Диагностика уровня речевого развития младшего школьного возраста Подготовили: учитель- логопед Овсянкина Е.В. учитель- логопед Стойко Л.В. ММММММММ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Advertisements

Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Логопедическая работа в ГОУ СОШ На что обратить внимание в развитии речи дошкольника Советы логопеда родителям будущих первокласников.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;поздно начал говорить;
Речевая готовность детей к школе Презентацию подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ 19» г. Чебоксары Павлова Маргарита Петровна.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Логопедия Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального обучения и воспитания.
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Аналитический отчет Тема: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей 2-3 лет в условиях логопункта. Тема: Коррекция и профилактика речевых нарушений.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОУ гимназия 622 Трудности формирования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ учитель-логопед МОУ СОШ 19 г. Белгорода Нестеренко Анна Юрьевна.
Транксрипт:

Диагностика уровня речевого развития младшего школьного возраста Подготовили: учитель- логопед Овсянкина Е.В. учитель- логопед Стойко Л.В. ММММММММ

Задачи Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности его поведения, черт характера, способности. Определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать помощь в их преодолении. Сформулировать логопедическое заключение и рекомендации по устранению выявленных проблем. Оказать квалифицированную логопедическую консультацию педагогам, родителям ребёнка с прогнозом его речевого развития.

Ожидаемые результаты диагностического обследования Удовлетворение запроса родителя. Постановка правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс -диагностики. Выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка. Данная диагностика учитывает возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей. Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата. Строение речевого аппарата а) губы(норма, рубцы неполное смыкание, диспропорция раслещина и др._____________) б) зубы(норма, комплектация: полная, отсутствие________, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др._________) в) прикус ( норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест) г) язык( норма, массивный, маленький, дивиация кончика влево/вправо) д)подъязычная связка ( норма, массивная,укороченная, сращенная, оперированная) е) твердое небо( норма, высокое,узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель) ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена

Параметры движения( губ, щек, языка): а) объем движений: в полном объеме, ограничен б) точность выполнения: сохранна, нарушена в) тонус без особенностей, повышен, снижен г) темп движений: нормальный, медленный, быстрый д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений е) тремор: усиление гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение

Состояние звукопроизношения Характер проявления: а) изолированные нарушения б) нарушения в слогах в) нарушения в словах г) нарушения во фразах

Экспрессивная речь 1.Самостоятельное высказывание в диалоге Сколько тебе лет______________________________________ Когда твой день рождения?______________________________ Сколько лет тебе будет через год?_________________________ Сколько тебе лет будет через два года?_____________________ Сколько лет тебе было в прошлом году?____________________ Сколько лет твоей маме, папе, брату или сестре?____________ Сколько лет тебе будет, когда ты пойдешь в школу?__________ Как зовут маму, папу, сестру, брата?_______________________ Кем работают мама, папа?_______________________________ Кем ты хочешь быть?__________________________________

Экспрессивная речь 2.Автоматизированная речь Цифровой ряд: Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 3.Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: Дни недели: воскресенье, суббота, пятница, четверг, среда, вторник, понедельник.( по возрасту)

Экспрессивная речь 4. Пословицы и фразы с «жёстким» контекстом Кончил дело, гуляй …. Делу- время, потехе-.... Любишь кататься В небе летит реактивный... С моря подул сильный (по возрасту) 5.Стихи, песни со словами. Уронили мишку на пол.... Тише, Танечка, не плачь.... Идёт бычок, качается ( по возрасту)

Экспрессивная речь повторение фраз: Собака лает. Ребёнок спит. Девочка пьёт чай. Сыворотка из-под простокваши. Интересное путешествие. Дети заблудились в лесу. Студенты едут в университет. На ветке ёлки гнездо птицы. Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Экспрессивная речь Составление фразы. а) по картинке ( с изображением предметно- пространственных отношений): б) с заданным словом: «школа» «дружба» «разговаривать» Пересказ текста, прочитанного специалистом Составление рассказа. а) по сюжетной картинке б) по заданной теме «Каникулы» ( с 6 лет), «Зима» (до 6 лет)

Импрессивная речь. Понимание внеситуативных вопросов Где ты живешь?_______________________________ Сколько человек в твоей семье?__________________ С кем ты живешь?______________________________ В какие игрушки ты вчера играл?_________________ Где ты учишься?_______________________________ Сколько человек в твоём классе?__________________ Что ты сейчас читаешь?__________________________ Какие игрушки тебе нравятся?____________________ Где мы покупаем молоко?________________________

Импрессивная речь. Понимание ситуативных вопросов Откуда ты приехал?___________________________ Почему ты к нам пришел?_____________________ На чем ты к нам доехал?_______________________ Где ты сейчас находишься?_____________________ Что тебе нравится в кабинете?_________________ Что ты ел на завтрак?_________________________ Какое сейчас время года?_______________________ Какой сейчас день недели( время суток)__________ Что ты делал вчера ( час назад)?______________

Фонематический слух а) повторить и написать: звуки к-т с-з з-с т-д д-т слоги ба-па па-па ба-ба па-ба за-за за-са ка-та на-ла та-да-та ба-па-ба ба-па-па слова дом-том кот-год коса-коза бочка-почка точка-дочка полковник-половник б) оценка правильности произнесенных слов: гино тым петук стекан в) соотнесение фонем с графемой: Показать на картинке: ш н з п т з л к м с д) понимание слов, близких по звучанию: Показать на картинке: собор почка забор коса бочка коза крыса- крыша коза- коса бочка- почка собор-забор крыша- крыса- точка-дочка дочка- бочка-почка-точка

Понимание логико-грамматических конструкций. а)понимание предлогов: мяч на скамейке мяч под скамейкой мяч около скамейки мяч перед скамейкой коробка позади спички коробка на спичке б) внимание сравнительных конструкций слон меньше мухи муха больше слона слон больше мухи муха меньше слона месяц больше недели неделя больше месяца «Таня старше Лены, но моложе Кати» Кто самый старший? в) понимание отношений последовательности лето перед весной весна перед летом « Я позавтракал после того, как поиграл на компьютере» Что сделал раньше?

Исследование праксических функций Оральный кинестетический праксис: праксис лицевой мускулатуры по инструкции( по подражанию) улыбнуться сложить губы трубочкой, показать зубы, язык за нижнюю губу, упереться языком в верхние зубы, упереться языком в нижние зубы, поднять язык вверх, подвигать языком вправо-влево, язык «ковшиком»,вытянуть язык «лопатой»вытянуть язык иголочкой, облизать губы справа- налево, слева - направо, надуть обе щеки, надуть правую щеку надуть левую щеку, положить язык за правую щеку, сморщит нос, пощелкать языком, подуть, поцокать языком.

Исследование письма Автоматизированное письмо( не нарушено, пропуски букв, смешение букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма) Списывание ( не нарушено, пропуски букв, смешение букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)

Исследование письма Письмо под диктовку ( не нарушено, искажения по графо- моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма) Письмо слогов под диктовку (не нарушено, искажения по графо- моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография,дизметрия букв, невозможность произвольного письма, )

Исследование письма Письмо под диктовку слов( не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма) Письмо под диктовку фраз и текста( не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма)

Исследование письма Самостоятельное письмо( не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма) Темп письма (низкий, средний, высокий)

Исследование чтения Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами( не нарушено, замены, персеверации, не читает) Чтение букв в слух( не нарушено, нарушено) Чтение слогов и псевдослов ( не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает) Чтение слов ( не нарушено, нарушение просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает.)

Исследование чтения Чтение предложений (не нарушено, нарушение просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает.) Подкладывание подписей под сюжетные картинки ( не нарушено, путает, не читает) Чтение рассказов (не нарушено, нарушение просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает.)

Исследование процесса счёта Чтение чисел( не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает) Счётные операции ( не нарушены, нарушения в простых счётных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревание на ошибках, инертность) Запись чисел ( не нарушена,зеркальность, пропуск элеменов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов) Серийный отсчёт ( не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен)

Заключение. Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную. Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов. Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия. Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

. Рекомендации Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость; определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой. Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха. Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата. Коррекция звукопроизношения: Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных). Развитие грамматического строя речи Развитие крупной /мелкой моторики.

. Спасибо за внимание.