Влияние макросоциума на воспитание и социализацию личности ученика Педагогический совет МОУ СОШ 4 г. Грязи март 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности. Это - не точный диагноз, это – тенденция, повод для Вашего педагогического размышления.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
«Семейно – нравственное воспитание детей». Зам. директора по УВР Коваленко Н.И. 2011г.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида «Формирование личностных качеств старших дошкольников.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Транксрипт:

Влияние макросоциума на воспитание и социализацию личности ученика Педагогический совет МОУ СОШ 4 г. Грязи март 2011 г.

« Два мира есть у человека Один, который нас творил Другой, который мы до века Творим по мере наших сил » Н.А.Заболоцкий

План 1 социализация Личности феномены, стадии, факторы и механизмы 2 роль факторов семейного воспитания, школы, группы сверстников и СМИ в социализации подростков 3 управление процессом социализации личности – инновация в воспитании 4 исследования социализации на примере анкетирования девятиклассников

Социализация Личности Социализация – есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде

Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в социальной деятельности. В процессе социализации индивид становится Личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», « развитие личности».

Феномены социализации усвоение стереотипов поведения усвоение действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. очень устойчивы, могут быть основой психической несовместимости ( например, в семье, этносе).

Стадии социализации Первичная ( допубертатная, до 12 лет ) маргинальная ( подростковая,12 – лет ) концептуальная ( устойчивая, лет ) Рубеж социализации – это рубеж полового созревания

Факторы социализации включенность в микросреду ( семья ) включенность в мезосреду ( на другие организмы) включенность в макросреду (крупные общности: детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, дружеские компании, малознакомые люди, политические и религиозные организации, СМИ. Основные институты социализации – семья, ДОУ, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п.

Психологические механизмы социализации личности имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей

Особенности воспитания и социализации современного подростка основным фактором социализации подростков является школа как канал социализации школа оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка, здесь он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового взаимодействия, обеспечивающими ему переход во взрослую жизнь

Особенности воспитания и социализации современного подростка семья –это и социальный институт, который требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи на взаимоотношения членов семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни однако, в современной семье родительский авторитет уже не является абсолютным, когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется

характеристики современной подростковой среды дефицит социального взаимодействия, коллективного общения. Изоляция как доминирующая форма обитания современных городских подростков. потребность у подростка в развитии своей индивидуальности в контексте стереотипных образов, репродуцируемых масс- медиа. потребность в формировании индивидуальной программы жизни – выбор направления для дальнейшего обучения, осознание ситуации конкуренции на рынке труда. осознание новыми поколениями доминирующего значения интеллектуального развития личности в современном мире. дефицит деятельностных форм внешкольной деятельности подростка. Сфера дополнительного образования не соответствует современному уровню представлений и технологий. отсутствие в жизненной среде молодых поколений однозначно позиционируемых и актуальных общегосударственных и общецивилизационных символических систем, являющихся контекстом для формирования индивидуальной позиции личности и осознания подростком своей жизненной цели и миссии.

Особенности педагогического общения с подростками подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом подросток нуждается в героях подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития подростковый возраст – уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми защита права подростка на яркие и сильные эмоции сложные отношения подростка с семьей

Управление процессом социализации личности – инновации в воспитании в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования : они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп цель образования – развитие Личности главная идея воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности

Управление процессом социализации личности – инновации в воспитании воспитание предполагает нивелировку влияния негативных факторов социальной среды корректировочная функции воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности проблема – в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности

Исследования социализации на примере анкетирования девятиклассников Опросник « Личностный рост » (методика Григорьева Д.В.,Кулешова И.В., Степанова П.В) Цель : выявить степень социализации выпускников основной школы через характер его отношений к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку как таковому, человеку как другому, человеку как Иному, своему телесному Я,душевному Я, духовному Я количество испытуемых Внимание! Это – не диагноз, это – тенденция, повод не к осуждению,,но - размышлению

Качественный анализ Отношение к семье Устойчиво – позитивное – ценность семьи высоко значима, дорожит семейными устоями, помнит о значимых семейных событиях, в будущем хочет создать счастливую семью 0 % Ситуативно – позитивное – заботу родителей воспринимает как само собой разумеющееся, предполагает, что его собственная семья будет непохожа на ту, в которой сейчас живет 49 % Ситуативно – негативное – потребительское, сам он никому ничего не должен 42 % Устойчиво – негативное – семья не представляет никакой ценности, чувство стыда за свою семью 2 %

