ЕВРОПА СОБОРОВ 1.«Белое платье церквей». 2.Храм-крепость. 3.«Библия в камне». 4. Душа готики. 5.Центр жизни.. План: Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Ханкайского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура, скульптура и живопись.. 1.Архитектура. 2.Скульптура. 3.Живопись. ПЛАН УРОКА.
Advertisements

1. Романский стиль в архитектуре средневековья. 2. Готический стиль. 3. «Библия в камне».
Готическое искусство средневековья. Со второй половины XII в. в Западной Европе появляется архитектура нового стиля получившего название готического.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Тип романской базилики апсиды (алтарные выступы); 2 - фронтон (завершение фасада); 3 - восточные башни; 4 - западная.
Выполнила: Ученица 9-А класса Пличко Юлия. Готическая архитектура период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому.
П РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : « Западноевропейская культура XI-XV вв. (архитектура, литература, образование)»
В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, принимала укрепленный, крепостной характер. Строились массивные замки, монастыри, церкви из.
Романский стиль (от лат. romanus - римский) - самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХIII вв., проявившееся прежде всего в.
Готический стиль Урок ИЗО в 7-8 классах. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся.
Гаража Н.В.. С 11 в. в Западной Европе началось обширное храмовое строительство.Разбогатев- шая церковь начинает воз- водить величественные сооружения,
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII веков (в ряде стран также XIII в.). Старчёнков Ярослав 6 класс.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Романский и готический стили
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья. Презентация к уроку по МХК (10 класс).
Чистякова Н.В.. Я в храме. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Презентация к уроку мировой художественной культуры Презентация к уроку мировой художественной культуры.
Архитектура Византии 5–7 века.. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Нач.6 в.
Романский стиль художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XXII веках (в ряде.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль Прокофьева Мария Семенова Алёна.
Транксрипт:

ЕВРОПА СОБОРОВ 1.«Белое платье церквей». 2.Храм-крепость. 3.«Библия в камне». 4. Душа готики. 5.Центр жизни.. План: Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края высшая категория

«Белое платье церквей». «Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей». Этот прекрасный образ обновляющейся Европы создан не историками. Но он очень нравится им, потому что трудно найти слова лучше, чем эти. Первые десятилетия XI в., начало эпохи расцвета, зрелости средневековья, отмечены повсеместным строительством новых церквей в монастырях, епископских центрах, деревнях. По всей Европе утверждается общий архитектурный стиль. Его называют романским, чтобы подчеркнуть сходство многих строительных приемов, форм внешней и внутренней отделки зданий с древнеримскими постройками.

Храм-крепость. Романская церковь подобна замку. Те же массивные толстые стены, высокие сторожа-башни по углам, узкие окна, немного похожие на бойницы. Внутри храма сумрачно и прохладно. Света немного. Ряды толстых тяжелых колонн делят обширное пространство, как правило, на три корабля нефа. Стены и колонны держат на себе каменные полукруглые своды потолка. Полукружья арок и окон, апсиды с алтарем, где совершает священнодействия духовенство, главного входа портала создают ощущение замкнутости и вместе с тем защищенности. Оно усиливается от одного знания, что здесь же, в храме, под полом его алтарной части спрятано от чужих глаз тайное помещение крипта, где хоронят служителей церкви и хранятся самые главные ее святыни.

На архитектуре романской церкви сказалось влияние двух очень разных обстоятельств. С одной стороны, самые обычные требования строительной безопасности и долговечности. Возвести мощные каменные своды в то время можно было только при условии, что для них будут построены надежные опоры толстые стены с небольшими окнами. С другой стороны, романская церковь прекрасно отразила дух того сурового времени. Здесь находили убежище во время войн и набегов, скрывались преследуемые. Но не это главное. Храм в восприятии людей был домом Божьим. Бог незримо присутствовал в нем всегда: во время молитв, крещений, проповедей и т. д. Сюда приходили, чтобы получить надежду на спасение и укрепиться в вере. Простые, необразованные, не слишком чувствительные люди хотели видеть церков­ное здание мощным и величественным. Это доказыва­ло им могущество Бога.

