ГБОУ ВПО КрасГМУ Минздрава России «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Advertisements

Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Понятие анархизма Понятие анархизма Цели Цели 5 базовых принципов анархизма 5 базовых принципов анархизма Бакунин М.А. Бакунин М.А. Анархистская теория.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Это система взглядов определенной социальной группы на устройство и развитие общества.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Музыка древнего человека. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Подготовила студентка 1 курса МОТ Матвеева Виктория.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса. часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный.
Транксрипт:

ГБОУ ВПО КрасГМУ Минздрава России «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии и социально-гуманитарных наук Бакунинские чтения

БАКУНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ посвящены 200-летию со дня рождения Михаила Александровича БАКУНИНА, Философа, отца мирового анархизма, русского мыслителя, «делателя революции» «Говоря о Бакунине, следует оценивать его значение не по тому, что он сделал лично, сколько по влиянию, которое он оказывал на окружавших его людей… Главная сила Бакунина была не в его писаниях. Она была в его личном влиянии на людей…» (П.А. Кропоткин)

Михаил Александрович Бакунин ( ) Родился 18 (30) мая 1814 в имении Премухино Новоторжского уезда Тверской губернии. Премухино. Рис. Н. С. Бакуниной. Премухино. Церковь, архитектор Н. А. Львов Комнаты в доме Бакуниных

Сестры. Рис. из альбома Н. С. Бакуниной В. А. Бакунина, сестра М. А. Бакунина Т. А. Бакунина, сестра М. А. Бакунина Александр Михайлович Бакунин, отец М.А.Бакунина Варвара Александровна Бакунина (Муравьева), мать М.А.Бакунина Кадры из спектакля "Берег утопии. 1 часть. Путешествие"

Премухинская гармония Артиллерийское училище Михаил Бакунин. Автопортрет, ориентировочно 1829 г. Михаил Бакунин. Автопортрет, 1838г.

Кружок Станкевича - В. Г. Белинский - В. П. Боткин - М. Н. Катков - Т. Н. Грановский - К. С. Аксаков - В. И. Красов - Я. М. Неверов - С. М. Строев В. Г. Белинский Станкевич Н.В. Т. Н. Грановский

Изучение немецкой классической философии Г е г е л ь. Портрет работы М.А. Бакунина

Изучение немецкой классической философии «Из молодежи гегельской, конечно, 1 – Бакунин» (Герцен А.И.) Огарев Н.П. и Герцен А.И.

1840г. Германия Новые друзья: - лидер левых гегельянцев А. Руге - поэт-демократ Г. Гервег - проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг - композитор Р. Вагнер - французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон - коммунист Э. Кабе - деятели польского освободительного движения - А. Мицкевич В.Вейтлинг А. Руге П. Ж. Прудон Карл Маркс

Первые публикации «Реакция в Германии» (1842) «Коммунизм» (1843)

1843 г. – гонения со стороны официальных властей Окончательно становится политэмигрантом, включается в политическую борьбу М.А. Бакунин

Революционная деятельность Парижский клуб г. Париж. Вторжение в зал Национального собрания Майское восстание в Дрездене. Штурм арсенала г.

Камера М. А. Бакунина в Шлиссельбургской крепости. Томск. Вторая половина XIX века. Иркутск. Вторая половина XIX века.

Анархизм (от греч. анархия –безвластие) Главная тема – критика и отрицание государства в любых его проявлениях. Анархисты Цель: безгосударственное свободное общество Марксисты отмена государства – это длительный исторический процесс его естественного отмирания уничтожение государства, а затем социалистические преобразования Противоборство Суровая диктатура на неопределенное время Свобода и только свобода

«Государство является злом именно потому, что оно стоит над обществом и никогда не будет его слугою, как уверял Маркс…» (М.А. Бакунин)

«дух могучий и глубокий», «превосходные дарования, бесконечное чувство, огромный ум» Белинский В.Г. «вечно юный неугомон души» В. Богучарский «Апостол всемирного разрушения» Э.Лавелэ «Сказочная по богатству революционного содержания жизнь» Программы, революции – 2 смертных приговора, 8 лет в тюрьмах, 5 лет в ссылке. Побег. Пожизненная эмиграция. Парижская коммуна. I Интернационал. И огромное теоретическое наследство.

«Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», «Реакция в Германии» - Раздобреева Лилия «О философии» - Алиев Руслан «Коммунизм» - Федорова Татьяна «Наука и народ» - Шигаева Анастасия «Всестороннее образование» - Иванова Вероника, Толпыга Ирина «Коррупция. -О Макиавелли. - Развитие государственности» - Бурмакина Валерия «Федерализм, социализм и антитеологизм» - Юдина Екатерина «Физиологический или естественный патриотизм» - Аллахверанов Сабухи Карим оглы «Кнуто-Германская империя и Социальная революция» - Курбацкая Виктория «Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке» - Приходько Александра, Черемных Ольга «Гражданская война во Франции» (Карл Маркс) - Барсукова Марина «Государственность и анархия» - Шнейдер Евгения, Первушкина Наталья Фрагменты трудов М.А. Бакунина читают

Читает: Раздобреева Лилия (219 леч) Впервые опубликована в «Московском наблюдателе» в 1838 г. Является первой оригинальной статьей Михаила Александровича «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика»

«Что действительно, то разумно, что разумно, то действительно». Гегель «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни – есть великая задача нашего времени» «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика»

«Я мыслю, следовательно, я есть. Вот чем начала новая философия в лице Декарта; сомнение во всем сущем, опровержение всего, что до сих пор было известно и достоверно, вот чем должен был начать всякий, кто только посвящал себя философии». «А ведь счастье не в призраке, не в отвлеченном сне, а в живой действительности». «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика»

«Будем надеяться, что наше новое поколение также выйдет из призрачности, что оно оставит пустую и бессмысленную болтовню, что новое поколение сроднится наконец с нашею прекрасною русскою действительностью и что, оно ощутит в себе законную потребность быть действительными русскими людьми» «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика»

Читает: Раздобреева Лилия (219 леч) Данная работа впервые напечатана в немецком журнале в 1842 г. На русском языке опубликована А.А. Корниловым в его книге «Годы странствий Михаила Бакунина» в 1925г. «Реакция в Германии»

«Свобода, реализация свободы, кто станет отрицать, что сейчас эти слова стоят на первом месте в порядке дня истории? И друг, и недруг должны это признать; да, никто не решится объявить себя врагом свободы». «Мы хотим быть справедливыми и по отношению к нашим врагам: мы хотим признать, что они действительно стремятся быть доброжелательными, что они по своей природе призваны к добру и только по нелепой случайности уклонились от своего предназначения». «Реакция в Германии»

«Противоположение и его развитие составляют один из главных пунктов всей системы Гегеля, который является величайшим филосо­фом современности». «Каждый человек есть в действительности только то, чем он является в действительном мире». «Реакция в Германии»

«Дайте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно созидающий источник всякой жизни». «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!» «Реакция в Германии»

Читает: Алиев Руслан (223 леч) Когда в «Отечественных записках» в 1840 г. вышла статья Бакунина «О философии», автор был осыпан похвалами: В. Г. Белинский назвал статью «прекрасной», а А. А. Краевский расценил ее как образец философских статей на русском языке «О философии»

«… одни утверждают, что философия есть действительная, высшая наука, разливающая свет на все отрасли знания и требующая положительного изучения; другие же, напротив, уверяют, что она не более как сброд фантазий, пустая игра воображения, мешающая развитию других положительных наук». «О философии»

«Что такое философия и в чем состоит предмет ее? – вот первый вопрос, представляющийся нашему исследованию». «Философия есть знание абсолютной истины. … абсолютная истина есть единственный предмет философии». «О философии»

«Философия, в переводном смысле этого слова, значит «любомудрие»… Весьма жалко было бы, если бы мудрость и любовь к ней были исключительным достоянием только малого числа людей, занимающихся философией, и оставались недоступными для прочих». «Всеобщее было всегда единственным предметом философии, и это – одно из высоких преимуществ и заслуг ее». «О философии»

«Наше время стремится ко всеобщему, живому знанию; оно поняло, что только живое знание истинно и действительно, что жизнь есть тот необъятный, вечно бьющий родник, который дает ему бесконечное, единственно достойное его содержание». «О философии»

«Коммунизм» Читает: Федорова Татьяна (219 леч) Работа впервые опубликована на немецком языке в газете «Швейцарский республиканец» в 1843г., издававшейся в Цюрихе. На русском языке впервые опубликована в журнале «Красный архив» ( (14). С ). Текст по: Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., С

«…коммунизм в самом деле содержит элементы, которые мы считаем в высшей степени важными, даже более чем важными: в основе его лежат священнейшие права и гуманнейшие требования, и в них-то и заключается та великая, чудесная сила, которая поразительно действует на умы». «Коммунизм»

«Вплоть до настоящего времени философия продолжает еще свою упорную борьбу, борьбу на жизнь и смерть, со всеми предрассудками, со всем тем, что мешало людям достигнуть их высокой святой цели, осуществления свободного и братского общества, осуществления царства божия на земле». «Но она (философия) имеет мужество истины, и она победит и должна победить, так как истина, познание истины есть ее единственное оружие». «Коммунизм»

«…коммунизм нельзя упрекнуть в недостатке страсти и огня. В нем скрыты тепло и жар, которые с громадной силой рвутся к свету, пламень которого уже нельзя затушить…» «Коммунизм – не безжизненная тень. Он произошел из народа, а из народа никогда не может родиться тень». «Коммунизм»

«Наука и народ» Читает: Шигаева Анастасия (219 леч) Написана в 1868 г. Впервые опубликована в журнале «Народное дело» 1 сентября 1868 г.

«Един мир, и едино средство для познания назначения законов или порядков его для добывания Истины - Наука; не метафизика и не отвлеченные умопостроения, а наука, основывающая свои рассуждения на опыте, употребляющая одинаково метод дедуктивный и метод индуктивный и проверяющая беспрестанно свои гипотезы строжайшим наблюдением и анализом фактов». «Наука и народ»

«…чтобы окончательно освободить человека, надо положить конец его внутреннему раздвоению -- надо изгнать бога не только из науки, но и из самой жизни…» «…жизнь каждого человека, как бы он ни был учен и мудрен, находится, вследствие закона общественной солидарности, в прямой и непременной зависимости от жизни всех, от жизни народа…» «Наука и народ»

«Чтобы освободить народ, надо его научить, а для того, чтобы его научить, надо дать ему средства, охоту и время на учение, т. е. надо освободить его из-под того политического и социального гнета…» «Наука и народ»

«Наша задача состоит прежде всего в уничтожении народного невежества. Но оно может быт побеждено окончательно только наукою…» «Путь освобождения народа посредством науки для нас загражден; нам остается поэтому только один путь, путь революции…» «Наука и народ»

«Напрасно бы было ждать освобождения народа от религиозного сумасшествия или пьянства, пока само положение его коренным образом не изменится. Вы никогда не достигнете отрезвления его одним только путем умственной пропаганды. Окончательно освободит его от всякой религии только социальная революция». «Наука и народ»

Читают: Иванова Вероника Толпыга Ирина (206 леч) Впервые напечатана в газете Egalite, 31 июля 1869 г. В России: Год выпуска: 1919 г. Издательство: Петербург: Книгоиздательство Союза анархо-синдикалистов «Голос труда» «Всестороннее образование»

«…возможно ли полное освобождение рабочих масс, пока образование их будет ниже образования, получаемого буржуазией, или пока вообще будет существовать какой-нибудь класс, многочисленный или нет, пользующийся по своему рождению привилегией лучшего воспитания и более полного образования? Поставить этот вопрос – значит решить его». «Всестороннее образование»

«…чем больше прогресс возрастает, тем больше становится причиною умственного, а следовательно, и материального рабства, причиною нищеты и умственной отсталости народа, постоянно расширяя пропасть, отделяющую умственный уровень народа от умственного уровня привилегированных классов...» «Всестороннее образование»

«…наука, учащая обманывать и разъединять народные массы, держать их всегда в спасительном невежестве, чтобы они никогда не могли, соединившись и помогая друг другу, организовать из себя силу, способную свергнуть государство…» «…в интересе как самого труда, так и науки не должно существовать ни рабочих, ни ученых, а должны быть только люди...» «Всестороннее образование»

«Образование всех степеней для всех должно быть равное и, следовательно, полное; другими словами, оно должно приготовлять каждого ребенка, обоих полов, к умственной жизни и к труду, для того что бы все могли быть одинаково цельными людьми. При всестороннем образовании рядом с преподаванием научным или теоретическим необходимо должно быть образование прикладное. Только таким образом образуется цельный человек: работник понимающий и знающий». «Всестороннее образование»

«Божественная нравственность основана на двух безнравственных принципах: на уважении власти и презрении к человечеству. Человеческая же нравственность основана, напротив, на презрении власти и уважении к свободе и человечеству». «Всестороннее образование»

«… для улучшения человеческой нравственности нужно улучшить общественную среду. Улучшить эту среду можно только одним способом, - водворяя в ней справедливость, т. е. полную свободу каждого среди полного равенства всех». «Всестороннее образование»

«Чтобы люди были нравственными, т. е. совершенными людьми, людьми в полном смысле слова, необходимы три вещи: рождение в гигиенических условиях, рациональное и всестороннее образование, … и общественная среда, в которой каждая человеческая личность, пользуясь полной свободой, была бы, как по праву, так и в действительности, равна всем другим». «Всестороннее образование»

