Оценивание результатов обучения. Оценка есть систематический процесс, определяющий достоинство и ценность достигнутого. В оценивании ключевыми являются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Advertisements

Гайдук Сергей Александрович Религия древних египтян Урок 13.
Оценивание в процессе изучения общественных дисциплин.
Учебная деятельность Учебная мотивация Учебная задача Учебные действия Контроль, переходящий в самоконтроль Оценка, переходящая в самооценку.
Индивидуальная образовательная траектория как средство достижения образовательного стандарта на уроках математики Работу выполнила: учитель математики.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения Эти вопросы направляют процесс обучения и включают в себя вопросы: Эти вопросы направляют процесс.
1 Какого рода вопросы мы задаем в проекте? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие.
Историческая разминка. Когда и где появились древнейшие люди?
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Технологический подход в деятельности учителя. При осуществлении технологического подхода необходимо: 1. Познакомиться с учебными возможностями класса.
(проверяем домашнее задание). Объяснить понятие Знак на теле раба - Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи - Древняя часть Библии.
Моисеенко Л.А. ИДМ 10 "Государство на берегах НИЛА" 1.
КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Страна большого Хапи.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Транксрипт:

Оценивание результатов обучения

Оценка есть систематический процесс, определяющий достоинство и ценность достигнутого. В оценивании ключевыми являются 2 основополагающих принципа: -во-первых, оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения; - во-вторых, оценка должна быть максимально объективной. Процесс оценивания есть открытый договор участников учебно- воспитательного процесса, а не инструмент давления. Организация оценочных ситуаций должна также учитывать следующие моменты: 1. ориентацию учителя на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности; 2. оптимистический взгляд на учащегося, ожидание успехов от каждого, положительное подкрепление даже небольшого продвижения в усвоении материала; 3. использование оценки как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не средства жесткого контроля и давления; 4. контроль не только за результатом, но и за процессом учебной деятельности ученика;

5. включение школьника в оценочную деятельность, обучение умению оценивать свою работу и работу своих одноклассников, совместная выработка критериев самооценки, развитие самоконтроля; 6. эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих учащегося; 7. создание положительного фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.

По целям использования выделяют следующие средства оценивания результатов обучения (классификация предложена Н. Гронлундом, ее же придерживаются М.Б. Челышкова, А.Н. Майоров): 1) входное тестирование (обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения); 2) формирующее и диагностическое тестирование (предполагает контроль формирования новых знаний и умений в процессе обучения, обеспечивает текущий контроль); 3) тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений

Профессор Валентин Симонов предложил традиционное понятие ЗУН конкретизировать путем выделения пяти последовательных показателей, соответствующих пяти уровням обученности, лежащим в основе контроля за эффективностью образовательного процесса. 1-й показатель – различение или уровень знакомства (4%). 2-й показатель – запоминание (12%). 3-й показатель – понимание (20%). 4-й показатель - простейшие умения и навыки (28%). 5-й показатель – перенос (36%). Шкала показателей степени обученности очень близка к предложенной академиком В.Беспалько. Отличие в том, что он объединяет запоминание и понимание в один показатель, что и привело его к выводу о необходимости четырехбалльной шкалы. Поташник М.М. считает, что исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним.

Предлагается образец контрольной работы по истории: Россия XIX века. (Один из вариантов). Цель: выявить уровень соответствия достигнутого результата исторической подготовки учащихся по теме: Россия XIX века требованиям стандарта. Критерии оценки: 1 уровень - предполагает репродуктивный уровень усвоения материала. Ученик имеет представление об основных событиях, понимает термины, основные понятия, вспоминает соответствующую информацию, сведения. Описывает явления, объекты. Оценка 3 (удовлетворительно). 2 уровень - предполагает владение системой знаний. Ученик выявляет существенные признаки, связи объектов, явлений, интерпретирует исторический материал. Оценка 4 (хорошо). 3 уровень - предполагает применение знаний на творческом уровне. Ученик демонстрирует полное знание вопроса, его логическое изложение. Использует понятия и принципы в новых ситуациях, верно применяет методы сравнения, анализа, синтеза, обобщения, оценки. Оценка 5 (отлично).

