Употребление профессиональной лексики и научных терминов ТЕМА
Способ оценки работы студента на уроке: Учебная группа делится на четыре подгруппы. За каждый правильный ответ подгруппе начисляется 1 балл. За задание творческого характера начисляется от 1 до 3 баллов. По количеству баллов в конце занятия распределяются места: - за первое место – оценка «5» - за второе место – оценка «4» - активно работающим студентам из любой подгруппы – оценка «5»
составить представление об основных признаках профессиональной лексики и терминов; уметь различать общетехническую и профессиональную лексику; составить представление о значении и правописании терминов, связанных с профессией электрика; уметь пользоваться этими терминами в своей профессиональной деятельности;
Термин - это слово (словосочетание), передающее точное название и описание определенного понятия. В научно-техническом тексте присутствуют: 1.Общенаучные (общетехнические) термины. Они не обладает свойством обозначать понятия и объекты определенной сферы науки и техники, хотя функционирует исключительно в научно-технической сфере. Термины заимствованы из иностранных языков или искусственно созданы на базе латинского, греческого языков (так называемые международные словообразовательные элементы). 2.Технические термины - слова (словосочетания), обозначающие понятия и объекты определённой сферы науки и техники.
Профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи и не имеют строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п. Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи только какой-либо профессиональной группы. Например, в электротехнике: коротыш – короткое замыкание; аркашка – прибор для проверки целостности электрической цепи; цешка – измерительный стрелочный прибор
Б байонетный … бесщеточныйбайонетный … бесщеточный бетонный … буфернаябетонный … буферная В вакуумная … ветвьвакуумная … ветвь взаимная … внутренняявзаимная … внутренняя водоактивируемый … впайводоактивируемый … впай вспомогательная … врубнойвспомогательная … врубной вторичная … выходноевторичная … выходное Г габаритная … гетерозарядгабаритная … гетерозаряд гибкая жила … грязестойкийгибкая жила … грязестойкий Д двигатель … держательдвигатель … держатель диагностика … диэлектрическийдиагностика … диэлектрический Распределить термины из словаря по электротехнике на две группы: общенаучные термины и специальные термины.
1 -я группа даёт определения представленным на слайдах приборам из области электротехники Задание: все термины записать в тетрадь
Автоматы включения цепи
Электр ический мотор
Измерительный стенд
клемник
мультимер
Электрический разъём
аккумулятор
Катушка с кабелем
2 -я группа даёт определения представленным на слайдах приборам из области электротехники
транзисторы
реле
изоляторы
Стабилизатор
Дизельная электростанция
Комбинированный кабель
Плавкие вставки (предохранители)
штепсель (вилка)
3 -я группа даёт определения представленным на слайдах приборам из области электротехники
амперметр
Индукционные регуляторы
Соединители, разъемы
Газонаполненные лампы
заземление
Электролитические конденсаторы
резисторы
трансформатор
4 -я группа даёт определения представленным на слайдах приборам из области электротехники
диод
тиристор
Катушка индуктивности
ферритовый сердечник
дроссель
осциллограф
вольтметр
реостат
Задание: составить письменную инструкцию по пользованию электроприборами с самостоятельной формулировкой темы. (5-6 пунктов). При составлении инструкции можно использовать следующую лексику: - при эксплуатации электроприборов запрещается; - не допускается; - убедитесь; - следует соблюдать; Работа группами
При обращении с электроприборами следует строго выполнять правила безопасности: 1.Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток. 2.Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. Заменять перегоревшие лампочки нужно при отключенном выключателе. 3.Штепсельную вилку при включении и выключении приборов следует брать за пластмассовую колодку, а не за провод. 4.Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми. 5.Нужно следить, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке. 6.При включении и выключении электроприборов нельзя касаться при этом водопроводных, газовых и отопительных труб. 7.Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора.
I.Твэлы, долгоживущие изотопы, ядра плутония, активная зона, теплоноситель, цепная реакция, гамма-излучение. II.II. Электрохимическая коррозия, окисные пленки, ион, водно-химический режим, щелочь, аммиак, катионитовые фильтры. III.Стеллит, дросселирование, парогенераторы, сепарация, конденсат, промывка пара, эжектор уплотнений. Домашнее задание: Определить,пользуясь словарём технических терминов (Интернет), с какими видами леятельности связаны данные термины. Выучить правописание терминов