1. Формирование культуры, основанной на социалистической идеологии; 2. Подъем общего уровня образования у народа; 3. Формирование рабоче-крестьянской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Advertisements

Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Культура, духовная жизнь советского общества в е годы.
Культура, духовная жизнь советского общества в е годы. Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края
Социалистический реализм Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…
«Духовная жизнь 20-х годов XX века». План урока 1.Борьба с неграмотностью. 2. Положение научной интеллигенции в СССР. 3.Партийная линия в области художественной.
Ефимов ГК. МОУ «Западнодвинская СОШ 1» г Западная Двина. Тверская обл. Культура, д уховная жизнь советского общества в е годы.
Культура СССР годов Подготовила Гущина Анастасия 11 «А» класс.
Художественные объединения х годов История русской культуры 9 класс.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА. Советская эпоха – этап отечественной истории, охватывающий год. 20-е годы – период «пролетарской.
«Культурная революция» Культурная революция - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в е гг. XX в. Термин "культурная.
Духовная жизнь советского общества в 20-е годы 1. Образование в первые годы советской власти 2. Отношение интеллигенции к новой власти 3.«Сменовеховство»
Лушина В.Д., учитель истории Гимназии 14 г. Улан-Удэ.
Искусство СССР в 1930-е годы
Тема урока: «Культура и искусство России начала xx века»
«Искусство должно служить народу и революции…» А. В. Луначарский, нарком просвещения.
По названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным.
Тема урока? Вопрос 1: Действие одного из сюжетов юмористической телепередачи "Шесть кадров" происходит вскоре после Октябрьской революции. Ленин приглашает.
Лист контроля п/п Ф.И.Домашнее задание Проект, вопрос-ответ Оценка 1Авдошина Олеся 2Благова Анна 3Васильева Алиса.
«Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах» Н. Бердяев «Россия гибнет. Гибнет великая русская.
Транксрипт:

1. Формирование культуры, основанной на социалистической идеологии; 2. Подъем общего уровня образования у народа; 3. Формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.

Для формирования нового сознания использовались средства гос. Власти. Агитпром – агитационно-пропагандистский отдел; Главлит – цензура печатных изданий; Главрепертком – цензура театральных постановок; Главполитпросвет (Н.К.Крупская) – руководство государственной пропагандой коммунизма Социалистический реализм – главный художественный метод советского искусства.

Ликвидация неграмотности. Реформирование системы образования. Государственная комиссия по просвещению и Наркомат просвещения ( Луначарский А.В.) -Декрет «О ликвидации Безграмотности среди населения РСФСР».1919г. 8-50лет-читать, писать г. Всероссийская Чрезвычайная комиссия по Ликвидации безграмотности, -1923г.-общество «Долой неграмотность».

Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование»; Постановление «О школах национальных меньшинств»; «О единой трудовой школе»(2ступени); 1925г.- декрет о введении в РСФСР всеобщего начаотного обучения (10лет); 1918г. Декрет «О правилах поступления в вузы РСФСР» без экзаменов,с 16 лет, но при приеме соблюдался классовый принцип; Рабфаки – курсы, на которых молодеж в сжатые сроки одолевали программу 4-6кл. Школы.

Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.А.Сорокин(социолог), И.А.Ильин, С.Н.Булгаков, А.Боголепов, А.А.Кизеветтер (историк).

В эмиграции оказались: С.С.Прокофьев, Рахманинов С.В., Глазунов А.К., Шаляпин Ф.И., Вертинский А.А.; Художники: Репин И.Е., Коровин К.А., Шагал М. Расстреляны: Тихвинский М.(химик), Гумелев Л. (поэт)

Ипатьев В.И.,Бах А, Павлов И.П., Циолковский К.Э., Жуковский Н.Е., Ферсман А.Е(геолог) Поддержали Советскую власть. 20-е годы время становления таких ученых, как Выготский Л.Г., Капица П.Л., Иоффе А.Ф.

Литература призвана «служить трудовому народу» 1918г. –Всероссийский союз пролетарских писателей. 1920г. – РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) (Л.Л.Авербах, А.С.Серафимович, А.А.Фадеев и др.) В годы НЭПа – «Октябрь» (1922), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922), 1923г. – МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). «Серапионовы братья», «Перевал» - искали пути к новому искусству, подверглись критике рапповцев и лефовцев. 1934г.-Союз Писателей СССР – торжество «соц.реализма» в литературе.

Обосновали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики» В.В.Кандинский, К.С.Малевич К.С.Петров-Водкин

Агитплакаты художников из «Окон сатиры РОСТА». Подготовкой художников занимался ВХУТЕМАС (Высшие художественно- технические мастерские) (руководители Кандинский В., Малевич К.)

АХРР (Ассоциация художников революционной России) ( ), массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в распространении искусства. Для художников АХРР (И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман, Г. Г. Ряжский и др.) характерны развитие традиций передвижников в новых условиях, историко- революционная тема. Объединение имело около 40 филиалов в РСФСР и других республиках, издавало журнал «Искусство в массы» ( ), организовало 72 выставки в Москве и других городах Греков М. «Трубачи Первой конной армии».

ОСТ (Общество художников-станковистов), , основано в Москве выпускниками Вхутемаса во главе с Д. П. Штеренбергом. Члены ОСТ (П. В. Вильямс, А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Г. Тышлер и др.) в борьбе с представителями «производственного искусства» утверждали станковые формы искусства, стремились к отражению типических явлений современной действительности, к лаконизму и динамике формы. Ведущие художники общества сыграли важную роль в развитии станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства. Штеренберг Д. «Аниська» Дейнека А.А. «На стройке новых цехов».

общество художников ( ) в Москве. Включало главным образом бывших членов «Мира искусства» и «Голубой розы» живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (Л. А. Бруни, И. В. Клюн, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. А. Фаворский,И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев). Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, разрабатывали принципы современного градостроительства. Матвеев А. «Портрет А.С.Пушкина» Кравченко А. «Венеция» Щусев А. Мавзолей В.И.Ленина.

Фальк Р. «Красная мебель». «Четыре искусства» и ОМХ воплощали новую идеологию в новых формах (противники АХРР и ОСТ) ОМХ (Общество московских художников), Члены: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, А. Д. Древин, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. А. Осмеркин, Р. Р. Фальк и др. Разрабатывали советскую тематику, стремились к пластическому единству цвета и формы. В 1931 некоторые члены ОМХ перешли в АХР и общество распалось.

1919г.- Декрет СНК – все театры, киностудии объявлены национальной собственностью. Театры: им. Е.Б.Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. 1920г. В.Э.Мейерхольдом выдвинута программа «Театральный Октябрь» Массовый, агитационный театр, в котором зритель участник спектакля

1919г.-в Москве 1-я киношкола. С 1918 по 1921 в прокате: 13 художественных, 35 агитационных, 100 документальных лент. С.М.Эйзенштейн – положил начало развитию революционной тематики. Эйзенштейн «Иван Грозный» «Броненосец «Потемкин».

В 30-Е ГОДЫ культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. В 30-Е ГОДЫ сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, – культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

В конце 20-х – 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д.С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета). В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий – выдающиеся экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов, философ П.А. Флоренский и др. академик Д.С. Лихачев

Выдающиеся открытия были сделаны в сфере точных и естественных наук В.И. Вернадским, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицей, Н.И. Вавиловым, С.В. Лебедевым, Н.Д. Зелинским, А.Н. Туполевым, И.В. Курчатовым и др. Государствовкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых- естественников стороной.Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых- естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н.И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко и др.

К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д.Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ. Эмигрируют известная русская балерина Анна Павлова, актер Михаил Чехов. А. Куприн, А. Толстой, М. Горький, М. Цветаева, композитор С. Прокофьев уехали, но впоследствии вернулись. Потеряв надежду быть востребованными в новой России, эмигрируют К. Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, И. Северянин, Саша Черный, К. Коровин, С. Рахманинов, К. Малевич, В. Кандинский и др. Трагичной оказалась и судьба Федора Шаляпина первого Народного артиста РСФСР. Он с трудом выехал за границу на заработки. В России он оказался оклеветан, ему запретили возвращаться, лишили звания Народного артиста. Умер Шаляпин с мыслью вернуться на Родину.

География русской эмиграции