Задание 1 Уровень 1. Что такое сословие? Какие сословия были в России? Уровень 2. Какое место в сословном строе России занимала казачество? Уровень 3. Определите привилегированные и непривилегированные сословия. Обоснуйте свой выбор. Задание 2 Уровень 1. Охарактеризуйте политический строй России в XIX веке. Уровень 2. В чем его отличия от политического строя европейских стран? Уровень 3. Как изменился бы политический строй России, если бы проект Сперанского или Новосильцева был принят в полном объеме? Задание 3 Уровень 1. Каковы причины Крымской войны? Что послужило поводом к войне? Уровень 2. Кто командовал обороной Севастополя? Каким образом была взята крепость? Уровень 3. Назовите известные литературные произведения русских писателей, посвященных обороне Севастополя. Задание 4 Уровень 1. Кто такие удельные крестьяне? С какого времени они начали так называться? Уровень 2. Что такое недоимки? Как вы думаете, почему они существенно возрастают с 20-х гг. XIX века? О чем это свидетельствует? Уровень 3. Можно ли утверждать, что в I пол. XIX в. крепостное хозяйство в России переживает кризис? Приведите примеры.

Задание 5 Уровень 1. Что стало предметом экспорта из России во второй половине XIX в. Уровень 2. Что такое промышленный переворот? Когда он происходил в России? Уровень 3. Какие социальные изменения повлек за собой промышленный переворот? Задание 6 Уровень 1. В чем сходство барщины и отработок? Уровень 2. Почему помещичьи латифундии были пережиточным явлением? Уровень 3. Было ли чуждо русскому крестьянину понятие о частной собственности на землю?

Проводя дальнейшее уточнение и конкретизацию целей-результатов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В.Краевский выделяют уровни усвоения как способ качественной оценки образовательной деятельности. I уровень – знание; II уровень – понимание; III уровень – применение; IV уровень – обобщение и систематизация; V уровень - эмоционально-ценностное отношение. Качественная характеристика знаний включает в себя: Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности. Системность достигается всеми методами обучения. Для раскрытия связей богатыми возможностями обладает проблемное изложение. Крайне важно и привлекательно для учащихся использовать в ходе проблемного изложения богатство разнородных доказательств. При этом успешно практикуется привлечение учащихся к прогнозированию шагов рассуждения, этапов исследования, логики доказательств.

Другая качественная характеристика знаний – это осознанность и прочность знаний. Осознанность знаний личностью выражается в понимании их связей и путей их получения, в умении их доказывать, в понимании принципа действия связей и механизма их становления. Пример задания на группировку и систематизацию. (5 класс История Древнего мира, тема «Древний Восток») 1. Найдите «лишнее» в каждом ряду: - алфавит, колонии, сатрап, пурпур, пираты, - сфинкс, вельможа, «государево ОКО», папирус, фараон, - держава, конное войско, железо, фарфор, «логовище львов»; - аренда, законы, каналы, клинопись, шахматы; - миф о Вавилонском столпотворении, повесть о Синухете, миф о сотворении мира, «Каин и Авель»; Возможен и другой вариант задания: 2. Были ли современниками: - Тутмос III и Кир, - Хаммурапи и Конфуций; - Хеопс и Цинь Шихуан, - Будда и Конфуций; - Ашока и царь Соломон

Пример задания на установление характера связей между знаниями, выделение существенных связей, нахождения доказательства правильности изложенного, применения знаний, определение принципа, лежащего в основе своего собственного или предложенного способа действия, Ученикам рассказали, что Петр 1 издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывавшихся в своих имениях от царской службы (в учреждениях и в армии), предлагалось лишать поместий, высылать оттуда их семьи, а крестьянам разрешалось господ не слушать. После этого был задан вопрос: «Можно ли на основании этого указа прийти к выводу, что Петр 1 вел политику, направленную против дворян?». Вот ответ ученика: «Нет, нельзя. Петр 1 хотел "этим указом заставить дворян, офицеров служить государству в интересах самих же дворян. Но часть из них этого не сознавала, а часть не хотела испытать неудобства, связанные со службой. Они думали о своих личных интересах. И когда Петр 1 разрешал крепостным не слушаться своих господ, этим принуждал дворян служить и укреплять государство, служивши интересам самих же дворян. Это не означало разрешения всем крестьянам не слушаться господ». В этом ответе ученик проявил осознание связи между указом в отношении части дворян и направленностью всей политики Петра 1. Он осознал, что не все дворяне соблюдали интересы своего класса, а больше заботились о своих частных интересах (правда, эта мысль выражена не слишком четко). За ответом скрывается понимание механизма связи общегосударственной политики и отдельных мероприятий. Другие признаки осознанности здесь не просматриваются, для обнаружения их нужно построить другие задания. Для этого пути проявления осознанности знаний нужны не только знания, но и усвоение других видов содержания образования - навыков и умений, а применительно к приведенному примеру ­опыт творческой деятельности.