Отношение к Отечеству Устойчиво – позитивное – присущи чувства гражданственности и патриотизма, для него Родина - вполне конкретная страна, где он собирается жить и работать, которой он гордится, это не конъюктура, а глубоко личное, пережитое 2 % Ситуативно – позитивное – переживает чувство Родины как чувство родного дома, ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет мало общего 85 % Ситуативно -негативное – обывательское, умеет угадывать, в какой момент что «патриотично»,а что нет 32%

Отношение к Земле ( природе ) Устойчиво – позитивное – вполне развитое экологическое сознание из потребности ощущать гармонию мира,в котором живет 0 % Ситуативно – позитивное –экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но,при этом, от него не зависящие 23 % Ситуативно –негативное –зависит от конъюктуры предпочитает не обращать внимание на брошенный им мусор и т.п. 68 % Устойчиво – негативное – природа воспринимается как предмет потребления 6 %

Отношение к миру Устойчиво – позитивное – четко выраженная пацифистская позиция, не боится идти на уступки 0 % Ситуативно – позитивное –считает, что в отдельных случаях, применение силы оправдано, боится идти на уступки,т.к. не хочет показаться слабым 30 % Ситуативно –негативное –сильный тот, кого боятся, рассматривает войну как естественный способ разрешения конфликта 60 % Устойчиво – негативное - целиком и полностью на стороне силы, это касается и локальных (группа,двор, школа) конфликтов 2 %

Отношение к труду Устойчиво – позитивное – трудолюбие во всем, не считает зазорным любой труд, помощь родителям 9 % Ситуативно – позитивное – только престижная работа вызывает уважение, он поможет, но его будет раздражать, что работа отнимает время 83 % Ситуативно –негативное – «грязная» работа – удел людей второго сорта, или тех, кто не сумел устроиться в жизни 8 % Устойчиво – негативное –труд вызывает отвращение, с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, выдавая за свои 0 %

Отношение к культуре Устойчиво – позитивное – личностно значимо для подростка, понимает необходимость обережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого и категорически не приемлет вандализма 0 % Ситуативно – позитивное – хотел бы выглядеть «культурным» человеком, но не готов прилагать к этому ежедневные усилия 30 % Ситуативно –негативное – культурные формы поведения рассматриваются как нечто догматическое, вряд ли способен на акты вандализма, но осуждать не станет 62 % Устойчиво – негативное – «культура» вызывает неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира 2 %

Отношение к знаниям Устойчиво – позитивное – любознательный человек с устойчивым стремлением к познанию нового,у спешность профессионального роста для него напрямую связана с глубиной знаний 0 % Ситуативно – позитивное – может неплохо учиться, но не прикладывать же к этому столько усилий! 30 % Ситуативно –негативное – знания носят для него чисто утилитарный характер (ответил,значит, не нажил неприятностей) 64 % Устойчиво – негативное – потребность в получении знаний практически отсутствует, уверен,что уровень и качество образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь 0 %

Отношение к человеку как таковому Устойчиво – позитивное – ценность человека как он есть во всех своих проявлениях, милосерден, способен к состраданию и прощению 0 % Ситуативно - позитивное –проявляет гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей(бомжи, психически больные)мешают его ощущению радости жизни 36 % Ситуативно – негативное – делит людей на «нормальных» и «недочеловеками»,со всеми вытекающими… 55 % Устойчиво – негативное – склонен к проявлению жестокости по отношению к другим «недочеловекам» и «слабакам»,которых надо изолировать, слово человек для него - пустой звук 0 %

Отношение к человеку как Другому Устойчиво – позитивное – альтруист, всегда готов помочь нуждающимся и слабым даже в ущерб себе - Ситуативно – позитивное – осторожен в своих действиях во благо других 57 % Ситуативно – негативное – уверен,что доброе дело должно адекватно вознаграждаться 28 % Устойчиво – негативное – даже думать о других не входит в его планы,цинично относится к тем, кто нуждается в помощи 2 %

Отношение к человеку как Иному Устойчиво – позитивное – признает права других на отличный от его образ жизни и свободное выражение своих взглядов 2 % Ситуативно – позитивное – не может самостоятельно увидеть скрытые проявления культурной дискриминации в повседневной жизни 43 % Ситуативно-негативное – основано на культуроцентризме,ксенофобии, презумпции вины другого 36 % Устойчиво – негативное –склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, враждебен и презрителен, жаждет «очистить» свое жизненное пространство от тех, кто имеет другой физический облик или другую культуру 4 %

