По курсу «Международный терроризм как угроза в современных международных отношениях» Подготовила: студентка 3 курса МО Орамбаева А. Алматы, 2012
Закон Кыргызской Республики О противодействии терроризму от 8 ноября 2006 года Профилактика терроризма, минимизация последствий терроризма Государству требуется обновление и систематизация законодательства
Исламское движение Узбекистана (ИДУ) "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Исламская партия освобождения)
1. Подпольная работа. Подбор, подпольное обучение и вербовка молодых людей в ряды "Хизбут-Тахрир". Подпольное внедрение в структуры власти; 2. Заявить открыто о себе. Распространение листовок, организация митингов, шествий, публичных призывов и др. 3. Захват власти путем организации переворота, свержение конституционного строя. Построение "халифата" на основе "шариата".
В 1997 году взрыв микроавтобуса в г. Ош, погибло 7 человек. В годах захват поселков Зардалы, Коргон, Палал-Ооз, Раут, Ходжаачкан, Жылуу-Суу, Щуткан Баткенской области. Погибло 60 человек. В 2002 году взрывы на рынке «Оберон» и убийство консула Китая в Бишкеке. В и годах террористические вылазки в Ошской, Жалал- Абадской и Баткенской областях, погибли сотрудники «Альфы» ноября 2010 года в Оше прогремели взрывы, погибло 3 и ранено 20 человек. 8 октября 2011 года в Оше осуществлен захват заложников, напичканный идеями «Ваххабизма» террорист был ликвидирован.
государственный уровень – упор на южный регион локальный уровень – упор на пресечение пропаганды региональный уровень – двусторонние и многосторонние соглашения международный уровень – Кыргызстан как одно из государств будущего «Халифата» - цель террористов
Силовые структуры Киргизии Совет безопасности Отдел по обороне и делам правоохранительных органов аппарата премьер-министра Служба государственной охраны Cлужба национальной безопасности (СНБ) Министерство внутренних дел Министерство обороны Генеральная прокуратура Военная прокуратура
Проявляется в конкретном предотвращении террористических актов, но не в предупреждении угроз Слабый контроль за пропагандой
в 2005 году, когда Кыргызстан присоединился к ФАТФ, в стране была создана Государственная служба финансовой разведки (ГСФР) АТЦ предложил на рассмотрение Жогорку Кенеша законопроект об ужесточении ответственности за терроризм и религиозный экстремизм + применять наказания к лицам, распространяющим, пересылающим, транспортирующим и приобретающим религиозно-экстремистскую литературу повсеместно вводятся системы видеонаблюдения в местах большого скопления людей
либеральное религиозное законодательство по официальному каналу в исламские учебные заведения выехало около 290 человек, однако, по оперативным данным, только в Пакистане обучается более 300 человек за 9 месяцев выявлено более 50 фактов распространения религиозной литературы экстремистской направленности, изъято более 20 тысяч листовок и около 800 книг, брошюр, видео- и аудио кассет экстремистского содержания. Обнаружено и закрыто 3 нелегальных печатных точек, которые занимались выпуском литературы в гг.Бишкек, Ош и Джалал- Абад изобилие такого количества банков в Кыргызстане на начало третьего тысячелетия (примерно банка) было предопределено статусом «транзитной страны», через которую переводились многомиллионные суммы «грязных денег» внутриполитическая шаткость и переменная нестабильность
Закон Республики Казахстан от «О борьбе с терроризмом» Определения понятий «терроризм», «террористическая деятельность», «международная террористическая деятельность», «террористическая акция», «акт терроризма», «террористическая организация», «террорист» и т.д.
+ Предупреждение терроризма Учет ТО Контроль за деятельностью по борьбе с терроризмом - Много общих положений, мало конкретных указаний
утрата объектов духовно-нравственного, исторического и культурного наследия обострение социальной и политической обстановки, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя терроризм, экстремизм и сепаратизм в любых их формах и проявлениях разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств
Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных привести к: 1) нарушению единства народа Казахстана и ухудшению состояния межэтнических и межконфессиональных отношений; 2) нарушению общественного согласия; 3) незаконному вмешательству общественных и религиозных объединений в дела государства и государства в дела общественных и религиозных объединений; 4) росту преступности и правонарушений; 5) снижению уровня и качества образования и медицинского обеспечения; 6) утрате объектов историко-культурного наследия; 7) необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина.
