Семинар «Технология современного урока» 10.04.2014 Урок « открытия» нового знания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Системно-деятельностный подход. Система дидактических принципов 1)Принцип деятельности 2)Принцип непрерывности 3)Принцип целостности 4)Принцип минимакса.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Транксрипт:

Семинар «Технология современного урока» Урок « открытия» нового знания

ЦЕЛЬ Познакомиться - с основными принципами построения уроков; - с типологией уроков в рамках системно- деятельного подхода; - со структурой уроков введения нового знания

Системный подход ( система – это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенный взаимосвязями частей; практически все современные науки построены по системному принципу) ПреимуществаНедостатки 1. Формирует целостное мировоззрение. 2. Принцип от общего к частному. 3. Заранее можно прогнозировать результат. 4. Формирует аналитические навыки. 1. Недостаточно ориентирован на практике (т.е. имеет теоретическое наполнение, а практического материала недостаточно). 3

Деятельностный подход ( основа концепции развивающего образования; обучать деятельности - делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки) ПреимуществаНедостатки 1. Формирует самостоятельность. 2. Развивает творческие способности. 3. Даёт возможность проявиться каждому ребёнку. 1. Неумение учителя организовать деятельность. 2. Недостаточная теоретическая подготовка. 3. Как следствие – низкий уровень познания. 4. Проблемы оценки достижений учащихся. 4

Ставит цель Мотивация Измеримая цель урока как результат ученика Проектирует средства Самоконтроль, самооценка, самокоррекция Информационный (традиционный) подход Системно-деятельностный подход Готовый набор информации Умение учиться Я САМ УЧИТЕЛЬУЧИТЕЛЬ

Сравнительная характеристика традиционного и деятельностного обучения Показатели для сравненияТрадиционное обучениеДеятельностный подход Интегральная характеристика«Школа памяти»«Школа развития» ЦельФормирование знаний, умений и навыков Саморазвитие личности Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Характер взаимоотношенийСубъект – объектный (учитель – ученик) Субъект – субъектный (учитель – ученик) Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность 6

Формы организацииФронтальные, групповые (ориентация на среднего ученика) Групповые + индивидуальные Преобладающий метод обученияИллюстративно-объяснительный (репродуктивный), информационный Деятельностный; проблемно-поисковый; исследовательский «Формула обучения»Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по образцу Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций; пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества; консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие интереса к личностному росту Активность, наличие мотивов к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности 7

Система дидактических принципов Принцип целостности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимакса заключается в том, что школа предполагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, а ученик обязуется его усвоить на уровне, не ниже минимального (государственного стандарта знаний) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и школе доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия Система ДП «Школа 2000…» синтезирует ДП традиционной школы, систем Занкова, Давыдова и др.

Группа технологийПедагогические технологии СДП 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации 2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Проблемное обучение Технология критического мышления 3. Педтехнологии развивающего обучения Технология полного усвоения Технология развивающего обучения 4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса Групповые технологии Педагогика сотрудничества Педагогические технологии системно-деятельностного подхода

Типы уроков ( в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…») по целеполаганию 1. Урок «открытия» нового знания (организует процесс самостоятельного построения нового знания) 2. Урок рефлексии ( закрепляют полученные знания и умения, учатся выявлять причины ошибок и корректировать их) 3. Урок построения системы знаний ( структурирование и систематизация изученного материала ) 4. Урок развивающего контроля ( формирование умения организовывать и контролировать свою учебную деятельность)

ТИПЫ УРОКОВ (по А.К. Дусавицкому») по формированию того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 5.Урок контроля и оценки. 1.Урок постановки учебной задачи. 2.Урок решения учебной задачи. 3.Урок моделирования и преобразования модели. 4.Урок решения частных задач и применения открытого способа. 5. Урок контроля и оценки.

Цели уроков ТИПЫ УРОКОВДеятельностная цель Образовательная цель Урок «открытия» нового знанияФормирование способности учащихся к новому способу действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов Урок рефлексииФормирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения ит.д.) Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Урок построения системы знаний ( урок общеметодологической направленности) Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов Выявление теоретических основ Урок развивающего контроляФормирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Структура учебной деятельности «от здравого смысла» Структура учебной деятельности (на языке, понятном педагогу, ученику) Пробное действие Затруд- нение Самоконтроль Само- оценка Мотивация КИ П цель проект Рефлексия Реализация проекта

Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

По материалам лекции Гурбатовой Е.Р. (АУ ИРО ИО) Системно-деятельностный подход Требования к уроку Цель: готовность к саморазвитию (в традиции – сознательное усвоение знаний и умений). Метод: поисковый, через деятельность (в традиции – объяснительно-иллюстративный). Этапы урока: 1. Самоопределение в деятельности (создание условий для возникновения внутренних потребностей «хочу-могу»). 2. Актуализация знаний (подготовка мышления к введению нового материала, актуализация ЗУН, достаточных для построения нового знания). 3. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации; в завершении этого этапа создаётся затруднение в мышлении детей; устанавливаются цели, и формулируется тема урока самими детьми). 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания, коммуникативная деятельность в форме мозгового штурма, диалога). 5. Первичное закрепление во внешней речи (ученики решают типовые задания на новый способ деятельности). 6. Самостоятельная работа (самопроверка по эталону). 7. Включение в систему знаний и повторение (например, включение нового материала в решение уравнений, задач, геометрического материала). 8. Рефлексия деятельности (итог урока – самооценка ученика своей деятельности). 9. Соответствие цели урока и результатов деятельности!!!

Основные компоненты педагогического процесса Целевой компонент Содержательный компонент Операционально-деятельностный компонент Аналитико-результативный компонент

Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий время выполнения задания

Критерии результативности урока «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму». Китайская мудрость 1.Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2.Учитель систематически обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие ( оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения). 3.Используются разнообразные формы. Методы и приемы обучения, повышающие степень активности учеников. 4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную проблемную формы обучения, учит работать по правилам и творчески. 6.На уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки ( формирование контрольно-оценочной деятельности). 7.Учитель добывается осмысление учебного материала разными приемами. 8.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет выраженную учеником позицию. 11. Стиль, тон отношений на уроке, создают атмосферу сотрудничества, комфорта. 12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик».

Условия: Понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. Способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. Присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием. Системно-деятельностный подход – идеология ФГОС ОО

- цели урока – результат ученика; - понимание (получение) учащимся дидактической (деятельностной) единицы содержания образования; - умение ее применить в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации Показатель реализации системно-деятельностного подхода: измеримость (диагностичность) целей урока

Системно-деятельностный подход: Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности – Результат Компетенция – Деятельность – Компетентность Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью. Способствует формированию УУД. 21 (знание в действии)

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания (организуется процесс самостоятельного построения нового знания) ; уроки рефлексии (закрепляют полученные знания и умения и учатся выявлять причины ошибок и корректировать их) ; уроки общеметодологической направленности (структурирование и систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля (формирование умения организовывать и контролировать собственную учебную деятельность). ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА «ШКОЛА 2000…» (Петерсон Л.Г.)