Каждое знание в явной или скрытой форме несет в себе возможность своего применения. Чем больше знает человек способов применения данного знания и, следовательно, ситуаций применения, тем его знание оперативнее. Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых ученик может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить класс. История Древнего мира. В рамках изучения темы про Древнюю Индию. На основе книги Р. Киплинга «Маугли» подготовьте рассказ о том, как выглядели джунгли, какие растения и животные там обитали. С какими трудностями приходилось сталкиваться индейцам, жившим в джунглях класс. История средних веков. Тема: Жизнь феодалов. Придумать имя феодалу, нарисовать герб, описать замок. Возможные варианты девиза: «Богом быть не могу, королем не хочу», «Честь в воде не горит и в воде не тонет».

Само понятие «применение знаний» неоднозначно. В применении знаний можно различить два вида. Первый вид применение знаний по образцу, в знакомых ситуациях, другой применение знаний в новых, незнакомых условиях, т.е. творческое применение. Пример задания на применение знаний (5 класс История Греция) Назовите древнегреческих богов и героев, которым посвящены эти поэтические строки: Был твой божественный порыв Преступно добрым - плод желанья Людские уменьшить страданья, Наш дух и волю укрепив. И, свергнут с горной высоты, Сумел так мужественно ты, Так гордо принести свой жребий, Противоборствуя судьбе,- Ни на Земле, ни даже в Небе Никем не сломленный в борьбе, Что смертным ты пример явил И символ их судеб и сил. (Байрон) Ответ: Прометей

- Мой сын! Мой сын! Будь осторожен. Спокойней крылья напрягай. Под ветром путь наш ненадежен, Сырых туманов избегай. _ Отец! Ты дал душе свободу, Ты узы тела разрешил. Что ж медлим? Выше! К небосводу! До вечной области светил! (В. Брюсов) Ответ: Дедал и Икар

Задания, выполнение которых требует преобразования применяемых знаний. Задания (5 класс Тема «Жизнь первобытных людей») на понимание роли труда и уровня производительных сил: 1. Чем объяснить, что первобытное стадо распадалось? 2. Почему первобытные люди часто голодали? 3. Почему в первобытную эпоху звери были особенно опасны для людей? 4. Проследите по рисункам учебника, как постепенно совершенствовались орудия труда. Составьте рассказ о том, как это происходило, и что это дало людям. 5. Что изменилось в жизни людей с появлением копья? 6. На стоянке древних людей археологи нашли на месте изготовления каменных орудий труда большую кучу каменных отбросов. Что можно сказать по этой находке о ходе изготовления орудий труда, о знаниях людей? 7. Как можно объяснить, что лук и стрелы появились довольно поздно? 8. О каких знаниях людей свидетельствует изготовление ими рубила? 9. Рассмотрите орудия труда: гарпун, наконечник для стрел и определите новые знания, появившиеся у людей. 10.Подумайте, какие действия и в какой последовательности должен был произвести древний человек, чтобы изготовить рубило. 11.Как изготовление рубила (или любого другого орудия труда) учило людей думать? 12. Что появилось раньше - знания или религия? 13.Посмотрuте картину охоты и выясните, как она была организована. Почему именно так? 14. Могло ли быть воровство в родовой общине?

1. 5 класс. История Древнего мира. Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций. Как и другие народы Востока, китайцы были убеждены, что их жизнь, жизнь близких, благополучие, здоровье, удача и т.п. зависят от богов и духов. Они могут быть добрыми и злыми. Одни защитят от болезни, другие - нагонят их, одни наградят богатством, другие ­последнего лишат, одни несут радость, другие - беду. Чтобы умилостивить богов и духов, китайцы приносили им жертвы, делали их изображения. Так, на стене жилого помещения мы могли бы увидеть изображение духа долголетия с жезлом и персиком в руках, на колодце - дух чистой воды и Т.д. Китайцы верили, что злые духи любят прямые пути, северные ветры и четные числа. Что в этих сведениях вы можете отметить как особенность, своеобразие верований китайцев по сравнению с верованиями других народов Востока? 2. Китайцы обучали своих детей письму, счету, ритуалам, музыке, стрельбе из лука и езде на боевой колеснице. Спартанцы обучали мальчиков в основном военному искусству. Какая «программа обучения» вам нравится больше и 'почему? В каких конкретных жизненных ситуациях должны были пригодится китайским школьникам знания, приобретенные с детства? 3. Издать книгу с собственными иллюстрациями на тему «Путешествие по Древней Греции» и др.

