Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Футуризм в русской литературе СЛОВО «ФУТУРИЗМ» ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «FUTURUM», ОЗНАЧАЮЩЕГО БУДУЩЕЕ. ТАК НАЗЫВАЕТСЯ АВАНГАРДИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Advertisements

Брусинская Людмила Владимировна. Н АШИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : 1. Углубить свои знания о литературном направлении – футуризме 2. Познакомиться с ярким представителем.
ФУТУРИЗМ Поэтическое течение ФУТУРИЗМЧто же такое футуризм? Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное в Италии и России. Футуристы.
Поэзия Серебряного века. Футуризм (Литература -11 класс) Автор – учитель русского языка и литературы Гончарова О.П.
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное.
Ф У Т У Р И З М Презентация к уроку литературы в 11 классе.
Внешний вид Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества. Самым главным для них был жёлтый цвет. Они так же раскрашивали лица, а в.
Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. В. Маяковский Выполнил: Синчинов Роман 11-А класс. Проверил: Похилько Виктор.
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum будущее). Футуризм – (от лат. futurum будущее), авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно.
«Пощечина общественному вкусу» Что такие футуризм??? Основные признаки Футуризма. Представители.
Учитель Лебедева Евгения Игоревна. Хлебников Велимир ( Виктор Владимирович) – поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье ученого-естественника,
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
ФУТУРИЗМ Поэтическое течение ФУТУРИЗМ Определение течения в литературе, место зарождения, эстетика футуризма, основные принципы футуризма, представители.
Интертекстуальные особенности стихотворений В.Хлебникова (обучение лингвистическому анализу стихотворения)
Владимир Владимирович Маяковский и футуризм Футуризм – это …
Футуризм ( лат. будущее) – авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Русский футуризм. Манифесты футуристов Проблемный вопрос: Футуристы – эпатирующая молодёжь Создатели нового искусства.
Русский футуризм. Манифесты футуристов Проблемный вопрос: Футуристы – эпатирующая молодёжь Создатели нового искусства.
Футуризм «М ы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно…»
Транксрипт:

Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

Футури́зм (лат. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России Основателем футуризма был итальянец Маринетти. Футуризм провозгласил полный разрыв с традиционной культурой, утверждал эстетику города с её динамикой и безличностью, стремился передать сознание человека толпы и мгновенную смену чувств и переживаний. При всей связи с итальянским футуризмом русский футуризм возник как самобытное художественное движение. Он выразил ощущение кризиса перед мировой войной и революцией. Русские футуристы имели четыре основные группы: кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский); эгофутуристы (Игорь-Северянин); «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев); «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка»; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа. Основные черты футуризма:

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк основал в своём имении колонии футуристов «Гилея». Владимир Давидович Бурлюк, Харьков 1917, художник. Брат Д. и Н. Бурлюков Давид Давидович Бурлюк

Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия такую цель ставили перед собой футуристы.

Д. Бурлюк Утро Я видел девы пленные уста К ним розовым она свою свирель прижала И где-то арок стройного моста От тучи к туче тень бежала Под мыльной пеной нежилась спина А по воде дрожали звуки вёсел И кто-то вниз из горнего горна Каких-то смол пахучих капли бросил.

Весной 1912 г. произошло сближение Маяковского с Бурлюком. Складывается и начинает активно о себе заявлять группа единомышленников, провозгласивших новое направление в искусстве – футуризм

В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (декабрь 1912 года) призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».

Велимир Хлебников ( ) Сформулировал 4 права поэтов: 1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произволь ными и производными словами (Слово новшество). 2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

На одном из поэтических вечеров поэт так определил красоту: «Это живая жизнь городской массы, это улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках». Для него существует только один пейзаж городской. В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: «Порт», «Уличное», «Вывескам», «Театры», «Адище города». При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: «Улица провалилась, как нос сифилитика» или: «А с неба смотрела какая- то дрянь». А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж:

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это Бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе.

Демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. Он пишет: А за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и «дряблым». Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне это ли не вызов всей предшествующей поэзии?

А вы смогли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Маяковский по возрасту был младше своих ближайших друзей – футуристов: Бурлюков, Хлебников, Каменского, Крученых. Но он уже вскоре стал признанным лидером группы Портрет В.В.Маяковского из сборника «Я!» работы Л.Ф.Шехтеля Поэт использует футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Из улицы в улицу У- лица. Лица у догов годов рез­- че. Че­- рез железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы.

Поэзию Маяковского можно описать как словесную живопись, стихи его читаются как кубизм в искусстве. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили серию иллюстрированных брошюр.

Обложку сборника, напечатанного на грубой бумаге, делал сам Маяковский. Как вспоминал впоследствии Шехтель, на обложке «весьма декоративно расположены какое- то черное пятно и надпись: В.Маяковский. Я!». Это пятно, которое «можно признать просто за растекшуюся чернильную кляксу, имеет в основе реальный прообраз: это галстук­бабочка, который тогда носил Маяковский. На фотографиях, сохранившихся от того времени, галстук этот запечатлен»

В 1913 году футурист Крученых писал: "Футуризм в живописи использует части плоскости - диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации". У меня изумрудно неприличен каждый кусок Костюм покроя шокинг во рту раскаленная клеем облатка и в глазах никакого порядка... Публика выходит через отпадающий рот а мысли сыро-хромающие совсем наоборот! Я В ЗЕРКАЛЕ НЕ ОТРАЖАЮСЬ!

Портрет Алексея Крученых работы Михаила Ларионова *** Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз ***

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо

В.Хлебников «Доски Судьбы». «А» в кубе. кубический палиндром

ВОЕННЫЙ ВЫЗОВ ЗАУ Уу - а - ме - гон - э - бью! Ом - чу - гвут - он За - бью!.. Гва - гва... уге - пругу... па - у... - Та - бу - э - шит!!! Бэг - уун - а - ыз Миз - ку - а - бун - о - куз. СА - ССАКУУИ!!! ЗАРЬЯ!!! КАЧРЮК!!! ***

Поэт-футурист Велимир Хлебников. Кузнечик. Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!

В. Хлебников. Портрет работы Владимира Бурлюка 1913 г. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Я Излучистая Лучистая Чистая Истая Стая Тая Ая Я 1914 Сборник "Танго с коровами" 1914

Портрет поэта-футуриста Василия Каменского. Д. Бурлюк Весело. Вольно. И молодо. Все Мир Новый рожаем. С солнца червонное золото Падает урожаем. Звеним. Торжествуем.Беспечны. Будто дети великие дети, У которых сердца человечны, А глаза на весеннем расцвете. Станем жить. Создавать. Вспоминая Эту песню мою бирюзовую В дни чудесного волжского мая Долю Разина быль понизовую. Между 1914 и 1918

Ветрогон, сумасброд, летатель, создаватель весенних бурь, мыслей взбудораженных ваятель, гонящий лазурь! Слушай, ты, безумный искатель, мчись, несись, проносись нескованный опьянитель бурь Елена Гуро

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) 1916 г. Эгофутуризм Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин, Случай Судьбою нашей правит Случай, И у него такая стать, Что вдруг пролившеюся тучей Он может насмерть захлестать. Но он же может дать такое Блаженство каждому из нас, Что пожалеешь всей душою О жизни, данной только раз!

ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто, Фокстрот, кинематограф и лото Вот, вот куда людская мчится стая! А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам Он шлет в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над вечно первенствующей планетой... Он в каждой песне, им от сердца спетой,- Иронизирующее дитя.

ПОЭЗА "VILLA MON REPOS" Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи, Мясо наелось рыбы и налилось вином. И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером. Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу. И сотворяло мясо по прописям земным. Мясо болело, гнило и превращалось в массу Смрадного разложенья, свойственного мясным. Игорь Северянин

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев, 1843 г.

