Правописание корней и приставок. Цели занятия Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корнях и приставках» Повторить и обобщить знания по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Advertisements

Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Правописание гласных в корнях с чередованием. Чередование – это замена одного звука другим. Загар – загореть ЗАПОМНИ! Гласные в корнях с чередованием.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Проверка домашнего задания План лингвистического рассказаПлан лингвистического рассказа 1.Какие гласные чередуются в корне.1.Какие гласные чередуются в.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Транксрипт:

Правописание корней и приставок

Цели занятия Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корнях и приставках» Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корнях и приставках» Составить обобщающие таблицы по данной теме Составить обобщающие таблицы по данной теме Потренироваться на практике в написании слов с различными видами указанных орфограмм Потренироваться на практике в написании слов с различными видами указанных орфограмм

Ответьте на вопросы: Что такое орфограмма? Это место в слове, в котором можно сделать ошибку Какие виды орфограмм вы знаете? Орфограммы в корне, в приставках, в суффиксах, в окончаниях, слитные – раздельные – дефисные написания

Виды орфограмм в корне Безударные гласные Ы-и после ц Гласные после шипящих Согласные Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся Непроизносимые Сомнительные Удвоенные

Проверяемые безударные гласные

Как проверить проверяемые безударные гласные? Как проверить проверяемые безударные гласные? Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова Подберите проверочные слова Подберите проверочные слова Разв…ваются волосы Разв…ваются волосы Ребёнок разв…вается Ребёнок разв…вается Пол…скать ребёнка Пол…скать ребёнка Пол…скать бельё Пол…скать бельё Разр…дить морковь на грядке Разр…дить морковь на грядке Разр…дить ружьё Разр…дить ружьё Посв…тить стихотворение Посв…тить стихотворение Посв…тить фонариком Посв…тить фонариком Оп…лить гуся Оп…лить гуся Проп…лоть гряды Проп…лоть гряды

Чередующиеся гласные

Ответьте на вопросы по теме: «Чередующиеся гласные в корне» 1.Дать определение «Корни с чередованием» 1.Дать определение «Корни с чередованием» 2. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? 3.Перечислите корни, зависящие от суффикса А 2. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? 3.Перечислите корни, зависящие от суффикса А В чём происходит зависимость от суффикса А? В чём происходит зависимость от суффикса А? 4.Перечислите корни, зависящие от согласного звука 4.Перечислите корни, зависящие от согласного звука Как происходит зависимость? Как происходит зависимость? 5Перечислите корни, зависящие от ударения. Расскажите правило 5Перечислите корни, зависящие от ударения. Расскажите правило 6.Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями 6.Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями

А5. Правописание корней 1. Зависит от суффикса –А- за корнем КорниПримерыИсключения Е / И 1.–бир(а)- / -бер- блист(а)-/ - блест- /- блесн- -дир(а)- / -дер- -жиг(а)- / -жег- -мир(а)- / -мер- -пир(а)- / -пер- -стил(а)- / -стел- тир(а)- / -тер- -чит(а)- / -чест- / -чет- 2.–им(а)- / -мя- - ин(а)- / -ня А / О 3. –кас(а)- / -кос- прибирАть / приберу блистАть / блеснул задирАть / задеру выжигАть / выжег замирАть / замер запирАть / запер расстилАть / стелить вытирАть / вытереть вычитАть / вычесть внимАние / внять заминАть / замять касАться / коснуться блеск – под уд. чета, сочетание, сочетать

2. Зависит от ударения. Под ударением сильная позиция: пиши, как слышишь КорниПримерыИсключения А / О 1.–гар- / -гор- (не под ударением ГОР) 2.–клан- / -клон- (не под ударением КЛОН) 3.–твар- / -твор- (не под ударением ТВОР) 4.–зар- /-зор- (не под ударением ЗАР ) зага'р / загора'ть кла'няться, покло'н, но: поклони'ться тво'рчество, тва'рь, но: твори'ть За'рево, зо'ри, но: зарни'ца Утварь зоревать Запомни –плав- / -плов-Пла'вать, поплаво'к, жук- плавуне'ц (не под ударением ПЛАВ) пловец, пловчиха, пловцы, плывуны, заплыв

