5класс Кубанские говоры. Цель: Сформировать представление о кубанских диалектах как о части духовной культуры, неразрывно связанной с историей малой родины;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель МБОУ СОШ 6 ст. Кущевской Краснодарского края Степаненко Галина Олеговна.
Advertisements

Урок кубановедения. «Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры»
Черноморское казачье войско Военное казацкое формирование в 18 – 19 веках. Создано российским правительством в 1787 г из частей войска верных запорожцев,
Тема: «Кубань – многонациональный край» Урок кубановедения в 8 классе.
1 Именем Екатерины наречённый. 3 В.Л. Боровиковскиий. Портрет Екатерины II
Урок КУБАНОВЕДЕНИЯ 3 класс Учитель ОГНЕВА Г.К.. Скифы Меоты Сарматы Аорсы Зикхи Сираки Аланы Готы Киммерийцы.
Лекция 2. Особенности семейно –бытового уклада История развития семейных отношений у запорожских и донских казаков- основателей ККВ. Образование семейных.
Краснодар – Екатеринодар: история и современность Классный час, посвящённый 74 годовщине образования Краснодарского края. Учитель: Карпова Р.К.
ТАМАНЬ
Краснодарскому краю – 75!!! Классный час подготовила: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ 85 Шишманян Альбина Андреевна.
Земля отцов - моя земля. Вводный урок. Геополитическое положение региона в XVII-XVIII вв. Полиэтнический состав населения.
Тема: «Особенности современной городской архитектуры Краснодарского края» 11 класс кубановедение.
Тема урока: «Черноморцы и линейцы». Цель: - познакомиться с историей черноморцев и линейцев, - сформировать представления об этапах заселения старой линии,
30 июня 1792 года Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на Кубани «в полное владение и распоряжение»
История Крымского ханства
1.В каких годах правила Екатерина II? 2.В каких годах произошли русско-турецкие войны при Екатерине II? 3.Под командованием, какого русского полководца.
Богатства Кубанского музыкального фольклора. Культура Кубани Культура Кубани 19 – 20 века развивалась в русле общероссийской культуры. Для культуры Кубани.
Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань Составитель: Алешина Н.Н.
Всекубанский урок ДЛЯ 2 КЛАССА. Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.
Суворов Александр Васильевич (1730 – 1800), русский полководец.
Транксрипт:

5класс Кубанские говоры

Цель: Сформировать представление о кубанских диалектах как о части духовной культуры, неразрывно связанной с историей малой родины; Задачи: познакомить учащихся с историческими условиями формирования кубанских диалектов; изучить причины и истоки формирования и вариативности кубанских говоров;

Прикубанские земли, начиная с 1718 веков и даже раньше, постепенно заселялись славян- скими народами. Сюда, на вольные степные просторы, спасаясь от крепос- тной неволи, отчаянные, свободолюбивые русские люди.

Особенно интенсивно стала заселяться Кубань после победы в трех изнурительных русско- турецких войнах. В 1783 году Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Правобережья Кубани к Российской империи. С этого момента граница между Турцией и Россией проходила по реке Кубани. Русско-турецкая война годов вновь принесла победу России.

В1787 году из казаков упраздненной Запорожской Сечи было создано Войско Верных Черноморских казаков. Прославившись в битвах последней русско- турецкой войны, оно было 30 мая 1792 года жаловано грамотой Екатерины Великой, по которой Войску отводились земли на Правобережье Кубани с Таманским полуостровом.

При Екатерине II была "пожалована" юго- западная часть края запорожским казакам (украинским), а северо- восточная донским (русским). Этой мерой императрица решала проблемы освоения вновь присоединенных земель и защиты их от внешних нашествий.

Основная масса черноморцев переселилась на Кубань в годах. Казаками были основаны административный центр войсковой земли Екатеринодар, куренные селения, началось строительство кордонной линии. Выше устья Лабы по течению Кубани были поселены донские казаки, составившие так называемую Старую Линию.

Развитие кубанских говоров осуществлялось в условиях взаимодействия двух основных культур украинской и русской этнографических групп черноморского и линейного казачества. Их основу составляли запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения службы и освоения свободных территорий.

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских диалектов, а также говоров постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России. Основное население Кубани составляют потомки казаков переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Курской и других губерний России.

Диалект Кубани представляет собой сложное языковое явление смешение двух основных языковых стихий украинской и русской речи. Два истока формирования казачества на Кубани усилили языковую пестроту, так как казаки Черноморского войска несли украинскую языковую стихию, а казаки Линейного войска - русскую языковую стихию, пронизанную южнорусскими говорами. Так возникло на Кубани своеобразное двуязычие. Две родственные языковые стихии тесно взаимодействовали между собой.

Южнорусский диалект на Кубани сложился в основном на востоке и юго-востоке края. Говоры с украинской основой сформирова- лись главным образом в черноморских станицах на западе и северо- западе Кубани.

На Кубани, таким образом, сложились две группы кубанских говоров украинские и русские. Они сохранились до сих пор.

Кубанские говоры складывались иначе, чем среднерусские. Во-первых, они являются говорами вторичного образования, возникшими в результате переселения людей из разных территорий Они возникли на базе уже существовавших языков и диалектов. Во-вторых, кубанские говоры образовались на базе двух литературных языков - русского и украинского и их диалектов. Таким образом, происходило смешивание населения, языков, диалектов и образование новых вариантов местной речи.

Для кубанских говоров характера вариантность - словообразовательная, грамматическая и акцентологическая. Несмотря на локальные особенности, которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южнорусского наречия, обладающего рядом общих фонетических, лексических и прочих особенностей (к примеру, фрикативное г), по которым южанин безошибочно опознается в Центральной России.

1. Когда началось формирование кубанских диалектов? 2.С какими историческими событиями связано начало формирования кубанских говоров? 3.Почему на территории Кубани сформировалось несколько говоров? 4. Можно ли определить точное число кубанских диалектов? 5.На какие две группы можно разделить кубанские диалекты?

В ОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