Преподобная Евфросиния Полоцкая (Княжна Предслава) Преподобная Евфросиния Полоцкая (Княжна Предслава)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома.
Advertisements

Петр и Феврония покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского.
Корнеева Кира.. Вологда древний ровесник Москвы. Этот чудный город, как и столица, получил свое название от реки, на которой стоит. Имеющий древнюю историю,
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Скиты Валаама Скиты Валаама. Скит во имя св. Иоанна Предтечи.
Киево -Печерская Лавра- центр русского православия. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Автор: ученица 7 Б класса.
Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Мефодий – старший брат родился в 815 году Мефодий – старший брат родился в 815 году.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
Пётр и Феврония русские православные свя тые. Почитаются в России как покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом любви и верности.
Задонск Город - монастырь или Русский Иерусалим. Русский Иерусалим Задонск – крупный центр духовной культуры, стяжавший славу «Русского Иерусалима», город.
Родился в селе Варницы 5 мая 1314 – Умер в Троице-Сергиевом монастыре 25 сентября 1392.
Цели и задачи Каждый год мы всей семьей отправляется куда – нибудь на экскурсию. В Володском крае много монастырей. А что такое монастырь? Как он появляется?
Доклад на тему : Покрова Пресвятой Богородицы Работу выполнила Ученица 8 В класса Арслан Аянта.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.
Русь. Русь. Святые лики.. Святой - человек, который посвятил свою жизнь церкви и религии, а после смерти признан образцом праведной жизни и носителем.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Текст слайда 1. Заголовок слайда Текст слайда 2 14 августа 2014 года.
Монастыри (от греч. monastērion - келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские Монастыри) Монастыри (от греч. monastērion - келья отшельника),
Транксрипт:

Преподобная Евфросиния Полоцкая (Княжна Предслава) Преподобная Евфросиния Полоцкая (Княжна Предслава)

Первым великим сеятелем духовных зерен, т. е. духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на наших землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в семье одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространённым славянским именем Предслава. Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг.

Были, конечно, книги и у полоцких князей. Ещё князь Изяслав, прапрадед Предславы, по словам летописца, «прилежаша прочитанию» книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. «И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке...» – говорит о будущей святой «Житие».

Родители Предcлавы были по тому времени передовыми, образованными людьми. Ее отец некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать также была высокообразованным человеком.

Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась «по всем градам» княжества, побуждая многих княжичей искать её руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать её замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала её тётка Романа, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.

Но в послушании у тётки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа, Евфросиния перебралась в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, имела библиотеку. В результате подвижнической деятельности просветительницы полоцкая София на протяжении нескольких многих веков была важным центром духовной культуры. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг.

Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его. Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь. Место первой церкви

Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на сопротивление родителей, свою сестру и двух племянниц. Пришла в монастырь и её двоюродная сестра Звенислава. Причём она принесла в дар Святому Спасу «всю свою утварь золотую и ризы многоценны» – девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви.

Для её строительства был приглашён известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до этого две церкви в Бельчицах. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.

Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание церкви, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой.

Прподобной Евфросинией был основан Спасо- Преображенский женский монастырь, позже известный как Спасо- Евфросиньевский.

Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в истории кружок женщин- просветительниц, местопребыванием которого стал Спасо-Евфросиньевский монастырь в 1,5 верстах от Полоцка.

Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные символы, общенародные святыни, подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению. Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру- ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест.

Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии – частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.

И ещё одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город. Для мужского монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трёх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге Корсуньская Богоматерь «Умиление» 453 г.

Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, которое она предприняла в уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими её полочанами. Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещё дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.

Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама её мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году.

Несколько веков спустя святые мощи преподобной были перенесены из Дальних пещер КиевоПечерской лавры в Спасо-Евфросиньевский монастырь по Высочайшему соизволению императора Николая II (память царственных мучеников 4 июля). Торжество перенесения мощей, с остановками в городах и селах, длилось месяц, с 22 апр. по 22 мая 1910 г. Часть пути, от Орши до Полоцка, мощи чтимой святой несли богомольны на руках.

Еще при жизни молитвами Евфросинии Полоцкой свершались чудеса. И нынче здесь паломники получают духовную помощь. При жизни Евфросиния Полоцкая усмиряла конфликты, интриги, созидала нашу культуру, искусство, давала истинное направление всей жизни своего народа. Нынче в эту святую обитель стремятся паломники со всего света, из разных слоев общества. Суть их паломничества - поиск священных исторических истоков, духовных связей славян православных. Память ее празднуется 23 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.