3. Зависит от согласной, следующей за гласной в корне КорниПримерыИсключения А / О 1.–раст- / -ращ-/ -рос- 2.–скак- / -скоч- 3. -лаг)- / -лож растение, выращенный, подросли заскок (под уд.), скакать / выскочить предлагать / предложить росток, рост ростовщик Ростов Ростислав; отрасль 1л. ед.ч.: заскачу (на ком-то), заскочу (к кому-то)

4.Зависит от значения корня КорниПримерыИсключения А / О -мак- «макать» -мок- «пропитываться» -равн- «равный, одинак-й» -ровн- «прямой, гладкий» макать промокать уравнение подровнять равнина, ровесник поровну, уровень

Задание 1. Распределительный диктант: в левый столбик – слова с чередующейся гласной, а в правый – с «чужой» орфограммой. Какая она? Можно ли проверить? Сидеть, отпереть, загорать, примерять (платье), умертвить, половина, косичка, коснуться, отрасль, росинка, выросла, нарастание, убегать, убирать, зарничка, промокашка, равнина, побирушка, начинать, сочетаться, наклонился, скачки, изложу, полагаю, творение, косоворотка, прогорает.

Задание 2 1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву о: А) прилагательное. б) перелагать в) изложение 2. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву а: А) росток б) заросли в) растение 3.Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву о: А) вырастить б) сложение в) слагаемые 4. Найдите слово, в котором допущена ошибка: А) ростительность б) изложение г) росток

Задание 3. Укажите ряд, в котором допущена одна ошибка. А) залезать на дерево, навевать сны, полоскать бельё, спишите данные; Б) умолять о помощи, посидеть на лужайке, примерять костюм, увидать чудо; В) ударился оземь, волосы развевались на ветру, проредить грядку, свела с ума; Г) носить пристяжные воротнички, устало брели волы, обвивала вокруг головы;

Задание 4. Из текста выпиши слова с безударными гласными. У нас в саду была клумба Растения на ней расположились группами и составили удивительный узор. В центре клумбы росли лиловые колокольчики. Вокруг них располагались белые астры. На краю клумбы благоухали очаровательные левкои.

Правописание приставок Неизменяемы е ИзменяемыеЗависящие от ударения Зависящие от смысла В, Во До За На Над, Надо По Про Под, Подо С Пишу только так Здесь, Здание, здоровье. Ни зги Воз-вос Без-бес Из-ис Вз-вс Низ-нис Раз-рас Чрез-чрес Через-черес З пишется перед звонкими или гласными, С пишется перед глухими Раз – рас – без ударения Роз - рос – под ударением Пре 1.Пере 2.2. «очень» При 1.приближение, присоединение 2.2. «чуть-чуть» 3.«около»

Задание 1. Записать слова, выделяя приставки. Объяснить свои действия. Возведённый ( в степень), воспалённый, возглавить, восстание, воспитание, избежать, исправить, исколесить, искалеченный, израненный, исцарапать, исчерпать, разбег, разжать, размалывать, раскаяние, распад, расцвет, раззадорить, рассыпанный, превосходство, превращать, превышение, предавать, преломить, премудрый, преподаватель, преследовать, преувеличение, прибавить, приднепровский, пришить, припухший, прицелиться.

Задание 2. Найдите слово, написание приставки в котором определяется правилом «Приставки пре-, при-». Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном.

Задание 3 Найдите в тексте слова, в которых есть приставки. Определите, к каким правилам о написании приставок они относятся. Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина»», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого.

Задание 4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? бе..брежный, во..раст, бе..жалостный пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть без..дейный, без..мянный, мед..нститут суб..ективный, с..экономить, без…аварийный