Творческий отчёт за2013 – 2014учебный год учителя-логопеда Гынгазовой Елены Семёновны
Игра и общение – залог развития Из всех методик при работе с детьми. имеющими сложные речевые дефекты,. особенно если это дети с РДА, я считаю наиболее продуктивными игровые методики. Из всех методик при работе с детьми. имеющими сложные речевые дефекты,. особенно если это дети с РДА, я считаю наиболее продуктивными игровые методики. Развитие любого ребенка начинается с общения и игры. Именно в процессе игрового и речевого общения ребенок накапливает знания, учится нравственности и обогащает свои эстетические чувства. Общаясь с ребенком, мы постоянно решаем множество педагогических задач, но помимо этого при общении с детьми мы обязаны создать такую атмосферу речевого общения, что бы дети тянулись к нам и делились с нами своими мыслями и чувствами, открылись и доверились нам. Развитие любого ребенка начинается с общения и игры. Именно в процессе игрового и речевого общения ребенок накапливает знания, учится нравственности и обогащает свои эстетические чувства. Общаясь с ребенком, мы постоянно решаем множество педагогических задач, но помимо этого при общении с детьми мы обязаны создать такую атмосферу речевого общения, что бы дети тянулись к нам и делились с нами своими мыслями и чувствами, открылись и доверились нам.
Первое, чем бы хотелось поделиться - игра. Через игру многому можно ребенка научить, в том числе речи. Игра не только помогает обучать, но и дает вам приятное общение с ребенком. К сожалению, игра у наших учеников, особенно младших классов, по своей сути не функциональна, в ней нет сюжета, символизма, она (игра) не социализирована и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками. Поэтому таких детей нужно учить играть. Предлагая ребенку различные игры, я внимательно наблюдаю за его личным интересом к той или иной игрушке или ситуации, чтобы определить то, что ребенку наиболее интересно, от чего он получает удовольствие. Предлагаю ребенку на выбор несколько предметов и после выбора, сделанного ребенком, начинаем играть, основываясь на интересе ребенка с постепенным и ненавязчивым предложением следовать моей цели. Обращаю внимание ребенка на цвет, форму выбранного им предмета, на звуки, издаваемого им, на его функциональность. Предлагаю ребенку совершать предметно- игровые действия по подражанию, неоднократно повторяю их и обязательно сопровождаю речевыми комментариями. Первое, чем бы хотелось поделиться - игра. Через игру многому можно ребенка научить, в том числе речи. Игра не только помогает обучать, но и дает вам приятное общение с ребенком. К сожалению, игра у наших учеников, особенно младших классов, по своей сути не функциональна, в ней нет сюжета, символизма, она (игра) не социализирована и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками. Поэтому таких детей нужно учить играть. Предлагая ребенку различные игры, я внимательно наблюдаю за его личным интересом к той или иной игрушке или ситуации, чтобы определить то, что ребенку наиболее интересно, от чего он получает удовольствие. Предлагаю ребенку на выбор несколько предметов и после выбора, сделанного ребенком, начинаем играть, основываясь на интересе ребенка с постепенным и ненавязчивым предложением следовать моей цели. Обращаю внимание ребенка на цвет, форму выбранного им предмета, на звуки, издаваемого им, на его функциональность. Предлагаю ребенку совершать предметно- игровые действия по подражанию, неоднократно повторяю их и обязательно сопровождаю речевыми комментариями. Через игру многому можно ребенка научить, в том числе речи.
Игра
Социальное взаимодействие Особое внимание уделяю играм, которые способствуют социальному взаимодействию. Это могут быть игры с музыкальными инструментами, совместное чтение книг, особенно если в их текстах есть стихи, и особенно если эти книги имеют анимационный аналог. ( Анимационный фильм «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Чебурашка и крокодил Гена», « Львенок и черепаха») Во время взаимодействия стараюсь оставаться перед ребенком и находиться на уровне его глаз – тогда ему легче видеть и слышать меня. Особое внимание уделяю играм, которые способствуют социальному взаимодействию. Это могут быть игры с музыкальными инструментами, совместное чтение книг, особенно если в их текстах есть стихи, и особенно если эти книги имеют анимационный аналог. ( Анимационный фильм «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Чебурашка и крокодил Гена», « Львенок и черепаха») Во время взаимодействия стараюсь оставаться перед ребенком и находиться на уровне его глаз – тогда ему легче видеть и слышать меня.
