Роль и место критического мышления в образовательной политике России. Возможные перспективы развития и инструменты измерения. Самойлов А.В., МВШСЭН, факультет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Advertisements

О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
«Школьник – читатель» в контексте нового образовательного стандарта. Ожидания и возможности. Галактионова Татьяна Гелиевна, д.п.н., профессор, кафедры.
ПредметИзменения Математика, биология, иностранные языки, химия, физика Изменений нет Русский язык1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки.
Оценка качества образования: опыт России The 38th Annual International Conference of the IAEA «Designing the assessment of learning outcomes to make positive.
Департамент образования и молодёжной политики Новгородской области Формирование единой системы оценки качества образования в Российской Федерации О.В.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Изменения ЕГЭ 2013 года 1.
Миркес М.М., Ушакова Е.Г., эксперты ИПОП «Эврика». Институционализация современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных.
Ключевые особенности ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
Мастер-класс Грамотность чтения: динамика формирования метапредметного результата. Часть 1 Князева Наталья Владимировна Живина Оксана Викторовна – учителя.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт: основные позиции.
Международные технологии оценивания. PISA Programme for International Student Assessment - осуществляется OECD Цель : оценка грамотности - математической.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
«Московский институт открытого образования» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Транксрипт:

Роль и место критического мышления в образовательной политике России. Возможные перспективы развития и инструменты измерения. Самойлов А.В., МВШСЭН, факультет «Менеджмент в сфере образования»

Национальный Совет по развитию критического мышления Рефлексия Критика и критичность Самокритика Оценка и самооценка Оценочное суждение Базовые понятия критического мышления:

Programme for International Student Assessment (PISA) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Умения: найти доступ к информации и извлечь ее; сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя; размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его. РАЗДЕЛ: Читательская грамотность

Страны с наивысшими показателями по читательской грамотности МестоPISA 2000PISA 2003PISA 2006PISA 2009PISA Финляндия 546Финляндия 543Корея 556Шанхай 556Шанхай 570 2Канада 534Корея 534Финляндия 547Корея 539Гонконг 545 3Новая Зеландия 529Канада 528Гонконг 536Финляндия 536Сингапур 542 4Австралия 528Австралия 525 Лихтенштейн 525 Канада 527Гонконг 533Япония 538 5Ирландия 527Новая Зеландия 522Новая Зеландия 521Сингапур 526Респ. Корея 536 6Корея 525 Гонконг 525 Ирландия 515Ирландия 517Канада 524Финляндия 524 7Великобритания 523Швеция 514Австралия 513Новая Зеландия 521Ирландия 523 Тайвань 523 Канада 523 8Япония 522Нидерланды 513Лихтенштейн 510Япония 520Польша 518 9Швеция 516Гонконг 510Польша 508Австралия 515Эстония 516 Лихтенштейн Австрия 507 Бельгия 507 Исландия 507 Бельгия 507Швеция 507 Нидерланды 507 Нидерланды 508Новая Зеландия 512 Австралия 512 Россия462 балла место 442 балла место 440 баллов место 459 баллов место 475 баллов место

Индекс развития человеческого потенциала (Индекс образования) Рейтинг двадцати самых успешных образовательных систем мира ФинляндияГонконгСингапурАвстралияРоссия 21 место13 место18 место2 место55 место ФинляндияГонконгСингапурАвстралияРоссия 1 место3 место5 место13 место20 место

Образовательная политика Финляндии в области формирования навыков критического мышления одна из главных целей среднего образования по Постановлению правительства от 2002 года; одно из составляющих метапредметных умений в национальной учебной программе базового образования Финляндии от 2004 года; требуемое умение для учащихся основной школы в докладе Министерства образования и культуры Финляндии за 2012 год. Законы, декларации, постановления

Образовательная политика Гонконга в области формирования навыков критического мышления одна из основных целей проекта реформы образования от 2000 года; включено Советом по разработке учебных программ в перечень девяти основных ключевых умений, обязательных для формирования с 2001 года, и в новой версии программы от 2011 года; одно из трех приоритетных умений с 2002 года в образовательной программе начальной школы и первой ступени средней школы; одна из главных целей реформирования среднего образования второй ступени от 2005 года и программы реформирования на гг. Законы, декларации, постановления

