ОПЫТ ОВОС В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар « Регулирование отношений в сфере природопользования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Advertisements

ОПЫТ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС в КЫРГЫЗСТАНЕ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар «Оценка воздействия на окружающую среду.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Лекция 1 ОВОС КАК СФЕРА НАУЧО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
ОВОС и СЭО в странах Центральной-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.
Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Транксрипт:

ОПЫТ ОВОС В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар « Регулирование отношений в сфере природопользования и проблемы изменения климата: совместный семинар ЕС и стран ЦА»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОВОС (Закон КР «Об охране окружающей среды») Процесс выявления, анализа, оценки и учета в проектных решениях предполагаемого воздействия намечаемой деятельности и вызываемых им (воздействием) изменений в окружающей среде ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ОВОС Оценка существующего (фонового) состояния окружающей среды по компонентам (атмосферный воздух, поверхностные и подземные водотоки, земельные ресурсы, растительный и животный мир)Здесь же оценка исторической и культурной ценности территории и ее социально-экономического состояния

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС В К Р Закон КР «Об охране окружающей среды» Закон КР «Об экологической экспертизе» Закон КР «Об отходах производства и потребления» Закон КР «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» Закон КР «Общий технический регламент «Безопасность зданий и сооружений» Закон КР «О присоединении к Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»

З АКОН КР «Об экологической экспертизе» ст. 10 Наличие ОВОС в составе всех видов и стадий разработки проектной документации является обязательным и служит основой для принятия решения специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС Инструкция о порядке проведения оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС) в Кыргызской Республике (1997 г.) В настоящее время подготовлена новая редакция Инструкции по ОВОС, которая будет в ближайшее время принята. Руководство по ОВОС для государств – участников СНГ

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС При проведении трансграничной ОВОС: Руководящие принципы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Руководство по практическому применению принятой в Эспо Конвенции Руководство по субрегиональному сотрудничеству Руководство по практическому применению ОВОС в трансграничном контексте в странах Центральной Азии

Д ВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ООС М ежду Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики М ежду Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики сотрудничество в области проведения совместных экологических экспертиз для объектов имеющих потенциальное трансграничное воздействие;

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНСТРУКТИВНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОВОС Кодексы – Земельный, Лесной, Водный Все законы Кыргызской Республики, регламентирующие охрану и использование природных ресурсов Государственные стандарты, Технические условия, СНиПы, Правила технической безопасности и др.

ПОДЗАКОНЫЕ АКТЫ Стандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики от 18 января 2008 года 75-IV Инструкция о порядке проведения правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз проектов подзаконных актов Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года 319.

Политика Устойчивого развития и ОВОС в Кыргызстане ОВОС в ППУР В разделе по развитию горнорудного производства: Разработка и принятие нормативного документа о порядке проведения ОВОС объектов горнодобывающей отрасли в которой будут регламентированы права населения и общественности на участие в ОВОС В разделе по охране окружающей среды В рамках приоритета «Снижение экологических рисков и минимизация негативных последствий экономической деятельности» утвердить инструкцию о проведении ОВОС с учетом международных обязательств; утвердить инструкцию о порядке проведения государственной экологической экспертизы; усилить ответственность за соблюдение требований государственной экологической экспертизы.

ОВОС организуется и проводится при подготовке обоснований для следующих видов деятельности: концепций, программ и планов национального, территориального, отраслевого социально- экономического развития, нормативных правовых актов по организации и регулированию деятельности, связанной с природопользованием; градостроительной документации; ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОВОС (Закон КР «Об экологической экспертизе»)

строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов, оказывающих либо способных оказать воздействие на окружающую среду. Виды деятельности, подлежащие ОВОС приведены в Приложении к Закону «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике». ОВОС первых двух позиций перечисленных документов представляет собой стратегическую экологическую оценку и в полной мере в республике не проводится.

СПЕКТР ФОРМ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ По материалам Карпова А., Центр экспертиз «ЭКОМ»

Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара-Балта (1) Осенью 2009 г. в Кыргызской Республике в г. Кара-Балта, восточно- промышленная зона было начато строительство нефтеперерабатывающего завода компаниями «Чжунда», Чайна Петроль компании. Инициатор проекта шеньсинсийская корпорация «Дадэ». ОВОС был проведен по части объектов в 2010 году без участия общественности. Отсутствие информации вызвало недовольство местных жителей. В ответ на запросы жителей и депутатов Жайыльского районного кенеша в государственные органы была получена информация о серьезных нарушениях законодательства Кыргызской Республики со стороны инициаторов деятельности по строительству нефтеперерабатывающего завода. В 2010 г.территория строительства обнесена забором, начато строительство фундамента завода, практически перестроено здание бывшей «Сельхозхимии» под нефтехранилище.

Госагенство архитектуры и строительства постановило что строительство НПЗ ведется самовольно без разрешительных документов и передало дело в Чуйский межрайнный суд (от ) Компании Джунда выдано предписание от о приостановке строительства до получения всех разрешительных документов ( Административный кодекс (Статья 162. Уклонение от прохождения или невыполнение требований государственной экологической экспертизы) но это не повлияло на процесс строительства, строительство продолжалось Гос инспекция по надзору за пром. Безопасностью в ходе проверки выявида нарушения – строительно монтажные работы велись без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Строительство продолжалось вестись Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара- Балта (2)

По результатам обращения граждан были созданы Депутатская комиссии Выявлено нарушение прав граждан и экологического законодательства при строительстве нефтеперерабатываю щего завода в г. Кара-балта