И читаем и поём
Второе, чем хочется поделиться - это подражание. Подражаю звукам и игровому поведению ребенка. Это способствует моему большему взаимодействию с ним. Совместная вокализация (для начала хотя бы гласных или подражания звукам животных, птиц) поощряет детей к тому, что ребенок начинает вас копировать. Возможно, в начале пути это будет беззвучное открывание рта, далее попытки придать артикуляционному аппарату форму на звук, а далее перевожу ребенка уже на нужные мне вокализации. Второе, чем хочется поделиться - это подражание. Подражаю звукам и игровому поведению ребенка. Это способствует моему большему взаимодействию с ним. Совместная вокализация (для начала хотя бы гласных или подражания звукам животных, птиц) поощряет детей к тому, что ребенок начинает вас копировать. Возможно, в начале пути это будет беззвучное открывание рта, далее попытки придать артикуляционному аппарату форму на звук, а далее перевожу ребенка уже на нужные мне вокализации. Подражание
Также идет подражание в игре. Если ребенок катает машинку, я катаю ее тоже,сопровождая свои действия подражаниям звукам машины. Если строит из кубиков, и я строю. Но! Если ребенок начинает совершать с предметами действия, которые могут навредить ему самому, мне или окружающим, игра тут же прекращается. Прекращение игры имеет дисциплинирующее значение и носит воспитательный характер. Также идет подражание в игре. Если ребенок катает машинку, я катаю ее тоже,сопровождая свои действия подражаниям звукам машины. Если строит из кубиков, и я строю. Но! Если ребенок начинает совершать с предметами действия, которые могут навредить ему самому, мне или окружающим, игра тут же прекращается. Прекращение игры имеет дисциплинирующее значение и носит воспитательный характер. Прекращение игры
Игра по выбору
В дальнейшем, когда уже знакома с интересами ребенка, пытаюсь предложить какую-либо тему сама, а если чувствую негативизм к предложенной теме, беру тему, которую ребенок выберет сам. Параллельно с этим работаю над пониманием ребенком инструкций. Это дифференциация предметов в единственном и множественном числе. Я использую альбом «Один-много» Обращаюсь к ребенку с просьбой «Покажи, где котенок» и тут же предлагаю иллюстрацию котенка. Ни один ребенок при таком условии ответа не ошибется, а значит создана ситуация успеха, следовательно эмоциональный фон ребёнка стал лучше. Далее «Покажи где котята» и предлагаю иллюстрацию с котятами. Рассматриваем, сравниваем, далее закрепляем. Редко какой ребенком с аустическими расстройствами будет готов к закреплению материала с первого занятия. Будьте готовы к тому, что на это потребуется время. Не стоит концентрировать внимание ребенка только на существительных. Одновременно следует вводить и глаголы «Покажи, где спит котенок», «Покажи, где спят котята». В дальнейшем, когда уже знакома с интересами ребенка, пытаюсь предложить какую-либо тему сама, а если чувствую негативизм к предложенной теме, беру тему, которую ребенок выберет сам. Параллельно с этим работаю над пониманием ребенком инструкций. Это дифференциация предметов в единственном и множественном числе. Я использую альбом «Один-много» Обращаюсь к ребенку с просьбой «Покажи, где котенок» и тут же предлагаю иллюстрацию котенка. Ни один ребенок при таком условии ответа не ошибется, а значит создана ситуация успеха, следовательно эмоциональный фон ребёнка стал лучше. Далее «Покажи где котята» и предлагаю иллюстрацию с котятами. Рассматриваем, сравниваем, далее закрепляем. Редко какой ребенком с аустическими расстройствами будет готов к закреплению материала с первого занятия. Будьте готовы к тому, что на это потребуется время. Не стоит концентрировать внимание ребенка только на существительных. Одновременно следует вводить и глаголы «Покажи, где спит котенок», «Покажи, где спят котята». Постепенный ввод новых понятий
Залог ситуации успеха
Развиваем музыкальный слух Особый интерес вызывает музыкальное сопровождение вокализаций, когда ребенок сначала хаотично, а затем и упорядоченно нажимает клавиши синтезатора, ударяет палочкой по металлофону или бьет рукой в бубен. Особый интерес вызывает музыкальное сопровождение вокализаций, когда ребенок сначала хаотично, а затем и упорядоченно нажимает клавиши синтезатора, ударяет палочкой по металлофону или бьет рукой в бубен.