Образовательная политика Австралии в области формирования навыков критического мышления (1989) The Hobart Declaration on Schooling Хобартская декларация (1995) Australian Qualification Framework Австралийская система квалификационных стандартов (1998) Australias Common and Agreed Goals for Schooling in the Twenty First Century Декларация об образовании от 1998 года (1999) The Adelaide Declaration on National Goals for Schooling in the Twenty-First Century Аделаидская декларация об образовании (2002) Global Perspectives: a framework for global education in Australian schools Государственная программа по реализации Глобального Образования в Австралии (2008) Melbourne Declaration on Educational Goals for Young Australians Мельбурнская декларация об образовании Законы, декларации, постановления

Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления в ряде стандартов с 2004 года определяется как обязательный навык для развития (обществознание, математика, естествознание, история, экономика), а в ряде предметных областей прописываются отдельные составляющие критического мышления (например, русский язык); входит в составляющую универсальных учебных действий в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 2009 года, стандарт основного общего образования, в стандарт среднего (полного) общего образования. Законы, декларации, постановления

Стандарты, предметные программы Образовательная политика Финляндии в области формирования навыков критического мышления обязательное требование в предметных стандартах основной школы по биологии, географии, здоровью, искусству, этики; требуемые навыки при формировании таких метапредметных умений, как активная гражданская позиция и предпринимательство, СМИ и коммуникативные компетенции; прописано как требуемое умение в предметных стандартах старшей школы в таких предметных областях, как родной язык и литература, биология, география, химия, религиоведение, этика, философия, история, социология, психология, музыка, искусство и культура, здоровье.

Стандарты, предметные программы Образовательная политика Гонконга в области формирования навыков критического мышления обязательный для формирования навык в предметных программах.

Стандарты, предметные программы Образовательная политика Австралии в области формирования навыков критического мышления формируются в большей степени через такие предметные области, как английский язык, естествознание, математика и история.

Стандарты, предметные программы Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и основной школы формируются через работу с текстовыми материалами и при формировании ИКТ-компетентности; прописано в таких предметах, как обществознание, география, химия.

Требования к уровню сформированности критического мышления. Образовательная политика Финляндии в области формирования навыков критического мышления не прописаны в национальной учебной программе для старшей школы и национальной учебной программе базового (основного) образования.

Требования к уровню сформированности критического мышления. Образовательная политика Гонконга в области формирования навыков критического мышления прописаны частично (например, в программе по английскому языку для второй ступени средней школы прописаны дескрипторы ожидаемых достижений в области формирования навыков критического мышления по двум уровням).

Требования к уровню сформированности критического мышления. Образовательная политика Австралии в области формирования навыков критического мышления ACARA определяет четыре блока, которые составляют основу критического мышления, описывает умения, формирующиеся через учебные предметные программы, прописывает требования к каждому умению во всех четырех блоках по 6 уровням.

Требования к уровню сформированности критического мышления. Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления не прописаны.

Оценивание Образовательная политика Финляндии в области формирования навыков критического мышления проводится учителями и включено в предметное оценивание; в критериях оценивания экзамена на аттестат зрелости по родному языку прописаны проверяемые навыки критического мышления.

Оценивание Образовательная политика Гонконга в области формирования навыков критического мышления проводится при проведении формирующего оценивания; нет прямых требований к оцениванию уровня сформированности навыков критического мышления в экзаменационных работах для первой ступени основной школы; оценивается при проведении экзамена Hong Kong Diploma of Secondary Education (HKDSE).

Оценивание Образовательная политика Австралии в области формирования навыков критического мышления - проводится при оценивании работ Портфолио (формирующее оценивание), которые являются обязательными для всех уровней обучения по всем предметным областям; - на уровне национальной системы оценивания тест по оцениванию австралийских школьников 6 и 10 годов обучения по основам граждановедения включает в свою спецификацию показатели для оценивания навыков сформированности критического мышления.

Оценивание Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления входит в систему оценивания проектной деятельности; отдельные составляющие критического мышления входят в систему оценивания государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов по обществознанию.

Статистические данные Образовательная политика Финляндии в области формирования навыков критического мышления представляются (например, по результатам экзамена по родному языку).

Статистические данные Образовательная политика Гонконга в области формирования навыков критического мышления не было выявлено проведения анализа по уровню сформированности навыков критического мышления.

Статистические данные Образовательная политика Австралии в области формирования навыков критического мышления представляются (например, по результатам экзамена «Основы граждановедения»).

Статистические данные Образовательная политика России в области формирования навыков критического мышления нет данных.