«Мезонин поэзии» Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич. «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

Господи! За упоминанье Имени Твоего Не осуди мою душу. Каждый час (я ведь только странник!) Слышу горькое торжество И вижу, как храм Твой рушится. Каждый час укол и удар, Вздрагивает ничтожное сердце. И вижу будущее: мерзок и стар, Разменивая на гадости Божий дар, Буду у чужого костра Телом, покрытым пупырышками, греться Рюрик ИВНЕВ (1891, Тифлис – 1981, Москва)

Вадим Шершеневич. Поэт, драмаург ВЫВОДОК ОБИД Круги всё уже, всё короче Вычерчивает в синеве Твой ястреб страшных безразличий Над кроткой горлицей любви. Напрасно биться и бороться, Себя любимым возомня, И в чаще страсти не укрыться От клюва равнодуший мне. Вниз кинешься ты комом жутко, И комья к горлу подойдут. Лишь память квохчет, как наседка, Скликая выводок обид. 7 июля 1923

M.S. Если б знали, сколько муки скрыто В смехе радостном моем! Как мертвец, ползу из-под плиты. Как мертвец, я в саване ночном. Я не смею быть самим собою, А другим не в силах, не хочу! Покрываясь мглой ночною, Улыбаюсь я лучу. Если б знали, сколько муки скрыто В светлой маске моего лица! Тяжко давят мраморные плиты, И моя любовь - лишь греза мертвеца. Умоляю: за улыбку не вините, Отряхните все, что не было земным! Если можете - поймите: Тяжело быть не собой самим Вадим Шершеневич

Считалось, что Георгий Иванов в совершенстве владеет стихотворной формой, а содержание ускользает. Стихи объявлялись бессодержательными, поскольку жизнь казалась лишенной страданий пищи поэзии. Петербургская косточка, он никого не пускал в свой внутренний мир, всегда выглядел благополучным, тотальная ирония создавала барьер. Репутация безжалостного острослова сыграла свою роль. Его мемуарная проза «Петербургские зимы» и «Китайские тени» не понята и не принята. Последовали обиды и ссоры. Ахматова не пожелала и слышать о нем больше. Георгий Иванов Было все - и тюрьма, и сума, В обладании полном ума, В обладании полном таланта, С распроклятой судьбой эмигранта Умираю...

А люди? Ну на что мне люди? Идет мужик, ведет быка. Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока. Природа? Вот она природа - То дождь и холод, то жара. Тоска в любое время года, Как дребезжанье комара. Конечно, есть и развлеченья: Страх бедности, любви мученья, Искусства сладкий леденец, Самоубийство, наконец. Г. Иванов

Портной обновочку утюжит, Сопит портной, шипит утюг, И брюки выглядят не хуже Любых обыкновенных брюк. А между тем они из воска, Из музыки, из лебеды, На синем белая полоска - Граница счастья и беды. Из бездны протянулись руки... В одной цветы, в другой кинжал. Вскочил портной, спасая брюки, Но никуда не убежал. Торчит кинжал в боку портного, Белеют розы на груди. В сияньи брюки Иванова Летят и - вечность впереди... Г. Иванов

Мелодия становится цветком, Он распускается и осыпается, Он делается ветром и песком, Летящим на огонь весенним мотыльком, Ветвями ивы в воду опускается... Проходит тысяча мгновенных лет И перевоплощается мелодия В тяжелый взгляд, в сиянье эполет, В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие" В корнета гвардии - о, почему бы нет?.. Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу. - Как далеко до завтрашнего дня!.. И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня. Г. Иванов

Я научился понемногу Шагать со всеми - рядом, в ногу. По пустякам не волноваться И правилам повиноваться. Встают - встаю. Садятся - сяду. Стозначный помню номер свой. Лояльно благодарен Аду За звездный кров над головой. Г. Иванов

Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно... Какие печальные лица И как это было давно. Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны - Наследник, императрица, Четыре великих княжны... Г. Иванов

Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. Хорошо - что никого, Хорошо - что ничего, Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать. Г. Иванов

«Центрифуга» Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика». Основные участники группы Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак. Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции. Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

9 ноября февраля 1971, родился и умер в Москве. Русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма, популяризатор науки Серге́й Па́влович Бобро́в Неуверение Простота необыкновенности, Степь просто. Как сила жалости, Как утес морей. И бьющееся вперед Кто приневолит, Когда из боли щедрот Неба лед расколет. Кинься, кинься под черный день Под валы его перепонок. В глазах: день и тень, А в черни их незнакомый ребенок. 1913

Там, в садах лазури холодной, Звенят, улетая, стрижи. Ты о скорби нашей свободной Расскажи. Нас осыпали пурпуром клены, Мы одни. Как далекие смутные звоны Наши тихие, бедные дни. Там зеленые тянутся тучки Над закатным огнем, Над сгорающим днем. Протяни мне холодные ручки, Мы теперь отдохнем. Там устали безмолвные тучки, Отдохнем. Осень, Петровский парк, у дворца. С. Бобров Осенние печали Н. Н. Асееву.

О вольноотпущенница, если вспомнится, О, если забудется, пленница лет. По мнению многих, душа и паломница, По-моему, тень без особых примет. О, в камне стиха, даже если ты канула, Утопленница, даже если в пыли, Ты бьешься, как билась княжна Тараканова, Когда февралем залило равелин. О, внедренная! Хлопоча об амнистии, Кляня времена, как клянут сторожей, Стучатся опавшие годы, как листья, В садовую изгородь календарей Душа Б. Пастернак Творчество Б. Пастернака этого периода развивалось в русле русского футуризма, однако позиция членов «Центрифуги», в том числе и Б. Пастернака, отличалась относительной самостоятельностью и независимостью от поэтических норм.

Не как люди, не еженедельно, Не всегда, в столетье раза два Я молил тебя: членораздельно Повтори творящие слова. И тебе ж невыносимы смеси Откровений и людских неволь. Как же хочешь ты, чтоб я был весел, С чем бы стал ты есть земную соль? 1915 В ранней лирике Б. Пастернака обозначались темы его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, устремленность лирического героя к мирам, его сосуществование с садами, бурями, соловьями, капелью, Уралом - со всем, что есть на свете: Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Тулумбасы, бей, бей, запороги, гей, гей! Запороги-вороги головы не дороги. Доломаны быстрь, быстрь, похолоним Истрь, Истрь! Харалужье паново переметим наново! Чубовье раскрутим, разовьем хоругвь путем, а тугую сутемь раньше света разметем! То ли не утеха ли, соловейко-солоду, то ли не порада ли, соловейко-солоду! По грудям их ехали по живому золоту, ехали, не падали по глухому золоту! Соловее, вей, вей, запороги, гей, гей! Запороги-вороги головы не дороги. Н. Асеев 1914 Звенчаль

Наигрыш От Грайворона до Звенигорода эта песня была переигрывана. В ней от доньего дня до поволжьина крики «стронь-старина» в струны вложены. Всё, что было твердынь приуральных, все лежат, как скирды, пробуравлены. Изломи стан, гора, хребет Яблоновый, утекай, Ангара, от награбленного! Ветер, жги, ветер, рви, ветер, мни-уминай, разбирай семена, раздирай имена, раскромсай, разбросай города в города, вей, рей, пролетай, свою жизнь коротай! 1922 Н. Асеев.

Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось Исчезновение с установлением в России советской власти.

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов- футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Бирюков С. Е. Поэзия русского авангарда. М., 2001 Википедия Поляков В. Книги русского кубофутуризма. – М.: Гилея, – 300 с. Русский кубофутуризм. СПб., 2002 Сарабьянов Д. Кубофутуризм: Термин и реальность. Искусствознание С Сахно И. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. СПб., 1997