватывает ощущение глубокой трагедии.

Питер Брейгель Слепые Одним из самых потрясающих художественных выражений такого мироощущения в эпоху кризиса ренессансной культуры была картина Питера Брейгеля Слепые. Цепочка слепцов, бредущих к обрыву, воспринимается как символ исторического пути всего человечества.

Оптимизм в трагическом Наряду с пессимистической трагедией в истории искусства всегда существовал и иной тип трагедии, суть которого предельно точно определил Всеволод Вишневский в названии своей пьесы – Оптимистическая трагедия. В творчестве Шекспира мы встречаемся с первыми классическими образцами оптимистической трагедии, свободными от мифологических мистификаций. Эстетический смысл Ромео и Джульетты, Гамлета и Отелло состоит в том, что гибель прекрасного человека, воплощающего идеал или борющегося за него, не является гибелью самого идеала. Напротив, трагедии Шекспира дышат неистовой верой в неизбежное грядущее торжество разума, справедливости, красоты свободного чувства, человеческого доверия.

Рафаэль, «Сикстинская Мадонна» Бессмертие Сикстинской мадонны Рафаэля состоит именно в том, что традиционная тема мадонны с младенцем была освобождена живописцем от столь характерного для Средневековья религиозного мистицизма и от не менее характерного для ренессансного искусства идиллического воспевания материнского счастья. Рафаэль превратил эту тему в высокую оптимистическую трагедию: мать несет своего сына человечеству, предчувствуя вместе с ним его трагическую судьбу и одновременно сознавая необходимость и оправданность жертвы.

Выводы Таким образом, трагическое раскрывает: гибель или тяжкие страдания личности; невосполнимость для людей ее утраты; бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; философски осмысленное состояние мира; исторически, временно неразрешимые противоречия; трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей. Трагедия раскрывает общественный смысл жизни. Суть и цель человеческого бытия: развитие личности должно идти не за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны, все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ему и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!