«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.
Advertisements

Биографию Шолохова можно назвать легендарной - как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Миша Шолохов со своими родителями Анастасией.
Презентация урока литературы по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата!
Проверка знаний Михаил Александрович Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова ?
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». 11 класс Подготовила учитель Берестовая Н. Г.
Тематический блок 3. Война и мир Подготовка к ЕГЭ. Уровень С.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
Наталья и Аксинья – жизненные типы русских женщин в романе «Тихий Дон» Презентацию подготовили ученицы 11 «А» класса Бажанова Анастасия и Абяева Диана.
Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Константин Воробьев «Убиты под Москвой». ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Учитель русского языка и литературы МОУ «Высокоключевая СОШ» Володченко Л. П.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе Рогалева Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.
Быт и бытие героев «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности.
Урок - исследование по роману М. А. Шолохова « Тихий Дон »
Транксрипт:

«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»

Какую роль играет эпиграф к книге 1 в 3 части романа?

Как влияет война на людей, участвующих в боях? Ч.3 гл.5 Ч.3. гл.10

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом. (ч.3 гл.9)

Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). «Это был взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч.з, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. В этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой говорит о черте между двумя неприятельскими войсками- черте неизвестности, как бы отделяющей живых от мёртвых

1) Как ведёт себя в полку Листницкий? Ч.1, гл.14, 15, 22 2) Расскажите о Чубаром (ч.3, гл.12)

Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с немцами? (ч.3,гл.20) С какой целью Шолохов изображает батальные сцены?

Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

Анализ сцены переживаний Григория по поводу убитого им австрийского солдата ( ч.3, гл.10).

Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовь ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию – вот сущность характера шолоховского героя. Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) – вот о чём задумывается герой.

Какие изобразительные средства использует автор?

Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра – казаки поют «Поехал казак на чужбину далёку…»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви на себе, родимая, ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»

Григорий в сцене в госпитале (ч.3, гл.23) Какие качества Григория проявляются в этой сцене?

Качества Григория Гордость, независимость, злость за всё, что сделала война

Как отражается война на жизни мирных жителей?

«Чудовищная нелепица» войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых»- «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра – солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Домашнее задание: (по 2 книге) 1) Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? 2) Новая власть и отношение к ней казаков. 3) Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды). 4) Перечитать т.2, ч.5, гл. 1, 12, 13,24,30 5) Составить план «Судьба Григория Мелехова».