I. На основании решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года 1. «Аль-Каида» 2. «Исламское движение Восточного Туркестана» 3. «Исламское движение Узбекистана» 4. «Курдский Народный конгресс» («Конгра-Гел») II. Согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года 1. «Асбат аль-Ансар» 2. «Братья-мусульмане» 3. Движение «Талибан» 4. «Боз гурд» 5. «Жамаат моджахедов Центральной Азии» 6. «Лашкар-е-Тайба» 7. «Общество социальных реформ» III. По решению суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года 1. «АУМ Синрикё» 2. «Организация освобождения Восточного Туркестана» IV. Решением суда г.Астаны от 5 марта 2008 года 1. «Исламская партия Туркестана». Наряду с этим в Казахстане признана экстремистской и запрещена деятельность зарубежной организации «Хизб-ут-Тахрир» (решение суда г.Астаны от 28 марта 2005 года).
«Солдаты халифата» (Джунд аль-Халифат) «Лашкаре Тваиба Казахстан» «Организация освобождения Восточного Туркестана» «Исламская партия Туркестана» («Туркестанский жамагат») «Боз гурд» («Серые волки») «Братья-мусульмане»
генеральная прокуратура РК подтвердила причастность экстремистского движения Солдаты халифата к взрывам в Атырау является подразделением Исламского движения Туркестана (бывшее Исламское движение Узбекистана) страна происхождения - Узбекстан
экстремистское подполье, заинтересованное в вербовке граждан Казахстана и их отправке на подготовку в третьи страны заявлено о расширении масштабов своего влияния в Центрально-Азиатском и Северо- Кавказском регионах и на мусульманские анклавы в других государствах страна происхождения - Пакистан
Дагестанский Чеченский Иракский Латиноамериканский
Метод - Убийства сотрудников силовых органов и чиновников Цель - Парализация государственного аппарата Готовность спецслужб - Нулевая. Большинство чиновников и силовиков не скрываются, не умеют пользоваться оружием и не имеют охраны
Методы - Взрывы жилых домов. Нападения и взятие в заложники общественных зданий и находящихся там Цели – Паника среди населения Готовность спецслужб– Нулевая. Системы безопасности на местах нет
Методы – Террорист-смертник на машине, взрывающий административные здания и иностранные посольства, а также представительства иностранных компаний Цели – Парализация государственного аппарата, запугивание инвесторов, международный скандал Готовность спецслужб - Средняя. Хотя имеется охрана, большинство зданий не готово отразить атаку смертника на машине, тем более смертника-посетителя
Методы – Похищение и убийства детей известных политиков и бизнесменов. Массовые убийства населения Цели – Точечное давление на элиту. Паника среди населения Готовность спецслужб – Нулевая. Большинство детей не имеет охраны, как и их дома
Переход к дагестанскому типу терроризма Улучшение связей с Северным Кавказом и Пакистаном, в данном случае идеологическая и учебная поддержка Поиск новых источников финансирования Возникновение легального крыла Расширение сети ячеек Взятие под контроль пенитенциарных учреждений Спецслужбы СНГ отмечают новую тенденцию в действиях террористов - переход на ведение диверсионных войн, в том числе и на объектах транспорта
государственный уровень – упор на совершенствование законодательства, среди регионов – Западный и Южный Казахстан локальный уровень – упор на усиление охраны региональный уровень – двусторонние и многосторонние соглашения, сотрудничество в рамках АТЦ, ШОС, ОДКБ международный уровень – поддержка Казахстаном контртеррористической стратегии ООн
Первый Саммит СВМДА, в котором приняли участие шестнадцать государств-членов и десять стран и организаций – наблюдателей, состоялся 4 июня 2002 года в Алматы. Вторым документом, принятым на Саммите СВМДА, была Декларация обустранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями. В этом всеобъемлющем документе государства-члены осудили все формы и проявления терроризма и подтвердили свою приверженность борьбе против терроризма и укреплению двустороннего, регионального и международного сотрудничества, необходимого для противостояния этой угрозе в соответствии с Уставом ООН.