Независимое австралийское учреждение, ответственное за разработку национальной учебной программы, национальной системы оценивания, сбора данных и предоставления отчетности Семь главных навыков (General Capabilities) в основе всех учебных программ: грамотность, умение считать, информационная и коммуникационная компетентность, критическое и творческое мышление, личная и социальная компетентность, этическое поведение, межкультурное взаимопонимание.

Четыре блока, составляющих основу критического мышления (ACARA) Блок 1. Познание - выявление, изучение и уточнение информации и идей. Блок 2. Генерация идей, возможностей и действий. Блок 3. Рефлексия. Блок 4. Анализ, синтез и оценка рассуждений и действий.

Блок 1. Познание - выявление, изучение и уточнение информации и идей. - умение задавать вопросы - умение определить и уточнить информацию и идеи - умение организовывать и обрабатывать информацию.

Требования к уровню сформированности навыков критического мышления на примере учебного курса по истории Год обученияТребования по 6 уровнямКак формулируется данное требование в курсе истории: 9-10 годыУровень 6. Задают вопросы для критического анализа сложных ситуаций и абстрактных идей. - умение сформулировать вопрос об одном из аспектов прошлого, требующих приведения исторического примера. - умение определять, планировать и исследовать (индивидуально и в составе группы) конкретные исторические вопросы или проблемы.

Оценивание проводится при оценивании работ Портфолио (формирующее оценивание), которые являются обязательными для всех уровней обучения по всем предметным областям; на уровне национальной системы оценивания тест по оцениванию австралийских школьников 6 и 10 годов обучения по основам граждановедения включает в свою спецификацию показатели для оценивания навыков сформированности критического мышления.

Образовательная политика Сингапура в области формирования навыков критического мышления «Желаемые результаты образования», который издается Министерством образования Сингапура с 1997 года. Последняя редакция данного документа вышла в декабре 2007 года. Данный документ определяет цели системы образования для каждой ступени образования: начальная школа, средняя школа и старшая школа (8 целей) На конец начальной школы учащиеся должны На конец средней школы учащиеся должны На конец старшей школы учащиеся должны уметь убедительно и уверенно выражать свои мысли могут по достоинству оценить различные точки зрения и эффективно общаться уметь критически мыслить и быть убедительными в общении

Система национального оценивания учащихся старшей школы в области критического мышления Учебный план нового образца для старшей школы (The Singaporean A- level curriculum) был введен в 2006 году. Учащиеся выбирают предметы, градирующиеся по трем уровням сложности (Higher 1, Higher 2, Higher 3). Предметы в новой учебной программе делятся на две категории: собственно предметные области (язык, математика, литература и так далее) и предметы, которые формируют компетентности (General Paper, Knowledge and Inquiry and Project). Все учащиеся должны пройти обязательный предмет General Paper (уровень Higher 1), за исключением тех учащихся, кто выбирает предмет Knowledge and Inquiry (уровень Higher 2). Сам по себе предмет Knowledge and Inquiry по своей структуре состоит из трех блоков: 1 блок – понимание природы и устройства знания (Understanding the Nature and Construction of Knowledge), 2 блок – критическое мышление (Critical Thinking) и 3 блок – умение общаться (Communication)

Система национального оценивания учащихся старшей школы в области критического мышления Knowledge and Inquiry The Singapore-Cambridge General Certificate of Education Advanced Level. Учащиеся оцениваются по трем работам: 1. – эссе, 2. – критическое мышление и 3. – самостоятельное исследование. Второй раздел работы по критическому мышлению состоит из двух разделов. В первом разделе предлагается один завуалированный вопрос, связанный с темой природы и устройства знания, и во втором разделе предлагаются три вопроса по разным темам предмета Knowledge and Inquiry.

Система национального оценивания учащихся старшей школы в области критического мышления требования и ожидаемые результаты: умение критически анализировать аргументы, информацию, мнения, которые представлены в текстах; использование правильных языковых форм и умение ясно и структурированно представлять свои аргументы; умение выявлять и оценивать допущения и точки зрения, проверять утверждения и умение предоставлять обоснованные аргументы с подтверждениями.

Система национального оценивания учащихся старшей школы в области критического мышления Статистические данные выпускаемые Министерством образования Сингапура пресс-релизы, сборники образовательной статистики «Education Statistics Digest», выпускаемый каждый год Департаментом статистики Сингапура «Ежегодник статистики Сингапура» («Yearbook of Statistics Singapore. 2013»)

Система национального оценивания учащихся старшей школы в области критического мышления Процент учащихся старшей школы, сдавших General Paper или Knowledge and Inquiry с 2002 по 2011 г.г.

Спасибо за внимание!