И пальчики
Отдельно стоит работа с рисованием. Сначала предлагаю детям рисовать красками пальчиками. Предлагаю – это не то, о чем приходит мысль, услышав это слово. Не все дети легко и сразу соглашаются рисовать пальчиками. Некоторые не приемлют грязных рук. Когда я считаю, что достигла нужного уровня доверия у ребенка, предлагаю ему занятие по его собственному выбору,а сама начинаю рисовать пальцами, не привлекая к этому действию внимания ребенка. Просто рисую. Лучше рисовать что- то простое, что ребенок сможет узнать, взглянув находясь от вас даже на расстоянии. Какой-то ребёнок проявит интерес к рисованию на первом же занятии, а кто-то только через несколько занятий, но интерес к рисованию, сначала к совместному, а далее и к самостоятельному появится. Краски открывают перед ребенком большой простор для обучения. Это знание цвета, силы нажима, навык рисования горизонтальных и вертикальных линий, как хаотичные, так и по заданной траектории. Это «следы» животных, это рисование геометрических фигур, письмо букв и цифр и все остальное, что подскажет фантазия и позволят возможности ребенка. Конечно, все действия при рисовании также озвучиваются, комментируются. Ребенку задаются вопросы, принимаются его ответы в любом виде и он поощряется на дальнейшую речевую активность.. Отдельно стоит работа с рисованием. Сначала предлагаю детям рисовать красками пальчиками. Предлагаю – это не то, о чем приходит мысль, услышав это слово. Не все дети легко и сразу соглашаются рисовать пальчиками. Некоторые не приемлют грязных рук. Когда я считаю, что достигла нужного уровня доверия у ребенка, предлагаю ему занятие по его собственному выбору,а сама начинаю рисовать пальцами, не привлекая к этому действию внимания ребенка. Просто рисую. Лучше рисовать что- то простое, что ребенок сможет узнать, взглянув находясь от вас даже на расстоянии. Какой-то ребёнок проявит интерес к рисованию на первом же занятии, а кто-то только через несколько занятий, но интерес к рисованию, сначала к совместному, а далее и к самостоятельному появится. Краски открывают перед ребенком большой простор для обучения. Это знание цвета, силы нажима, навык рисования горизонтальных и вертикальных линий, как хаотичные, так и по заданной траектории. Это «следы» животных, это рисование геометрических фигур, письмо букв и цифр и все остальное, что подскажет фантазия и позволят возможности ребенка. Конечно, все действия при рисовании также озвучиваются, комментируются. Ребенку задаются вопросы, принимаются его ответы в любом виде и он поощряется на дальнейшую речевую активность.. Рисование
Также используем природный материал, пластилин, цветную бумагу, картон и другой, привычный нам материал. Также используем природный материал, пластилин, цветную бумагу, картон и другой, привычный нам материал. Что мы используем
Учимся описывать
Лепим буквы
Мультимедиа Попытки занятий с помощью мультимедийных средств. Одни дети осваивают условия какой-либо обучающей программы достаточно успешно и быстро. Более сложные дети в начале работы выступают в роли свидетеля каких-либо действий, а затем пассивным участником. И только потом делаются попытки доверить ребенку нажатие на клавишу «мышки». Более подробно не могу прокомментировать эту работу, поскольку я в начале этого пути. ( Серия игр «Несерьёзные уроки»). Попытки занятий с помощью мультимедийных средств. Одни дети осваивают условия какой-либо обучающей программы достаточно успешно и быстро. Более сложные дети в начале работы выступают в роли свидетеля каких-либо действий, а затем пассивным участником. И только потом делаются попытки доверить ребенку нажатие на клавишу «мышки». Более подробно не могу прокомментировать эту работу, поскольку я в начале этого пути. ( Серия игр «Несерьёзные уроки»).
Занятие с любым ребенком требует активной подготовки педагога, создание необходимой среды и продуманности этапов занятия. И в тоже время нужно быть готовым к тому, что ребенок не будет действовать по предложенной схеме. Очень возможно, что придется быстро реагировать на состояние ребенка, на его настроение и работоспособность. откликнуться на призыв ребенка, прислушаться к нему. Занятие с любым ребенком требует активной подготовки педагога, создание необходимой среды и продуманности этапов занятия. И в тоже время нужно быть готовым к тому, что ребенок не будет действовать по предложенной схеме. Очень возможно, что придется быстро реагировать на состояние ребенка, на его настроение и работоспособность. откликнуться на призыв ребенка, прислушаться к нему. Создание благоприятной среды обучения