Мягкова Наталья Александровна, к.п.н., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ФГБОУ ВПО «ОГПУ» ИПКиППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Advertisements

С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Системно-деятельностный подход в образовании: структура современного урока От цели – к результату… Битянова Марина Ростиславовна, специалист МЦКО, директор.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Разработала Нетылева И. В.
1 Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Системно-деятельностный подход Шмакова Марина Борисовна, учитель информатики и ИКТ МАОУ лицея 1 им. А.С. Пушкина г. Томска.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Системно - деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения.
Транксрипт:

Мягкова Наталья Александровна, к.п.н., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ФГБОУ ВПО «ОГПУ» ИПКиППРО

Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.Н. Скаткин М.Н. Скаткин

Мир стал другим… современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь в сети Facebook ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 млрд. новых источников информации в 2011 году общий мировой объем созданных человечеством данных составил более 1,8 зеттабайт (1,8 трлн. Гб) количество данных на планете будет, как минимум, удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года если сохранятся существующие темпы генерирования информации, то к 2020 году человечество накопит уже около 40 триллионов гигабайт, или 40 зетабайт (1 зетабайт - 36 млн. лет просмотра видео)

Мир стал другим… Какие профессии появились за последние 10 лет? тренд-вотчер (отслеживание появления новых тенденций среди потребителей) блоггер (размещение скрытой рекламы в собственном блоге наряду с личными записями) комьюнити-менеджер (инициация и поддержка дискуссии на нужные темы на форумах, в блогах; исследование мнения аудитории и ненавязчивое продвижение продуктов или услуг компании) оптимизатор сайта сommunication manager (специалист, отвечающий за переписку и документооборот компании на иностранном языке) консультант по стилю менеджер по благотворительности наномедики (нано-медицина) виртуальные профессии (виртуальный адвокат или психолог) бизнес-тренер

Мир стал другим… Какие профессии будут востребованы через 10 лет? Специалист по труднодобываемым запасам нефти Урбанист, специалист по развитию территорий Эксперт в сфере альтернативной энергетики Журналист-агрегатор Селекционер, специалист по генной инженерии растений GR-менеджер Сиделка, геронтолог Универсальный солдат Эксперт по абсорбции, национальным и религиозным конфликтам

«Я знаю, что ничего не знаю» Сократ «Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом» Даниил Данин

«Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к п проблемам образования, его развития и с совершенствования, поскольку уже сейчас р решается, каким будет новый век – п просвещенным или невежественным, г гуманным или агрессивным. В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача - воспитание образованной и ответственной личности, не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей» И. М. Ильинский Образовательная революция.

Цель образования в нашей стране: Постиндустриальная эпоха дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика). Эпоха глобализации (80-е гг. XX в.) развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества.

Проблемы России Стратегия 2020 Общественный Договор Новые технологии Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни

Основные документы, задающие ориентиры образовательной политики «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года» (2011 г.) «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011 г.) «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009 г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) «Программа развития образования до 2020 года» (2012) Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева 2620 р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012) («дорожная карта»)

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель образования «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

Цель школы Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ

Компетентности Свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития Условия для успешной социализации личности - Ключевые образовательная информационная коммуникативная социальная толерантность (терпимость к различным мнениям, непредубежденность к оценке людей и событий) - Специальные - Профессиональные

Основные ожидаемые результаты образовательного процесса Педагогически е задачи образования формирование предметных и универсальных способов действий развитие личности учащегося «формирование компетентности к обновлению компетенций» умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность развитие умения учиться формирование опорной системы знаний

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

Требования ФГОС к результатам освоения начальной общеобразовательной программы Личностные Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Метапредметные Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Предметные Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Целевая установка Изложение материала в учебниках Новое содержание программных требований к результатам обучения Дифференциация содержания Реализация достижений планируемых результатов Инновационные подходы в НОО Технология преподавания

Цель образования Общее развитие детей с разными возможностями Планируемые результаты освоения ООП Важнейшие дефиниции, характеризующие ФГОС второго поколения НОО Способ достижения цели образования

Иоганн Генрих Песталоцци Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Ян Амос Коменский Иоганн Фридрих Гербарт Константин Дмитриевич Ушинский Педагогики-основоположники научной педагогики и классно-урочной системы обучения

К.Д.Ушинский «... Урок начинается обыкновенно спрашиванием трех, четырех учеников, на что идет большая половина урочного времени, и причем другие ученики считают себя вправе оставаться совершенно невнимательными, пока дойдет их очередь отвечать... Один ученик решает задачу или читает, а другие 30 или 40 человек тратят попусту время и привыкают к самому гибельному, к самому вредному препровождению его. При таком методе счастливому ученику удается целую неделю, каждый день по шесть часов провести без мысли в голове, без занятий в руках, стараясь сохранить ту неподвижность тела и тот тупой и бессмысленно внимательный взгляд, который требует классная дисциплина»

Дж. Маклином. Пространство знаний и глобализация духа Урок на современном этапе должен «направить свой вектор не на воспроизводство общественного менталитета, ориентированного не на стабильность, а на формирование того типа культуры и цивилизации, которые предполагают формирование «личности, готовой к самоизменению, с установками, дающими возможность личности изменить самого себя и окружающие обстоятельства…»

Ключевые идеи современного урока

З + У методика З + У Развитие личности Традиционный подход Системно- деятельностный подход КТП по предметам ТКМ Проектная Проблемный диалог Французская мастерская МДО

Уметь общаться на родном языке Уметь общаться на иностранном языке Компетенции в области математики, науки и технологий Гражданские компетенции Ценностные компетенции Социальные компетенции Европейская система квалификации Предпринимательские компетенции Уметь учиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова Методологическая версия теории деятельности Л.Г. Петерсон Этапы формирования умственных действий П.Я. Гальперин Развивающая система обучения Л.В. Занкова

Этапы учебной деятельности: Постановки или принятие цели Планирование Выполнение действий Контроль и коррекция Оценивание результата Рефлексия Структура деятельностного урока:От цели – к результату

Построение урока: Традиционный подход Структура урока определяется учебно- предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем? Новая дидактика Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем изучаем?

Какие из перечисленных выше деятельностных технологий вам хорошо знакомы? 1. Технология критического мышления 2. Метод проблемного диалога 3. Метод диалога культур 4. Французская мастерская 5. Технология учебного проектирования 6. Технология учебного исследования 7. Технология междисциплинарного обучения

Какие из перечисленных методов Вам хорошо знакомы? 1. Карта понятий 2. Построение кластера/таблицы/ 3. Создание семантической карты 4. Моделирование 5. Мозговой штурм 6. Критериальное оценивание 7. Чтение с остановками 8. Создание авторского текста 9. Создание творческих продуктов 10. Групповая дискуссия 11. Ролевая/позиционная игра

Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока

Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

IV. «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма. ФГОС

V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться