«Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 13»: Бахарева П.С. Курган 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
Advertisements

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – одно из звеньев педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
ПОДГОТОВИЛА: ВАСИЛЬЕВА ЭЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Программа дополнительного образования Логоритмика Составили: Шелкова С.В., Линник В.И музыкальные руководители Шульга О.В. учитель-логопед Детский сад.
Презентация опыта работы «Преодоление речевого нарушения у дошкольников путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через логоритмику» Подготовила:
Логоритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы Шумахер О.В. учитель-логопед.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях» Т.И. Глушкова Т.А. Мельникова МКДОУ 37 «Теремок» 2013 год.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
МАДОУ детский сад «Надежда» г.Кирово-Чепецк Кировская область Коррекционно-педагогическая работа с использованием логоритмических игр и упражнений с детьми.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
«Структура логоритмических занятий при разных речевых нарушениях» Подготовила учитель-логопед ГБДОУ црр д/с 23 Иванова Марина Николаевна.
Учитель-логопед МБДОУ детского сада компенсирующего вида 44 Задерей Елена Викторовна.
Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением.
Транксрипт:

«Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 13»: Бахарева П.С. Курган 2013

Здоровые!

Счастливые!

Улыбающиеся!

Умеющие общаться с окружающими людьми!

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Основные задачи логоритмического воздействия: 1. развитие слухового внимания; 2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; 3. развитие фонематического слуха; 4. развитие пространственной организации движений; 5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; 6. формирование и развитие кинестетических ощущений; 7. воспитание выразительности и грации движений; 8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 10. развитие физиологического и фонационного дыхания; 11. развитие певческого диапазона голоса; 12. развитие чувства ритма; 13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; 14. воспитание умения перевоплощаться; 15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; 16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Методологическая основа: положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.

III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков I этап Подготовительный I этап Подготовительный Содержание работы Содержание педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы.

Методы обучения Наглядные (используются при обучении движению) Наглядные (используются при обучении движению) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Приёмы работы - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы.

Средства логопедической ритмики: - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения для развития музыкального слуха; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения в игре на инструментах; - импровизация на детских музыкальных инструментах; - игровая деятельность; - развитие творческой инициативы; - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

Упражнения на развитие артикуляции Упражнение «Чашечка» Упражнение «Толстячки и худышки»

Упражнения на развитие дыхания Упражнение «Пёрышки» Упражнение «Волшебные снежинки»

Пение «Колыбельная» «Это я…»

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения Упражнение «Капель» Упражнение «Сколько птиц…»

Коммуникативные игры и танцы Танец «Весна-красна идёт» Игра «Ну-ка все берись…» Танец «Бабка-Ёжка» Игра «Шапочка»

Упражнения на релаксацию «Цветы» «Детки отдыхают»

Требования к проведению логоритмического занятия: - занятие проводится фронтально один раз в две недели; - продолжительность занятия минут (в зависимости от возраста детей); - одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности; - тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы; - сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя) и родителей в подготовке и проведении логоритмических занятий.

Уровни успешности Средняя группа уч. год Старшая группа 2010 – 2011 уч. год Подготовительная группа 2011 – 2012 уч. год Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года Высокий8,3 %67 %-38,5 %66,7 %81,8 % Средний83,3 %33 %92,3 %61,5 %33,3 %18,2 % Низкий8,3 %-7,7 %--- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, в %

Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!