Информационная грамотность и чтение Гофман Галина Владимировна Зав. библиотекой МБОУ « СОШ 3» г. Тарко - Сале.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Advertisements

Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
И НФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ грамотность чтения информационных текстов грамотность чтения художественных текстов.
Подготовила : Ятова Е. Г. Учитель физики МБОУ СОШ 68.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Информационная культура как способ вхождения в информационное общество.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Информатизация образования – путь к более эффективному выполнению социального образовательного заказа» Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Готовность к инновационной деятельности - это совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности.
Библиотека МОУ «Гимназия 74» Библиотека МОУ «Гимназия 74» г. Барнаул 2009г.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Искателей» Тарасенко Н.Н. «Создание развития среды исследовательских компетенций обучающихся в системе начального.
Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Транксрипт:

Информационная грамотность и чтение Гофман Галина Владимировна Зав. библиотекой МБОУ « СОШ 3» г. Тарко - Сале

Говорить о роли чтения в жизни подрастающего поколения, все равно, что цитировать таблицу умножения. «Функции чтения… полностью определяют литературу. Одна из важнейших – избавить от необходимости думать. То, что мы называем «рассеяться». Читать – не думать. Существует, однако чтение, которое думать заставляет. От произведений, которые мы создаем, можно требовать лишь одного… чтобы они чему – либо нас научили» Поль Валери

В сегодняшнем мире, когда научно – технический прогресс неумолимо несет человечество вперед, информация и знания становятся основой экономики, интеллектуальное развитие и культура личности приобретают стратегическое значение, понятие грамотного человека постоянно расширяется, включая в себя все новые составляющие. По –прежнему главным связующим звеном между человеком и знаниями остается чтение, которое становится ключом к веку информации. Социологами и психологами доказано, что именно чтение формирует социально ориентированную, духовно зрелую, образованную личность, поэтому для того, чтобы достичь мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве государству нужны читающие и думающие люди.

Приобретение литературного опыта; получение информации; подготовка задания.

образовательная информационнаяэстетическая развивающая воспитательная социализирующая терапевтическая Досугово - развлекательная

Сегодня говорят о том, что функции чтения изменились. Нет, функции остались прежними, они просто поменялись местами. Изменилась структура, приоритеты чтения. Это объективно, потому, что изменился мир. И сегодня на первое место вышло «деловое» чтение, чтение с целью получения информации.

«совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности». (Библиотечная энциклопедия) Культура чтения предполагает серьезное отношение к чтению, когда читатель видит в книге познания мира и стремится извлечь из чтения пользу, т. е. использует книгу не для легкого времяпровождения, а для самообразования, развития, для организации и совершенствования своего труда.

целеустремленность разносторонность систематичность плановость

Читатель – мастер должен владеть следующими компетенциями: -познавательными; -проектировочными; -конструктивными; -коммуникативными; -организаторскими. Следовательно, культура чтения – это знания, умения, навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения.

Сегодня существует проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. У нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

информация видео текстовая графическая звуковая числовая 1,2,3,4…

Понятная Актуальная Полная Достоверная Полезная

Информационная грамотность – это универсальная характеристика степени владения личностью совокупностью знаний, умений, навыков информационно – поисковой деятельности, позволяющими ей вести полноценную жизнь в обществе, являться составной частью навыков непрерывного образования и является показателем образованности человека.

Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся. Решение проблем видится: -в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы; -во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией; -в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей); -в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.

- Уровень исполнительской компетенции; -Уровень технологической компетенции; -Уровень экспертной компетенции; -Уровень аналитико – синтезирующей компетенции.

Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно); Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно); Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание); Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов; Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.

Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность; Знание информационных ресурсов; Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ; Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт; Время и продуктивность информационной деятельности.

Осознание информационной потребности Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения) Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.

1.Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности) 2.Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников) 3.Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов) 4.Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов) 5.Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов) 6.Что следует записать? (фиксация и сортировка информации) 7.Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка) 8.Как ее представить? (представление, коммуникация) 9.Каков результат? (оценка)

В «Примерных программах начального общего образования Стандартов нового поколения» большое внимание уделяется формированию информационной грамотности в начальной школе. Определены умения, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы в результате освоения общих навыков работы с информацией: -Оценивать потребность в дополнительной информации; -Определять возможные источники информации и способы ее поиска; -Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.

Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

- Школьная библиотека собирает, хранит и распространяет информацию, она является ее естественным источником для учащихся; -Школьная библиотека обеспечивает модель информационного окружения, в котором учащиеся работают и живут; -Исторически школьная библиотека реализует образовательную функцию через обучение использованию библиотечных инструментов в работе с традиционными носителями информации; -Школьный библиотекарь теоретически является ведущим информационным специалистом в школьном образовательном пространстве.

1.Обеспечивает учебный процесс информацией и материалами; 2.Предоставляет доступ к информационным ресурсам для удовлетворения познавательной активности школьников; 3.Формирует у учащихся навыки поиска и использования информации; 4.Развивает и поощряет привычки к чтению, потребность пользования библиотекой в течении всей жизни; 5.Организует мероприятия, воспитывающие культурное, социальное, гражданско – патриотическое самосознание учащихся; 6.Организует деятельность, способствующую развитию творческого потенциала детей и юношества, самовыражению их интересов.

Уроки библиотечно – библиографической грамотности Уроки информационной культуры Беседы, обзоры Громкие чтения, обсуждения книг Урок - утренник Проектная деятельность Литературные гостиные Экскурсии, игры, викторины

1 класс. «Библиотека – дом, где хранится информация». «Первое посещение библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой.» 2 класс. «Структура книги.» «Путешествие каталожной карточки» 3 класс. «Выбор книг в библиотеке.» «Сую свой нос в любой вопрос.» 4 класс. «Книга и ее создатели» «От папируса до компьютера»

5 класс. «Формирование культуры чтения» «Справочная и научно – познавательная литература.» 6 класс. «Какой я читатель?» «Методы работы с информацией» 7 класс. «Русской речи государь по прозванию Словарь.» «СБА библиотеки.» 8 класс. «Особенности поиска информации в Интернете» «Особенности различных типов и видов информационных ресурсов.» 9 класс. «Методы работы с информацией»

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.

Использованные источники: 1.Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б.Антипова. - М.:Издательство «Глобус», с.- (Уроки мастерства) 2.Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н.Збаровская// Библиотечное дело.-2005,-1. С Николаева Л.А. Учись быть читателем./Л.А.Николаева.- 2-е изд., изм. И доп. – М.: Просвещение, Соколова Т. Формирование основ ББГ/Т.Соколова// Начальная школа с.36 5.Информационные компетенции младших школьников: библиотечно – библиографические уроки/ авт. – сост.М.А.Багаева. – Волгоград:Учитель, с. 6.Шевийот С. Библиотеки и «информационная грамотность»: современное состояние дел/С.Шевийот// Библиотековедение, Формирование информационной культуры в библиотеках общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы: сб. статей и материалов/ ред. – сост.В.Б.Антипова. – Псков:ПОИПКРО, (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)

Спасибо за внимание!