* * Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
АНАЛИЗ УРОКА системно-деятельностный подход Афанасьева Наталья Владимировна, зав.лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Транксрипт:

*

* Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. * Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

* игровая деятельность; * познавательная деятельность; * проблемно-ценностное общение; * досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); * художественное творчество; * социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); * трудовая (производственная) деятельность; * спортивно-оздоровительная деятельность; * туристско-краеведческая деятельность.

* спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно- патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

* Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

* Ролевая игра Дебаты * Экскурсия * Диспут * Клуб(интеллектуальны й) * Олимпиада * Курс по выбору * Поход * КВН * КТД * Кружок * Конкурсы * Интеллектуальные марафоны * Научно-исследовательские кружки, конференции и т.д.

направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. * Задачи внеурочной деятельности: - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

* Внеурочная деятельность является обязательной для ОУ, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. * Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом ОУ. * Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования

- учёт возрастных особенностей; - сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; - связь теории с практикой; - доступность и наглядность; - включение в активную деятельность.

Урочная деятельностьВнеурочная деятельность Обязательность Обязательна По желанию обучающихся Содержание Определяется федеральным базисным планом (70%) и запросами участников ОП (30%) Формируется по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. ДлительностьАкадемический час Свыше академического часа Место школа, кабинет Аудиторные и внеаудиторные занятия как в школе, так и в других организациях (ДДТ, ДЮСШ, ЦТНК, студия и т.д.) Результаты Предметные метапредметные личностные Личностные метапредметные предметные ФормыУрокДругие

Исследование простых явлений окружающего мира методами физической науки. Физика в первую очередь дает метод познаний, а не набор готовых знаний. Задачи, выдвинутые жизнью, требует от нас, чтобы уже в школе мы готовили технически грамотных людей, прививали учащимся любовь к технике.

* Общие положения: * разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки примерных программ с учетом региональных и локальных особенностей, образовательных запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса. * должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы (для младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы). * могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. * могут предполагать как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – сборы, слеты, школы актива, фестивали, погружения, экспедиции, походы.

* Самостоятельно разработанные программы внеурочной деятельности должны пройти экспертизу и быть утверждены на локальном уровне (уровень образовательного учреждения) и на уровне муниципального управления образованием.

* - титульный лист; * -пояснительную записку; * - учебно-тематический план программы; * - описание разделов содержания; * - методическое обеспечение программы; * -характеристику основных планируемых результатов (трех уровней), на которые ориентирована программа; * - список литературы.

* Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. * Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). * Возраст детей, на который рассчитана про­грамма. * Срок реализации программы (количество часов). * Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность). * Данные об утверждении программы с указанием даты утверж­дения и подписью ответственного лица. * Дата и протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. * Город и год создания программы.

* В пояснительной записке важно четко определить тип программы, возможных субъектов реализации программы (например, учитель, педагог-библиотекарь, классный руководитель и пр.), возрастную группу обучающихся, на образование которых направлена программа внеурочной деятельности, особенности набора детей. * Указать актуальность программы, заключающуюся в обосновании необходимости ее внедрения в образовательный процесс школы с учетом ее развивающего и воспитательного потенциала, ее практической значимости. * Показать преемственную связь данной программы с другими программами (например, существующими по данному направлению; программами обучения по предмету. * В пояснительной записке необходимо отметить отличительные особенности программы, выделить базовые методолого-теоретические идеи, ключевые понятия.

* Обязательной содержательной составляющей пояснительной записки является представление целевого назначения программы. * Цель предполагаемый результат образова­тельного процесса, к которому надо стремиться. * Цель и задачи программы должны отражать основную направленность данной программы; быть прописаны конкретно с ориентиром на прогнозируемые результаты и соотноситься с требованиями к планируемым результатам образования на определенной ступени общего образования согласно ФГОС (прежде всего личностным и метапредметным). * Необходимо раскрыть структуру программы, этапы ее реализации, принципы отбора содержания и логики его структурирования, указать режим занятий (место проведения, длительность занятия, периодичность: число часов и занятий в неделю, общее число в год). * Прописать ожидаемые результаты (в том числе развиваемые УУД), способы диагностики результатов.

* Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов. * В учебном плане программы указывается количество аудиторных и внеаудиторных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

Название раздела (темы) программы Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий

краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. * Описание темы должно включать: -название, количество часов на освоение, - краткое изложение вопросов темы, форму организации образовательного процесса и виды деятельности в рамках освоения данной темы, развиваемые УУД. Например, лекции, практические занятия, деловые игры, круглые столы.

* краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.); * перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы (включая информационные ресурсы): Раздаточные материалы Схемы Таблицы Видеоматериалы Презентации

* В разделе представляются ожидаемые результаты реализации программы и способы их диагностики. * Результаты реализации программы описываются по трем уровням: результаты первого уровня: приобретение ребенком социального знания; результаты второго уровня: переживание ими ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым ценностям; результаты третьего уровня: приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

1. Перечень проектов; 2. исследовательские работы; 3. диагностические методики; * и др.

* Первый список – литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образователь­ ного процесса. * Второй список – литература, рекомендуемая для детей и родителей.

1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: * написание учащимися варианта контрольной работы; * сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; * оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

* Этапы урока открытия новых знаний * 1. Мотивация к учебной деятельности * 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие * 3. Выявление места и причины затруднения,целеполагание * 4.Построение проекта выхода из затруднения * 5. Реализация построенного проекта * 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи * 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону * 8. Включение в систему знаний и повторение * 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. - Что значит уметь учиться - Хочу, могу, надо

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Актуализация необходимых ЗУН - Обобщение ЗУН - Пробное учебное действие - Фиксация затруднения

3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявить место и причины затруднений - Что я делал, какие знания применял - Где возникло затруднение (место) - Почему оно возникло (причина) Затруднение – Причина - Цель

4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Какое знание строю, чему учусь ( цель) -Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств) - План построения нового знания

5. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания - Реализация построенного проекта - Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон) - Решение задачи, вызвавшей затруднение

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях - Решение типовых заданий на новое знание - Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия - Выполнение самостоятельной работы - Самопроверка (по эталону) - Коррекция ошибок - Создание ситуации успеха

8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - Границы применимости нового знания - Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными - Задания на повторение - Задания на пропедевтику изучения последующих тем

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Фиксация нового содержания - Рефлексия учебной деятельности - Самооценка деятельности на уроке - Домашнее задание

- определена в конечном результате; -соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения; -реальной и соответствующей возможностям ученика и учителя; -побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности; - мотивирующей на достижение результата.

* Цели учителя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны. Педагогические цели достигаются, если осуществляются цели учеников. * Цели обучающегося заключаются в успешном выполнении какой-либо деятельности, цели учителя в том, чтобы ученики овладели тем или иным способом деятельности, чтобы у них была потребность в познавательной деятельности, чтобы они умели работать с информацией, чтобы они умели определять свое отношение к изучаемым процессам и явлениям и т.д. * С точки зрения управления образовательным процессом предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность.

* Для формулировки цели важно выбрать глагол, наиболее точно отра­жающего смысл планируемой деятельности учителя. Традиционный («знаниевый») подходКомпетентностный подход Понимать требованияНаучить формулировать цель Знать (сформировать знание о...) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний СистематизироватьНаучить систематизировать ОбобщатьНаучить выявлять общее и особенное Научить выполнять определённые действия (сформировать умения) при решении задачи Научить выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научить применять ПроверитьНаучить приёмам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

* Цель урока разбивается на задачи. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.

* Пример: * Предмет: физика Класс: 7 * Тема урока: Энергия. Виды энергий. * Тип урока: урок открытия новых знаний * УМК: Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений * Цель: изучить понятие механическая энергия * Задачи: * познакомить с понятием энергии на примере механической и её видами; * научить расчитывать кинетическую и потенциальную энергии; * установить связь между изменением энергии и работой сил, действующих на тело.

* Технологическая карта урока это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

* Необходима такая форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть: * что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов; * что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности; * как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

* Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

* необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся». * Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект- субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.

* 4-модульная карта

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика I. Актуализация знаний Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика II. Целеполагание Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика III. Планирование Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, явления, составления плана действий по изучению объекта, открытию «нового» знания Работают в группах. Обобщают результаты наблюдений, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика IV. Открытие нового знания Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в учебно- поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы, например: «Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?» Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Вносят изменения в алгоритмы

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика V. Отработка учебных действий Развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом – способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах; ситуации успеха для каждого. Осуществляет индивидуальную работу по устранению ошибок. Стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся. Проговаривают алгоритм действий в ходе выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах.

Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика VI. Рефлексия Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

* осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях ее протекания; * выработать план действий в соответствии с результатами постановки цели; * реализовать намеченное и * осуществить самоконтроль;

* Ориентировка в предметном содержании урока. * Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в предмете? Что я сам об этом материале знаю? С какими другими физическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?

* Ориентировка в конкретных условиях обучения. * Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, и какой степени, до какого уровня? Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться? Какие учебные действия необходимы для освоения материала? Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

* Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения. * Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства и методы обучения, отвечающие замыслу, будут способствовать достижению цели? Какой материал предлагает учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения? По каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия? Как провести оценку усвоения?

* 1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть "конечный" результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помогут учащимся данное понятие принять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить?) * 2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? * 3. Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний следует реализовать на этом уроке? Почему это следует сделать?

* 4. Как организовать урок: * а) как поставить перед детьми учебную задачу (УЗ), чтобы включить их в активную деятельность по принятию задачи: что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им "нужным", чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть "барьер"? * б) как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (Можно ли организовать урок так, чтобы дети сами "открыли" нужный признак, закон, способ действия? Если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа);

* 4. Как организовать урок: * в) как добиться освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом? * На этапе планирования учитель должен решить следующие задачи: поставить основную цель, промежуточные задачи и задать последовательность их решения; определить основные виды деятельности детей на каждом этапе урока; выбрать средства и способы организации деятельности детей.

* 5. Оценка плана урока * правильно ли в плане урока отражена сущность изучаемого явления; * удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств; * получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий; * удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке.

* На этом этапе от учителя требуется ряд умений: умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (от постановки УЗ до получения задуманного результата): грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей; умение общаться с учащимися, создать доброжелательную атмосферу на уроке; умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

* Этап включает: решение вопроса о том, удалось ли реализовать задуманный проект урока; анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов; внесение необходимых уточнений и изменений в план дальнейшей работы.

Афанасьева Наталья Владимировна, зав.лаб.обеспечения ФГОС ООО, к.психол.н., доцент

* КЛАСС_____ДАТА____________ * УЧИТЕЛЬ__________________ЭКСПЕРТ____ * ТЕМА_________________________________ * ЦЕЛЬ УРОКА__________________________

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 1ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию; -групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка; - групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета; -организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) -групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; - определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету 3 2,5 2 1,5 1 0,5 П, К,Л,Р П,К,Л П,К П,Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 2ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ -формулировка целей, учебных задач; -выбор целей, учебных задач; -выбор количества и уровня трудности заданий; -выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности) -рассмотрение разных вариантов ответов; - оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся. 0,5 Р, П,Л Р, Л П,Р,Л Р,Л «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 3ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ выделение учащимися проблем, постановка задач; построение гипотез и планов их проверки; выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений; поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия); поиск способа решения (он не может быть задан); участие обучающихся в дискуссии. 0,5 П, Р П,Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 4РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ - использование ошибки для углубления знаний; - предоставление возможности ученику самому исправить ошибку ; -провокация ошибки учителем; -предупреждение ошибки учителем; -исправление ошибки другими учащимися; -исправление ошибки учителем 0,5 П,Л Р Р, К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 5ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА - помогает прояснить, конкретизировать мнение обучающегося; - выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; - уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; -подбадривает неактивных, привлекает их к работе; -инструктирует, советует - прибегает к внушению, убеждению учащихся 0,5 П,Л,Р,К Л,К Л,К П,К,Л Л,К,П Р,Л,К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 6ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели; - организует обсуждение критериев выполнения задания; - отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели - проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания - приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося; - организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно 0,5 Л, Р, П Л,Р, П Л, Р, П Л, Р, П «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 7ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ -осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач; -выявление обучающимися причин ошибок, допущенных в работе; -задания, в которых не срабатывает известный способ решения; -задания «как научить другого решать такие задачи»; -прогностическая оценка учащимися своих возможностей; - работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия). 0,5 Р.П,Л, К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. *ГРУППОВАЯ РАБОТА -предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно- распределенная деятельность; -учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.); -учитель контролирует соблюдение групповых норм; -учитель включается по запросу группы; -учитель периодически проясняет ситуацию решения; - проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе. 0,5 К, П, Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. *ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; термины, непонятные слова и выражения объясняются; вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ; выясняется место нового понятия в системе других понятий; ученики поощряются к объяснению понятий своими словами 0,5 П, Л П П П «+» или «+,», «»

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. 3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)