Таксономия Б.Блума Тема: « Древний Восток ». Лист оценки образовательных достижений обучающихся по истории, 5 класс

Воспроизведение: А. показывать на карте обозначения территорий древних государств, других объектов 1.1. Поработайте с картой. Укажите, какими цифрами на карте обозначены территории Древнего Египта и Вавилонского царства, 1-ый нильский порог, дельта Нила, города – столицы Фивы и Вавилон Б. воспроизводить конкретные факты 1.2. Подпишите под рисунками названия знаменитых сооружений древности: В. воспроизводить понятия, устанавливать соответствие 1.3. Установите соответствие между понятиями и их определениями: /пПонятие, терминОпределение 1.папирусА гробница правителя Древнего Египта 2.фараонБ писчий материал, который изготавливался из стеблей тростника, росшего по берегам рек и озер 3.пирамидаВправитель Древнего Египта

Понимание: А. преобразовывать материала из одной формы в другую – из текста в план 2.1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Жизнь крестьян в Древнем Египте». Составьте план рассказа о жизни крестьян, сформулируйте и запишите пункты плана (план должен содержать не менее трех пунктов) Название рассказа: ……………………… План: …………………………….. ……………………………...…………………………… Б. объяснять, перефразировать текст из одной формы в другую, устанавливать соответствие 2.2. Какой бог описан в отрывке из древнеегипетского гимна? Объясните свой выбор. Слава тебе, приходящий, чтобы оживить Египет! Напояющий пустыню далеко от воды. Ты – владыка рыб, обильный зерном В. выявление несоответствия, внесение необходимых изменений 2.3. При написании статьи журналист случайно перепутал изображения египетских и вавилонских памятников. Помогите журналисту правильно распределить фотографии: А) Памятники Древнего Египта ……………………………….. Б) Памятники Вавилонского царства …………………………..

Применение : А. самостоятельно совершать действия, преобразуя информацию и комбинируя ее 3.1. Расположите события в хронологической последовательности: 1) правление вавилонского царя Хаммурапи 2) строительство пирамид в Древнем Египте 3) образование на берега Нила 40 государств – номов 4) создание египетского государства Б. самостоятельно объяснять, совершать действия подбора известных фактов, понятий в ситуации избыточных данных 3.2. В тексте с описанием Древнего Египта, которое составил греческий историк Диодор, замените цифры словами. Используйте слова для справок, но обратите внимание на то, что перечень носит избыточный характер: «Египет простирается в основном с (1) на (2). С запада он защищен полной диких зверей (3), простирающейся на большое расстояние. … (4) течет не по прямому направлению, а образует всяческие извивы, ибо с каждой стороны реки находятся (5), прорезанные ущельями, обрывами теснинами… Ежегодно разливаясь, река наносит свежий (6). Слова для справок: Нил, дельта, ил, болото, горы, море, пустыня, север, восток, юг, остров.

Анализ: А. вычленять главные признаки, объединяющие понятия 4.1. Объясните, по какому принципу образованы ряды: 1) Ур, Урук, Лагаш 2) Нил, Евфрат, Тигр 3)Вавилон, Фивы, Мемфис Б. вычленять главные признаки, объединяющие понятия и выявлять несоответствия 4.2. Ниже приведен перечень терминов, Все они, за исключением одного относятся к Древнему Египту: папирус, фараон, клинопись, пирамида Найдите и запишите термин, выпадающий из общего ряда …………….

Синтез: А. выявлять наиболее значимые характеристики изученного объекта; формулировать вывод, аргументировать свои высказывания 5.1. Представьте, что вы египетский земледелец. Расскажите о своей работе. Какие трудности и радости в работе вы выделите прежде всего? Объясните, как и почему вы относитесь к своей работе? Б. выявлять и называть причины, аргументировать высказывание 5.2. Египтяне поклонялись многим богам, однако бога моря у них не было. Как вы думаете, почему? В. выявлять и называть возможные /наиболее вероятные причины, аргументировать высказывание 5.3. Прочитайте отрывок из сочинения древнего историка Геродота и ответьте на вопросы: «Если кто – нибудь умышленно убьет какое – либо из этих животных, того карают смертью, а если неумышленно, то платит штраф, установленный жрецами. А если кто убьет птицу ибиса или сокола, то в этом случае он должен умереть. … В уши этому крокодилу вдевают серьги или стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, очень заботливо за ним ухаживают, а после смерти делают мумию и погребают в священных покоях» Объясните, почему за убийство сокола или ибиса следовало особенно тяжелое наказание?

Оценка: А. самостоятельно оценивать, делать заключение на основе проведенного анализа 6.1. Оцените вклад древних египтян в развитие мировой культуры. Укажите, какими достижениями древних египтян современные люди пользуются до сих пор? Б. оценивать по самостоятельно выбранным критериям, делать заключение на основе проведенного анализа 6.2. Напишите имя одного из самых известных, на ваш взгляд, правителей Древнего Египта или Двуречья. Оцените его вклад в развитие страны.