Урок-игра «Путешествие по стране Лексика». Начало маршру- та Сино- нимы Антони- мы Омони- мы Лексика Фразеоло- гизмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 591 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОМОНИМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (Учебно-исследовательская.
Advertisements

День вступ ил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали.
Омонимы Предмет: русский язык Класс: 5. День вступ ил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил.
Занимательная беседа на тему « ВОДА В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ГБДОУ 19 В.О. района Феофанова И.В. Занимательная беседа на тему « ВОДА В ПРИРОДЕ И В.
ОМОНИМЫ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА КАК ОТЛИЧАТЬ?. Цели урока: Создать учебную ситуацию, в которой ученики смогут понять различие омонимов и многозначных слов;
Фразеологизмы Урок развития речи В 4 «В» классе Учитель: Белозерова Елена Владимировна.
Шебанова Татьяна Васильевна. Текст слайда Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное.
Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Галкина Инна Анатольевна - учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского района, Нижегородской области КВН Русский язык.
Турнир – соревнование Лингвистика – наука о языке ( от латинского lingua - язык ) Турнир – соревнование Лингвистика – наука о языке ( от латинского lingua.
Сказка «Карандаш и ластик Чистюля » Геометрические сказки.
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» Цель: повторить материал, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»
Утренник в 1 классе Автор: Пшизова С.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ 6 п. Дружба Кошехабльского района.
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
Что нам помогает учиться… или портфель первоклассника.
Урок-экскурсия. Как написать сухая трава четырьмя буквами?
Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова. Принимая участие в уроке, вы сможете: п роверить.
Транксрипт:

Урок-игра «Путешествие по стране Лексика»

Начало маршру- та Сино- нимы Антони- мы Омони- мы Лексика Фразеоло- гизмы

Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование

Игра «Кто быстрее?» Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) в предложении синонимами? а) Доктор прописал пациенту инъекции. б) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Ответ: а) Врач назначил больному уколы. б) Сторожевой укрылся от дождя под крышей дома.

Это интересно. «Из биографии слов» Интересное путешествие продолжается.Заглянем в портфель и узнаем,откуда в русском языке появились слова:портфель,пенал,тетрадь,шпаргалка. Оказывается,что каждое слово в языке имеет свою историю.

Портфель Слово заимствовано из французского языка. Оно состоит из двух частей:porter- «носить» и feuille- «лист». Портфель- «листонос»,в нём удобно носить тетради и книги.

Пенал Раньше, когда и в помине не было шариковых ручек, писали гусиными перьями. Перо по- латыни-penna. Хранили перья в специальных коробочках-пеналах. Теперь в пеналах перьев не найдёшь, а название сохранилось.

Тетрадь Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки. Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки.

Шпаргалка Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки». Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки».

Конкурс «Упрямые антонимы» Подобрать к подчёркнутым словам антонимы. Будничный день, весёлая история, интересный репертуар, скрытный характер, сказать правду, встретить карлика, уехать на Кавказ, исчезать в волнах.

Загадки-складки Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня… прохлада Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня… прохлада

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик –в ручейке, А широкий- в море Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик –в ручейке, А широкий- в море река

В сенокос – горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? Рябина В сенокос – горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? Рябина Вверху зелено, внизу красно, Глубоко оно в землю вросло. Свекла

Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! небо

Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день

«Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет». Снег «Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, Тогда заревет». Снег

Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки. Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки.

-Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы) -Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы)

- Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи) - Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи)

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес) Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес)

Скороговорки Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью

Фразеологизмы Раскройте смысл выражений: Рукой подать В час по чайной ложке Во весь дух Работать засучив рукава Работать спустя рукава Морочить голову

Бедный Саша сбился с ног : Ускользнул змеей ремень, Не видать фуражки. Умываться каждый день Надоело Сашке. … Налетели сгоряча На него ребята. Саша плачет … В ТРИ РУЧЬЯ : - Няня виновата !

Бабушки ворчали: - Не было печали, Как родились внуки, Нам связали руки. Оказался молодцом, Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в калошу.

Весь год он дурака валял, Не ведая забот. И на экзамене стоял, Воды набравши в рот…

С НОГ ДО ГОЛОВЫ - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!