Читает: Бурмакина Валерия (202 пед) Опубликована в журнале «Вопросы философии» 1987г. «Коррупция.- О Макиавелли. - Развитие государственности»

«Я понимаю под словом коррупция полное безразличие индивида к общественной пользе и солидарности исключительно во имя личной выгоды». «Только с помощью государства можно создать, укрепить и сохранить государственную власть: но с того момента, когда преступление начинает служить орудием государства, оно становится добродетелью». «Коррупция.- О Макиавелли. - Развитие государственности»

«Основной принцип современной государственной власти - не что иное, как принцип искусственной и главным образом механической силы, опирающейся на тщательно разработанную, научную эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации и организованной так, чтобы держать ее в абсолютном повиновении». «Коррупция.- О Макиавелли. - Развитие государственности»

Читает: Юдина Екатерина (218 леч) Написана в 1867 г. Впервые издана в 1897 г. на французском языке В России: в 1906 г. в Санкт- Петербургском издательстве "Мысль" «Федерализм, социализм и антитеологизм»

«Как только божество было признано, оно было провозглашено господином, источником, дарителем всего … и человек, его бессознательный творец, пал перед ним на колени и объявил себя творением, рабом божества». «Если Бог - все, то реальный мир и человек - ничто. Если Бог - истина, справедливость и бесконечна жизнь, то человек - ложь, несправедливость и смерть. Если Бог - господин, то человек –раб».

«Федерализм, социализм и антитеологизм» «Существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; она является отрицанием человеческой свободы и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и к практическому рабству».

«Федерализм, социализм и антитеологизм» «Государственный интерес! Поистине ужасное слово! Как только оно произнесено, все затолкает, все исчезает: честность, честь, справедливость, право, исчезает само сострадание, а вместе с ним логика и здравый смысл; черное становится белым, а белое - черным, отвратительное - человеческим, а самые подлые предательства, самые ужасные преступления становятся достойными поступками».

«Федерализм, социализм и антитеологизм» «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности. Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».

«Федерализм, социализм и антитеологизм» «Государство, представитель общественного блага или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы лишь для того, чтобы обеспечить ему остальное. Свобода неделима: нельзя урезать часть ее, не убивая целого. Та малая часть, которую вы урезываете, составляет самую сущность свободы, она все».

Читает: Аллахверанов Сабухи Карим оглы (219 леч) «Физиологический или естественный патриотизм»

«Естественный патриотизм можно определить так: инстинктивная, машинальная и совершенно лишенная критики привязанность к общественно принятому, наследственному, традиционному образу жизни, и столь же инстинктивная, машинальная враждебность ко всякому другому образу жизни. Это любовь к своему и к своим и ненависть ко всему, имеющему чуждый характер. Стало быть, патриотизм, с одной стороны, коллективный эгоизм, а с другой стороны – война».

«Физиологический или естественный патриотизм» «Присуждены ли люди самой своей природой к пожиранию друг друга, чтобы жить, подобно тому, как это делают животные других пород?» «Очевидно, что, по крайней мере, до сего времени человечество не было исключением из общего закона животного мира, который приговаривает все живые существа пожирать друг друга, чтобы жить». «Только социализм, может положить конец войне, этому грубому проявлению человеческой животности».

«Кнуто-Германская империя и Социальная революция» Читает: Курбацкая Виктория (210 леч) Написано в 1870 г. во Франции. Опубликовано в 1919 г. в книгоиздательстве «Голос труда» Петербург-Москва

«Государство есть историческое преходящее учреждение, временная форма общества, как сама церковь, младшим братом которой оно является; но оно отнюдь не имеет фатального и неподвижного характера общества, которое предшествует всякому развитию человечества, и которое, обладая всей совокупностью всемогущих естественных законов, действий и проявлений, составляет самую основу всякого человеческого существования». «Кнуто-Германская империя и Социальная революция»

«…человеческое общество есть в общем ничто иное, как последнее великое проявление или создание природы на нашей земле...» «...нельзя задавать вопрос о том, добро или зло общество, как невозможно спрашивать, добро или зло природа, это нечто большее:это самая основа, это мир, в котором фатально и значительно позже развивается для нас то, что мы называем добром и злом». «Кнуто-Германская империя и Социальная революция»

«... государство есть зло, но зло, исторически необходимое, так же необходимое в прошлом, как будет рано или поздно необходимым его полное исчезновение...» «Государство вовсе не однозначуще с обществом, оно есть лишь историческая форма». «Кнуто-Германская империя и Социальная революция»

Читают: Черемных Ольга (201 пед) Приходько Александра (218 леч) Первый выпуск вышел в апреле 1871г. «Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке»

«Когда человек начинает с настойчивым вниманием наблюдать и следить за той частью природы, которая его окружает и которую он обнаруживает в самом себе, он замечает, что все вещи подчинены законам, которые им присущи и которые в сущности и составляют их особую природу».

«Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке» «Для того чтобы доказать непременное и прямое действие законов на идеальные способности человека, я ограничусь тем, что задам следующий вопрос: что станет с наиболее возвышенными комбинациями разума, если в момент, когда человек постигает их, разложится один лишь воздух, которым он дышит, или остановится движение Земли?»

«Человек различается действительно от животных всех других видов лишь неутомимой жаждой знания»! «Бог христиан, как и все предшествующие ему боги, есть Бог столь же бессильный, сколь и жестокий, столь же нелеп, сколь и зол». «Идеи, включая идею Бога, существуют на земле лишь постольку, поскольку они порождены мозгом». «Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке»

«Слово природа исключает всякую мистическую или метафизическую идею субстанции, конечной причины или провиденционально согласованного и направленного творения». «Естественные законы – это более или менее особые естественные и действительные способы, посредством которых существуют все вещи, а с теоретической точки зрения они суть единственно возможное объяснение вещей». «Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке»

«Человек становится действительно человеком, завоевывает возможность своего внутреннего освобождения лишь в той мере, в какой он добивается разрыва цепей рабства, которыми внешняя природа отягощает все живые существа». «В своем поиске самого себя, через все свои исторические странствия и преобразования, он должен был сначала исчерпать все возможные зверства, беззакония и несчастия для того, чтобы только осуществить так мало разума и справедливости, которые ныне царят в мире». «Философские рассуждения о Божественном призраке, о действительном мире и о человеке»

Читает: Барсукова Марина (218 леч) Работа впервые опубликована в 1871г. на английском языке в Лондоне «Гражданская война во Франции»

«Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительство высшим государственным чинам исчезли вместе с этими чинами. Общественные должности перестали быть частной собственностью ставленников центрального правительства». «Гражданская война во Франции»

«…Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, «силу попов», путём отделения церкви от государства…». «Парижская Коммуна, разумеется, должна была служить образцом всем большим промышленным центрам Франции». «Гражданская война во Франции»

«Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, дешёвое правительство, уничтожив две самые крупные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество». «Гражданская война во Франции»

«Разнообразие истолкований, которые вызвала Коммуна, и разнообразие интересов, нашедших в ней своё выражение, доказывают, что она была в высшей степени гибкой политической формой, между тем как все прежние формы правительства были, по существу своему, угнетательскими». «Гражданская война во Франции»

«Парижская Коммуна была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда». «Гражданская война во Франции»

«Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих» Читают: Первушкина Наталья ( 218 леч) Шнейдер Евгения (202 пед) Написана Цюрихе в 1873 г.

«Будет время, когда не будет больше государств… когда на развалинах политических государств оснуётся совершенно свободно вольный братский союз вольных производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безразлично, потому что свободно, людей всех языков и народностей». «Государственность и анархия»

«Мы, революционеры-анархисты, поборники всенародного образования, освобождения и широкого развития общественной жизни, а потому враги государства и всякого государствования,.. мы утверждаем, что жизнь естественная и общественная всегда предшествует мысли, которая есть только одна из функций её, но никогда не бывает её результатом…» «Государственность и анархия»

«…так как всякая государственная власть, всякое правительство, по существу своему поставленное вне народа, над ним, должно стремиться к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда… он сам создаст свою жизнь». «Государственность и анархия»

«…мы действительно враги всякой власти, ибо знаем, что власть действует столь же рзвратительно на тех, кто облечён ею, сколько и на тех, кто принуждён ей покоряться. Под тлетворным влиянием её одни становятся честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, другие – рабами». «Государственность и анархия»

«Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо - вот почему мы враги государства». «Государственность и анархия»

«Всеобщее и поголовное право избирательства целым народом так называемых народных представителей и правителей государства – вот последнее слово марксистов, - ложь, за которою кроется деспотизм управляющего меньшинства, тем более опасная, что она является как выражение мнимой народной воли». «Государственность и анархия»

«Да, пожалуй, из бывших работников, но которые лишь сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной… Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природою человека». «Государственность и анархия»

«Они утверждают, что только диктатура, конечно, их, может создать народную волю, мы отвечаем, что никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечения себя, и что она способна породить и воспитать в народе… только рабство; свобода может быть создана только свободою…» «Государственность и анархия»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!