В Кооперативном подходе к осуществлению мер доверия СВМДА государства-члены определили следующие приоритеты сотрудничества в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами: 1. Обмен информацией между государствами-членами о мерах по борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также предотвращение деятельности сепаратистских, экстремистских организаций и тесно связанных с ними преступных группировок. 2. Обмен информацией по мерам, предпринимаемым государствами-членами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой и торговлей людьми, нелегальной миграцией, отмыванием денег, трансграничной организованной преступностью, незаконной торговлей легким и стрелковым вооружением, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), а также контрабандой взрывчатых и отравляющих веществ.
3. Обмен информацией, содействие в установлении и укреплении сотрудничества между компетентными органами государств-членов СВМДА в области борьбы с экономическими и компьютерными преступлениями. 4. и обмен информацией пПоощрение сотрудничества правоохранительных органов о правовым, судебным и уголовным вопросам. 5. Обмен опытом и укрепление сотрудничества в преодолении новых видов инфекционных заболеваний и эпидемий.
Государственными органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются: 1) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан; 2) Министерство внутренних дел Республики Казахстан; 3) Служба охраны Президента Республики Казахстан; 4) Министерство обороны Республики Казахстан.
За шесть месяцев 2011 года в Казахстане было возбуждено 14 уголовных дел по признакам преступлений экстремистского характера Резонансные: Самоподрыв Р. Макатова у здания департамента Комитета национальной безопасности в Актобе (17 мая 2011 года). Взрыв автомобиля в двумя людьми у здания изолятора временного содержания департамента Комитета национальной безопасности в Астане (24 мая 2011 года). Спецоперация в районе поселков Шубарши и Кенкияк (июль 2011 года). В целом на обеспечение национальной безопасности в 2012 году для Министерства внутренних дел предусмотрено 24,8 млрд. тенге, из них на борьбу с религиозным экстремизмом – 12,9 млрд. тенге – более 52%.
Нет политической воли на силовую работу по всем ячейкам Упор на политический сыск и борьбу с христианскими церквями и нетрадиционными учениями Нет уверенности в поддержке руководства страны в силу псевдосоциальной популистской политики Слабая техническая оснащенность и кадровый состав Слабая структурированность террористического подполья, в силу чего большая часть должна приходиться на превентивные меры Отсутствие институциональных мер в виде российского режима КТО Упущение момента, когда в стране выросло свое поколение террористов Угроза проникновения экстремистских идей в структуры государственной власти и внутри политической элиты страны
Новый законопроект, привносящий качественные изменения в контртеррористическую систему Казахстана Обязанность СМИ содействовать в борьбе с терроризмом(?) Высокая степень вовлеченности в региональные объединения и процессы связанные с ними, а также активное участие в учениях Осознание реальности существования угрозы терроризма в Казахстане: в политических кругах, в силовых структурах, в СМИ(?) КНБ создают региональные антитеррористические комиссии, оперативные штабы В ходе борьбы с терроризмом будет использоваться международный опыт Великобритании, Турции, США и Израиля
Неосознанность обществом угрозы терроризма «Welcome. Berkeley is a crime watch community. We immediately report all suspicious activity to our police department»
Силовые структуры рассматриваются в качестве исключительных субъектов противодействия экстремизму, терроризму не учитываются социальные аспекты явлений, интерпретируемых как экстремистские, а также методов и субъектов им противостоящих; создается ситуация неадекватного давления на силовые структуры, происходит политизация их деятельности.
Как победить терроризм в странах ЦА, в частности Кыргызстане и Казахстане? Политическая воля власти Демонстрация светского характера государства Сосредоточение на борьбе с ваххабитами как основной целью Пассивные меры безопасности Изменение законодательства для облегчения антитеррористической деятельности
Антитеррористический центр государств-участников СНГ// (был доступен 20 ноября 2012) Сайт спецслужб// (был доступен 20 ноября 2012) М. М. Шибутов. Терроризм в Казахстане – прошлое, настоящее и будущее. Публичная лекция КИПР. – Алматы. – Р. Р. Бурнашев. Готовность государства и общества к вызовам экстремизма. Презентация КИПР. – Алматы. – Информационный портал Казахстана.
Алматы, 2012