Отношение к своему телесному Я Устойчиво – позитивное – значимость здоровья приоритетна, связывает с ним свои дальнейшие успехи 0% Ситуативно – позитивное – здоровье для него естественная вещь, пристрастие к вредным привычкам извинительная слабость, а не проявление безволия 21 % Ситуативно –негативное – здоровый образ жизни с его точки зрения, удел пенсионеров, а вредные привычки совсем не вредные, в них есть шарм 74 % Устойчиво – негативное – либо вовсе «наплевать» на свое физическое состояние, либо он ненавидит все, что связано с его телесной жизнью (реально при низком самопринятии подростка) 0 %

Отношение к своему душевному Я ( внутреннему миру ) Устойчиво – позитивное – принимает себя таким каков есть, не боится показаться смешным 2 % Ситуативно – позитивное – принимает себя, но испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей, опасается выглядеть смешным, тяготится одиночеством 34 % Ситуативно –негативное – все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры»,немедленно оказаться красивым,богатым и знаменитым как его кумиры 51 % Устойчиво – негативное - собственная ( 0% ) неполноценность является его навязчивой идеей, что в будущем может обернуться стремлением доминировать

Отношение к своему духовному Я Устойчиво – позитивное – способен на самостоятельный выбор, для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести» 17 % Ситуативно – позитивное – не готов рисковать собственным благополучием ради свободы, признает категорию совести, но в своей повседневности руководствуется более прагматическими регуляторами 81 % Ситуативно –негативное – более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни, о совести предпочитает не думать 0 % Устойчиво – негативное - принцип его жизни - не высовываться, он ощущает себя «пешкой» в мире - 0 %

Анализ исследований Отношение подростка к Устойчиво – позитивное Ситуативно – позитивное Ситуативно- негативное Устойчиво - негативное семье-26 ( 49%)22 (42%)1 (2%) Отечеству1 (2%)45 (85%)17 (32%)- Земле-12 (23%)36 (68%)3 (6%) миру-16 (30%)32 (60%)1 (2%) труду5 (9%)44 (83%)4 (8%)- культуре-16 (30%)33 (62%)1 (2%) знаниям-16 (30%)34 (64%)- человеку как таковому -19 (36%)29 (55%)- человеку как Другому -30 (57%)15 (28%)1 (2%) человеку как Иному 1 (2%)23 (43%)19 (36%)2 (4%) телесному Я-11 (21%)39 (74%)- Внутреннему миру 1 (2%)18 (34%)27 (51%) - духовному Я9 (17%)43 (81%)- -

Информация к размышлению ( на правах выводов ) Идеи управления развитием личности близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются в практике образования В тоже время восприятие содержания воспитания как управления процессом социализации личности еще не в полной мере освоено практическими работниками образования и нуждается в теоретическом обосновании Каковы взаимосвязь и соотношение, процессов воспитания и социализации индивида? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации? Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности?

Направления работы : Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Проект решения педагогического совета от 30 марта 2011 Создание концепции развития воспитательной системы школы обусловлено требованием времени и социально - психологической ситуацией, порожденной общественно - историческим явлением. Школа является центром, обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения, или, как говорит А.В.Мудрик, « центром кристаллизации», где интегрируется воспитательный потенциал, где процессы обучения, воспитания и социализации протекают параллельно, но все они направлены на становление, социальное и профессиональное самоопределение личности. Таким образом для того,чтобы в образовательном пространстве нашей школы, в макросоциуме нашей школы воспитание как целенаправленный процесс было жизнеспособно влиять на стихийный процесс социализации обучающихся и,с учетом психологических исследований личностного роста выпускников основного общего образования 2011 года постановили : 1 Ввести интегрированный курс граждановедения в начальной школе. 2 Формировать у обучающихся эмоционально положительное отношение к себе и людям; 3. В планировании воспитательной работы во всех классах уделить большее внимание гражданственно – патриотическому и экологическому воспитанию 4.Использование проектной деятельности в работе педагогов и классных руководителей с привлечением учащихся Выполнение решения педагогического совета возложить на зам.директора по УВР с привлечнием СПС школы и педагога-организатора