От Бога они ждали защиты и силы. В их представлениях это могучий царь, властитель мира, торжествующий победу над врагами Бог-Вседержитель, крепко держащий в руках Вселенную. Именно таков Бог романских церквей, запечатленный в живописи фресок и камне скульптур. Верующий входил в храм через западный вход портал. Подняв голову, он оказывался свидетелем впечатляющей сцены Страшного суда: грозный Христос предавал адским мучениям души грешников, и ужасные слуги ада тащили их за собой; архангел Михаил взвешивал на весах добрые и дурные дела человека, черт же, схватившись за чашу с грехами, пытался склонить ее к земле. Скульптурные и живописные сцены, изображенные на стенах, сводах, колоннах церкви, рассказывали о сотворении Адама, изгнании из рая, рождении Христа, бегстве Богоматери с младенцем в Египет, апостолах, поцелуе Иуды. «Библия в камне».

Неестественно вытянутые, плоские, лишенные объема, но чрезвычайно выразительные фигуры производили сильнейшее впечатление на верующих. Этого и добивались творцы романских церквей. Наивная и грубоватая вера жаждавших спасения людей находила здесь опору. В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви. В нем жил дух стремящегося к безопасности и порядку общества.

Душа готики. Готика не изменила смысла и назначения собора. Это был дом Божий, место молитв, богослужений, свершения церковных таинств. «Библия в камне», он передавал верующим содержание Священного Писания. Люди все так же входили в собор через западные врата и созерцали ужасающие сцены Страшного суда. Как и прежде, собор оставался для них воплощением порядка. Церковь не уставала внушать, что только вместе с ней, подчиняясь ей, можно добиться спасения души. Она хотела владеть умами и сердцами приходящих в соборы христиан. Но что-то изменилось. Льющийся сверху свет напоминает о Боге. Он не тревожит, не страшит. Это свет милосердия и прощения. Поэтому так много изображений страдающего Христа, внушающих любовь и жалость. Повсюду и скульптуры Богоматери, заступницы за род человеческий.

В огромном соборе верующий не чувствует себя одиноким и подавленным. Он становится малой песчинкой единого дома Божьего. С витражей и пьедесталов на него смотрят человеческие лица: просветленные, гневные, загадочные, вдохновенные. Готический собор современник городов, боровшихся за свои вольности. В нем молились возвращавшиеся из Святой земли участники последних крестовых походов. Заходили сочувствующие еретикам горожане. У грандиозных порталов проповедовали нищенствующие монахи. В то время, когда возводились первые готические соборы, появились университеты, расцвела схоластика, писал свою «Сумму теологии» Фома Аквинский. Готическое искусство прославляло не только могущество церкви, но и заслуги праведников, силу и богатство городов. Оно было близко к жизни и чувствам людей.

Центр жизни. Но церкви были вместе с тем подлинным центром повседневного общения людей. После службы (а иногда и во время нее) болтали, сплетничали, обменивались новостями, обсуждали наряды соседок, ругали городские власти или тревожились о видах на урожай. Религиозная и обыденная жизнь тесно переплетались. Построить громадные готические соборы могли лишь крупные и богатые города. В деревнях, небольших городках стояли скромные церквушки или часовни. В них приходили, чтобы исполнить то, что предписывал долг верующего.

1.Какие особенности характерны для романского стиля? Почему он так называется? 2.Опишите внешний и внутренний вид готических соборов. 3.Как вы понимаете выражение: «Библия в камне»? 4.Почему строительство собора в городе было делом чести и предметом гордости его жителей? 5.О каких изменениях в настроениях и чувствах людей можно рассказать, сравнивая романский и готический соборы? ?