Строительство завода г. Кара-Балта (4) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КР г.Бишкек, от 6 мая 2013 N167-р ГАООСЛХ совместно с Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности, Государственной инспекцией по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР : - в целях выявления предпочтений, определения всех аспектов возможного воздействия данной деятельности на окружающую среду, а также получения максимально объективной информации и учета общественного мнения в процессе оценки воздействия оказать содействие Компании в проведении консультаций с общественностью в течение 15 дней; - оказать консультационную помощь Компании в проведении оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС); - обеспечить организацию и проведение государственной экологической экспертизы и документации ОВОС в составе проектной документации Начался новый процесс организации ОВОС и согласования с общественностью

«Устойчивое развитие Иссык-Куля» проект АБР Проект предусматривает улучшение городской инфраструктуры, включающие в себе реабилитацию, замену, улучшение и расширение канализации и санитарии, переработку твердых отходов, городское водоснабжение в городах Балыкчи, Чолпон-Ата и Каракол. Реализующим ведомством является Иссык-Кульская областная администрация, а исполнительным ведомством - Министерство финансов Кыргызской Республики Стоимость 30,0 млн. долл. США из них виде гранта 13,5 млн. долл. США и кредит на льготных условиях 16,5 млн. долл. США

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (2) Согласно требованиям национального законодательства, в частности Законов «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», не допускается хозяйственная деятельность без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для всех объектов проекта (свалки и очистные сооружения) необходимо проведение государственной экологической экспертизы в отдельности; Влад Ушаков

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (3) Чего сделано не было и не нашло отражение в ОВОС: Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/ «Проектирование, строительство, реконструкция, и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест». для всех сооружений проекта необходимо разработать Планы устройства санатарино- защитных зон, а также соблюсти требования СанПина по минимальным площадям СЗЗ; Необходимо продумать систему комплексного озеленения вокруг свалок, дорог и очистных сооружений, где будут использованы сообщества и виды местных растений, способных осуществлять ризофильтрацию, то есть очищение почв и водных объектов от загрязняющих веществ, а так же способствовать сохранению местного биологического разнообразия; Таким образом, не были учтены нормы законодательства КР

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (4) Необходимо разработать План рекультивации существующих свалок, с определением альтернативных подходов и современных технологий; в ОВОС рассмотрены в основном структурнор- топологические альтернативы, но нет технологических альтернатив для разных объектов (например выбор места свалок – пример в г. Каракол в проекте свалка предлагается располагаться в 100м. от реки) Из материалов ОВОС «Участие общественности в Кыргызстане представляет ОО «Независимая экологическая экспертиза» (НПО НЭЭ), являющаяся инструментом для участия неправительственного сектора в процесс ГЭЭ.» - при этом не было проведено согласования с НПО НЭЭ по этому вопросу Плюс в том, что в рамках международных проектов ОВОС делается, однако существует несогласованность между международными требованиями банка по проведению ОВОС и требованиями национального законодательства

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации Проблемы понятийного аппарата, позволяющие толковать понятия, ситуации, проблемы, образы, события на усмотрение заказчика либо гос. органа : «экосистема», «рациональное природопользование», «наилучшие доступные технологии» На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение процедуры подготовки этих материалов Не смотря на законодательство экологические требования (ОВОС, ГЭЭ) часто игнорируются и не работают

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ В связи с законом об НПА и законом о техническом регулировании утратили силу СанПиНы, Инструкция об ОВОС, Инструкция об Экологической экспертизе и т.д.. Необходимо вернуть эти нормативные акты. Рассмотрение альтернатив в ОВОСах часто сводиться к формальности, реальные альтернативы не рассматриваются (ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения мест); При проведении ОВОС по процедурам банков часто игнорируются требования национального законодательства

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Нет различия между инициативами стратегического и проектного уровня (установлена единая процедура экологической оценки). В национальных законодательствах стратегические документы декларативно относят к объектам экологической экспертизы. Отсутствуют в законодательствах стран ясные и применимые на практике рекомендации или руководящие указания по проведению трансграничного ОВОС и СЭО. Создание нормативно-правовой, методической базы для проведения СЭО. Повышение информированности о СЭО. Подготовка и/или переподготовка национальных экспертов в области методологии проведения СЭО в рамках существующей экспертной базы.

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Несмотря на наличие законодательных требований о проведении экологических оценок планов, программ, разрабатываемых и принимаемых гос.органами, в КР отсутствуют НПА по проведению экологических оценок таких документов (механизмы проведения), в этой связи необходимо введение механизмов реализации законов Подготовка и/или переподготовка национальных экспертов в области методологии проведения СЭО в рамках существующей экспертной базы. Развитие международного сотрудничества в области проведения СЭО

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Участие общественности сводится к формальным процедурам, нарушаются сроки – слушанья проводятся когда основные решения уже приняты и т.д. Часто общественность вынуждена прибегать к протестным действиям, чтобы отстоять свои экологические права; Важно поощрение позитивных практик участия общественности в принятии экологически значимых решений со стороны государства и происходило накопление и трансляция опыта. Необходима разработка системы раннего предупреждения экологических рисков для населения, особенно в контексте развития горнодобывающей отрасли.

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Важно предусмотреть вопросы участия общественности в процессе принятия решения при разработке месторождений; Повысить эффективность информирования и участия общественности в экологической экспертизе и процедурах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС); Усилить контроль за соблюдением норм пользования водными объектами (санитарные, водоохранные зоны и др.); Усилить контроль за объектами производства токсичных материалов, с проведением регулярных контрольных замеров выбросов (в том числе пыли),а также сбором и захоронением отходов; Приведение в соответствие с требованиями охраны окружающей среды сельскохозяйственного и промышленного производств, коммунального хозяйства.

Спасибо за внимание!